Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Протопресвитер о. Спиридон Лонтос, кандидат богословия

πρωτοπρεσβύτερος π. Σπυρίδων Λόντος, υπ. Διδάκτωρ Θεολογίας

Радуйся Живоносный Кресте

Χαίροις ο Ζωηφόρος Σταυρός

 

Мои возлюбленные братья, мы находимся примерно на середине Великого Поста, и наша Церковь в третье Воскресенье Поста совершает праздник Поклонения Кресту Господню. То есть она возносит Честной Крест и нас призывает ему поклониться , чтобы получили освящение и благодать.

В Кесарии Филипповой происходит исповедание апостолом Петром Христа как Мессии , что Христос  это«Сын Божий» (ст.29), и далее говорится об условиях, которые поставляет Господь для тех, кто желает следовать за Христос и о последствиях. Те, которые желают быть настоящими Его учениками будут идти тем же путем к Богу, то есть через Крест и страдание, к славе и к Его небесному царствию.

Ученики не понимали кто такой Мессия и каково же его настоящее служение, миссия. После исповедания Петра, что Иисус Христос есть Мессия, Иисус Христос предупредил его, чтобы он никому об этом не этом (Марк. 8, 30). Слова Христа о Его Страданиях звучали для учеников как что-то странное, но Господь своим отвращением от ошибочного мирского понимания Петра Его миссии делает ему замечание и напоминает те, которые был призван следовать за Ним, должны в свое жизни видеть в перспективу страдание. Он начал их учить тому, что Сыну Человеческому придется много пострадать и быть отверженным священниками и первосвященниками, и книжниками, чтобы быть убитым и спустя три дня воскреснуть. (Марк. 8, 31-32).

По этой причине этому следуют и условия и последствия для тех, кто «следует» за Христом. Иисус Христос призывает Своих учеников к тому, чтобы они изменили их мирской образ жизни, чтобы они подчинили свою волю боле Божией, чтобы они отвергли самих себя, чтобы они подъяли-подняли свой крест и последовали бы за Ним. И если они хотят спасти сою душу, то им следует «отвернуть» свою душу. Он требует полной самоотверженности, используя три слова: отвергаюсь - подъемлю – следую.

Верный христианин будет переживать насмешки и злоречие, бедствия и печали и понесет «несправедливые страдания", как уверяет апостол Петр. Вот почему Бог, который «пострадал за нас» призвал нас быть подражателями Его Страстей [3]. Поскольку мы находимся в мире,  то у нас будут скорби, сказал Господь, но у нас будет мужество, потому что Он победил мир (Иоан 16:33). И все эти бедствия произойдут из-за нашей веры и для исповедания Его Святого Имени [4]. «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной»(Ефес 6:12). Нашим оружием, однако, является «сила Божия сильная на разрушение твердынь» [5].

Путь христианина в этом  не должен отличаться от пути Христа. Крест-страдание-воскресение-царство Божие. Верующий в Господа оставляет, отрекается от своей жизни и, наконец, спасается. Истинный ученик Христа готов терпеть горести, опасности, борьбу, страдания за Христа, а его полной наградой будет вечная жизнь. «Потеря» его жизни со смертью ради Христа имеет своей наградой Царстве Божьем.

Наша цель не в том, чтобы завоевать мир, теряя наши душ или меняя наши души на что-то временное, а в том, чтобы отдать наши души, наши жизни за Христа и Его Евангелие, чтобы всегда Его исповедовать среди неверующего и греховного мира.. Вы обретаете вечную жизнь в Царстве Божием, жертвуя своей жизнью ради Христа и Его Евангелия.

Тем, кому стыдно признать, что они полностью принадлежат Христу, Христос не признает их Своими во время Суда. Исповедание веры во Христа является ключевым показателем настоящего ученика, который хочет быть достойным своего учителя [6]. Апостол Павел в своем Послании к Тимофею призывает его не стыдиться свидетельствовать о Христе.

Поэтому сегодня Церковь намеренно предлагает поклоняться «Великому Кресту Господню, треблаженному, всесвятому и живоносному древу, источнику освящения», чтобы духовно радоваться верующим. Крест нашего Господа - это наша похвала, как говорит апостол Павел [7], а слово о Кресте - это сила Бога, которая спасает [8].

Какова истина о Кресте? Давайте послушаем, что отцы нашей Церкви говорят о нем.

 

Свт. Иоанн Златоуст, беседуя о святом о Святом Кресте, говорит: «Крест ... принес примирение, мы соделал землю небом, смешал людей с ангелами, разбили акрополь смерти, парализовал силу дьявола, изгнал силу греха, избавил землю от заблуждения, снова явил истину, он изгнал демонов ... он сверг алтари ... он основал Церкви "[9]. Тем не менее, он говорит в одном из своих слов:" Крест отменил грех, он стал так называемым очистительным лекарством, средством примирения после многих лет вражды между человеком и Богом. Крест Господень открыл врата небесные, сделал врагов друзьями, восстановил падшего человека, возвел нашу человеческую природу на престол Божий, наделил нас бесчисленным множеством других благ. Крест является знаком и символом нашего спасения и свободы всех людей, а также милости и любви нашего Господа к нам. Этот Крест спас и возвратил к Богу вселенную, изгнал заблуждение, восстановил истину, землю соделал небом, людей соделал Ангелами. Из-за этого демоны уже не страшны, а достойны презрения ».

Свт. Афанасий Великий говорит, что «Крест из простого  дерева, посаженный в нечестивой вселенной и возращающий благочестие, стал врачом и защищающим лекарством".

