Преподобный Симеон Новый Богослов
Άγιος Συμεών ο Νέος Θεολόγος
Прп. Симеон Новый Богослов родился в 948 или 958 г. (согласно профессору П. К. Христу) в Галате Пафлагонской.
Жизнь прп. Симеона падает на вторую половину царствования императора Василия II Болгаробойцы (976-1025)
Когда он был в возрасте примерно девятнадцати лет его родители отправили в Константинополь, чтобы он там обучался в школах столицы и чтобы он пошел в дальнейшем на службу к императору. Его дядя Василий занимал важную должность при императорском дворе. Однако молодой Симеон отказался от этой великой почести и продолжил учебу после окончания средней школы в высших школах. Кажется, какое-то время он жил беспорядочной жизнью столичного молодого человека. В конце концов он встретил Святого Симеона Благоговейного (917-987), пожилого монаха из Студийского монастыря. Он продолжает трудиться, как прежде, в миру, но часто посещает своего духовного отца.
Симеон Студит вначале дал ему небольшое молитвенное правило, и он прочитал «Духовный закон» прп. Марка Монаха (Подвижника). Затем он пережил свой первый опыт богообщения и был озарен Нетварным Светом, который переполнил его и наполнил его несказанной радостью, так что не ощущал ни себя, ни окружавшего его мира. Но этот плодотворный период, когда святой Симеон предал себя молитвам и послушанию своему духовному отцу, длился недолго. Он вернулся к светской и нестабильной жизни, которой жил прежде. «В пропасти и на дне мутных помыслов и поступков себя он отвергся...». Однако даже в этот период, который длился шесть или семь лет, святой Симеон не полностью разорвал свои отношения со своим духовным отцом.
Наконец, он чудесным образом освобождается от всех мирских связей и поступает послушником в Студийский монастырь в возрасте 27 лет. Вскоре после этого игумен монастыря позвал его и попросил его оставить своего духовного отца. Симеон отказался и покинул Студийский монастырь. Он поступил послушником в соседний монастырь святого Маманта Ксирокерка. Вскоре он стал монахом, был рукоположен во священника, а через три года в возрасте 31 года был избран монахами игуменом монастыря святого Маманта с согласия патриарха Николая Хрисоверга. Он становится известным в Константинополе, одни его почитают, другие обрушиваются на него с нападками.
После первых легких шагов в духовной жизни, которые быстро привели его к созерцанию Нетварного Света, он встал на сложный путь аскетического подвига с терпением, чтобы содействовать усвоению Благодати. После долгого и тяжелого периода аскетической борьбы он вновь удостоился зрения Нетварного Света, но слабее. Трудности умножаются из-за реакции людей, которые не понимают смысла его духовной борьбы. Несмотря на многочисленные духовные переживания, он еще не знал Бога и чувствовал себя глубоко неудовлетворенным. В конечном итоге, в явлении Несозданного Света он испытывает личную встречу и общение со Христом. Это состояние становится постоянным. Из любви к ближнему и из-за его огромного желания сделать мир обладателем этой благодати, он открывает свой опыт другим и призывает их идти по этому духовному пути. Теперь он чувствует уверенность в том, что зовет не он, а Сам Христос зовет людей через Святого Симеона.
Его монастырь был в ужасном состоянии. Он борется за его восстановление и за духовное руководство монахов. Он всегда проповедует, что соединение с Богом возможно еще в этой жизни. Дорога, ведущая к этому соединению, исполнение заповедей Христовых, узкий и тернистый крест, аскетическая борьба. Он подчеркивает, что мы становимся причастными воскресению Христа уже в этом мире. Уже здесь мы начинаем начинаем видеть Христа. Учение не было адресовано пустынникам и монахам анахоретам. Оно было адресовано обычным монахам киновии столицы и широкому кругу верующих.
Святой Симеон был уверен, что его слова и учения были вдохновлены Святым Духом. Он объясняет, что так часто говорит о себе и своем опыте, потому что хочет, чтобы его духовные дети тоже приобщались к этому дару.
В монастырь святого Маманта приходит много новых монахов. Была сформирована группа верных и преданных учеников. Среди них был бывший епископ Италии по имени Иерофей. В народе Константинополя он становится все более и более известным Многие важные люди посещают его в поисках духовного руководства. Но некоторые из его окружения противятся св. Симеону. Начинает закрадываться охлаждение. Создается группа, которая оказывает противодействие преподобному Симеону. Между святым Симеоном и группой монахов возникает напряженность.
Несмотря на невзгоды, с которыми он столкнулся, он по-прежнему призывает монахов, которые были под его руководством, к более высокой духовной жизни в поисках божественного просвещения. Через пятнадцать лет после своего возведения в сан игумена, часть монахов монастыря святого Маманта, около 30, восстали против него.
Однажды, когда он проповедовал в церкви в час совершения утрени, как он привык, его насильно прервали. Они напали на него "словно звери" с намерением выгнать его из монастыря. Попытка не удалась из-за спокойствия святого Симеона, который оставался «непоколебимым» на своем месте, «не злобясь на виновных и радостно взирая на них». Восставшие, произведя много шума, взломали дверные замки монастыря и побежали через город к Патриархату. Патриарх Сисиний (995-998) изгнал монахов из монастыря. Приговор был отменен после заступничества святого Симеона. В 1005 году он подал в отставку после двадцати пяти лет своего игуменства в монастыре.
Святой Симеон также пострадал из-за нападок бывшего митрополита Никомидийского Стефана. Стефан был политической фигурой и обладал даром дипломатии, был «человеком разумным и мудрым, способный всякому спрашивающему дать ответ на неожиданные вопросы благодаря широте образования и благоподвижности языка". Время от времени оба мужа встречались в Патриархате, и Стефан воспользовался этой возможностью, чтобы задать сложный богословский вопрос Симеону, надеясь поймать его в ловушку и тем самым показать его невежество. "Как вы отделяете Сына от Отца, мысленно или реально?" Святой обещал дать свой ответ в письменном виде. В своем ответе он вспоминает предварительные условия вопроса Стефана, объясняя истинное значение различий в Троичном Боге, которые находятся в пределах различия Его Ипостасей, но не относятся к Его природе. Это также относится и ко всем тем - и здесь это относится к синкеллу - которые смеют богословствовать, не имея в себе Духа Божьего:
Исшел Дух
Всесвятый, от Отца неизреченно
и был послан через Сына людям:
ни неверующим и ни философам,
ни риторам и ни честолюбцам,
ни изучающим писания эллинов
ни тем, кто не ведает Писаний сути,
ни тем, кто ведет жизнь как на сцене,
ни тем, кто глаголет витиевато и много,
ни имеющим имя известное,
ни дружащим со знаменитыми...
Конфликт был между двумя различными способами богословия и понимания духовной жизни.
П. К. Христу пишет по этому поводу: «Симеон Новый Богослов жил во времена замечательного расцвета всех областей общественной жизни в Византии, политической, экономической, культурной, церковной; согласно моих хронологическим предположениям с 958 по 1036 год. … Византия теперь имела возможность организовывать на новой основе высшее образование, которое должно было стать образцом для европейских университетов, которые вскоре появились, чтобы придать новый импульс развитию философии и наук, систематически организовывать социальные заботы ... Игумен же, благодарный ученик составил праздничное богослужение в честь своего учителя (Симеона Благоговейного, Студита), сразу же после его смерти. Он хорошо знал его с детских лет и считал, что неуместно скрывать его божественные дары, что он обязан о них возвестить. Поэтому он написал синаксарь своего учителя, составил ему похвальное слово и написал ему песнопения. Празднование проходило без проблем в течение нескольких лет, но затем началась реакция. Стимулом для этого послужил Стефан, митрополит Никомидийский, выдающийся иерарх с серьезным образованием и выдающимися способностями, но твердо привязанный к поведению, которое сочетало светский, мирской формализм и соответствие традиционной строгости. Он не был готов терпеть нововведения, подобные тому, что хотел ввести Симеон.
Вопрос, который их разделил, был не так уж маловажен, как может показаться на первый взгляд. Речь шла не об установлении памяти еще одного святого, а о фундаментальном принципе христианской веры: действует ли сегодня в Церкви Святой Дух, как прежде, или же Его действие прекратилась; является ли духовное совершенство состоянием, которого могут достигать и сегодня верующие, или же это уже что-то устаревшее....
Другой Симеон, Метафраст, несколько десятилетий ранее обработал самым разумным и благочестивым образом жития святых и опубликовал их в своем монументальном сборнике «Минологион». В то время проявлялось высокое уважение к святым, но все они были древними. Тогда складывалось общее впечатление , что святость является привилегией древних времен времен и что новые святые теперь уже не могут появиться. Это мнение было также представлено и позицией Стефана Никомедийского. ... Проповедь Симеона заключается в том, что совершенство может быть достигнуто в любое время, и эта святость является привилегией всех времен и всех людей, поскольку Дух действует и сегодня... (Περιοδικό ΣΥΝΑΞΗ, “Άγιος Συμεών ο Θεολόγος του φωτός”, Π. Κ. Χρήστου, σελ. 9 και 12)
Конфликт длился около 6 лет и закончился 3 января 1009 года изгнанием святого Симеона. Его выгнали зимой, не дав ему даже необходимое питание. Синкелл убедил Патриарха провести расследование в монастыре в надежде, что он найдет большие суммы денег. Его люди вошли в монастырь святого Маманта, разбивая все и хватая книги и одежду святого, не находя никаких сокровищ. В итоге святой Симеон был отозван из ссылки и нашел в Константинополе многих своих поклонников. Патриарх принял его с честью. Патриарший арбитраж завершил конфликт с синкеллом Стефаном около 1010-1011.
Ненависть к учению Симеона была велика. У оппозиции были свои взгляды, которые они считали традиционными и реалистичными. Их позиция заключалась в том, что их время полностью отличалось от времени апостолов, и что в то время невозможно было подражать их святости: тот, кто учит этому или высокомерен, либо сумасшедший. Для святого Симеона, однако, эти идеи были серьезным искажением Евангелия, и он изо всех сил пытался восстановить подлинную евангельскую жизнь, которая отсутствовала. Сначала нужно узреть Бога, а затем поговорить о Нем.
В конце концов он добровольно обосновался на месте своего изгнания и завершил ремонт монастыря Святой Марины. Его репутация как харизматической личности, человека, наделенного пророческими дарами, совершающими чудеса, распространяется все больше и больше и привлекает большое количество людей.
Несмотря на преклонный возраст, он снова отправился навестить свое Отечество и свой дом. В конце концов, он заболевает. «А болезнью его было расстройство кишечника: оно истощало его тело и полностью разрушало связь составляющих его элементов. Итак, блаженный лежал довольно дней, охваченный болезнью, постепенно терял силы, истлевал плотью и освобождался от [телесных] оков. От болезни плоть его так иссохла, что он сам не мог и пошевельнуться, если бы заранее не давали ему руку помощи и не переворачивали его с боку на бок при помощи некоего приспособления». Но однажды его увидели поднявшихся над полом его келлии на высоту в четыре аршина и пребывающем в «невыразимом » свете..
После тринадцати лет жизни в изгнании святой Симеон, Новый Богослов, почил 12 марта 1021 или 1036 (согласно П. К. Христу). Как нам повествует его биограф, прп. Симеон предсказал дату своей смерти и перенесения его мощей, которое произошло 30 лет спустя.
Как Ты бываешь и огнем пылающим и водою орошающею?
Как Ты и сожигаешь и услаждаешь, и тление потребляешь?
Как людей богами содеваешь и тьму в свет обращаешь?
Как из ада возводишь и смертных в нетление облекаешь?
Как тьму к свету привлекаешь и ночь (дланию) удерживаешь?
Как Ты сердце озаряешь и меня всего изменяешь?
Как с людьми соединяешься и сынами Божиими их содеваешь?
Как любовью к Себе возжигаешь и без стрелы уязвляешь?
перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет" 2020г.