 

Для Свт. Григория Паламы Крестом упразднена смерть. В своей беседе "На Честный и Животворящий Крест" он говорит: "Нам необходимо оставить ветхий pfrjy и пойти к самому Господу, для которого и кем все было сделано, Который сказал еще до Креста: кто не возмет своего креста, чтобы следовать за Ним, тот не достоин Его, и кто хочет следовать за Ним, тому следует отречься от себя, взять крест свой и последовать за Ним. Итакъ, въ этомъ сказывается Божія премудрость и сила: побѣдить чрезъ немощь, возвыситься чрезъ смиреніе, разбогатѣть чрезъ бѣдность. Но не только понятіе («слово») Креста и тайна, но и самое знаменіе его — божественно и достопокланяемо, будучи священной и честной Печатью, освящающей и совершающей, данныя отъ Бога человѣческому роду, вышеестественныя и неизрѣченныя блага, отъемлющей проклятіе и осужденіе, уничтожающей тлѣніе и смерть, доставляющей вѣчную жизнь и благословеніе, Спасительное Древо, Царскій Скипетръ, Божественный Трофей надъ врагами видимыми и невидимыми, — хотя бы неразумнымъ еретикамъ въ ихъ безуміи и не нравилось (такое почитаніе Креста Господня), ибо они не постигли значенія Апостольской молитвы (Ефес. 3, 14), чтобы возмочь постигнуть со всѣми Святыми, чтó суть широта и долгота, и глубина и высота: такъ какъ Крестъ Господень является возвѣщающимъ все домостроительство Его Пришествія во плоти и — заключающимъ въ себѣ всю тайну относительно сего, и — простирающимся во всѣ концы, и — все объемлющимъ: то, что — вверху, то, что —внизу, то, что — вокругъ, то, что — между. Выставляя же нѣкій предлогъ, — но причинѣ котораго, именно — напротивъ, и имъ бы слѣдовало, если бы имѣли умъ, вмѣстѣ съ нами покланяться Кресту, — они отвращаются отъ Символа Царя Славы, который Самъ Господь, имѣя взойти на него, явно называетъ Своимъ возвышеніемъ и Своей славой. Когда же придетъ время Его будущаго Пришествія и Явленія, Его предвозвѣститъ съ силой и славою многой сіе Знаменіе Сына Человѣческаго". (11)

Святой Андрей Критский говорит нам, что Крест для каждого из нас "страж в ночи, днем это башня, во тьме руководитель, в радости узда, в печали веселье, в искушениях помошник, в опасностях спаситель, в печалях утешитель, в нуждах защититель, в море управитель, в бедствиях прохлада ". [12]

Герман, Патриарх Константинопольский, охарактеризовывает честной Крест как «похвалу пророков и апостолов, оружие низлагающее, умервщление на земле еретиков». Он говорит, что все человеческие чувства, которые поклоняются Кресту, получают освящение от его благодати. [13]

 

Наконец, святой Феодор Стоудит в своей беседе «На поклонении Святому и Животворящему Кресту» пишет: «Сегодня вы поклоняетесь всесвятому Кресту, и благовествуется Воскресение Христово. Совершается сегодня поклонение жвоподательному древу, а мир весь оживляется в пламенном хвалении. Сегодня совершается поклонение трехдневному Кресту и четырежды празднуется радость. Блаженны глаза тех, кто видит мир всех трофеев "[14].

 

Наше единственная похвала, как утверждает Павел, это Крест Христов.

В наши трудные дни давайте с благоговением поклоняться Господу и нашему Богу, чтобы вскоре избавить нас от этой пандемии. Пусть наше пребывание в наших домах станет поводом для усердия к более духовным занятиям, изучению слова Божьего, к большей молитве и преданности Его воле. Давайте помолимся, чтобы просветились и освятились медицинские работники, дабы лечить больных и  оказать помощь нуждающимся. Давайте поклоняться Святому Кресту, цитируя слова священного гимна:

«Ра́дуйся, Живоно́сный Кре́сте, благоче́стія непобѣди́мая побѣ́да, дверь ра́йская, вѣ́рныхъ утвержде́ніе, Це́ркве огражде́ніе, и́мже тля́ разори́ся и упраздни́ся, и попра́ся сме́ртная держа́ва, и вознесо́хомся отъ земли́ къ небе́снымъ, ору́жіе непобѣди́мое, бѣсо́въ сопротивобо́рче, сла́во му́чениковъ, преподо́бныхъ, я́ко вои́стинну, удобре́ніе, приста́нище спасе́нія, да́руяй мíру ве́лію ми́лость».

 

Сноски

[1]Καραβιδόπουλος Ι.,Το κατά Μάρκον Ευαγγέλιο, Ερμηνεία Καινής Διαθήκης 2, Εκδ.Πουρναρα, Θεσσαλονίκη 1988, 265.

[2]Καραβιδόπουλος Ι., όπ.παρ.,σελ.271.

[3] Α΄Πετρ.2,19-21.

[4] Ιω. 15,21.

[5] Β΄Κορ.10,4.

[6]Καραβιδόπουλος, όπ. παρ., 275-276.

[7] Γαλ.6,14.

[8] Α΄Κορ. 1,18.

[9]Ιωάννου του Χρυσοστόμου, Ομιλία εις το “Πάτερ, ει δυνατόν εστί, παρελθέτω…, ΕΠΕ 26,99.

[10] Μ.Αθανασίου, “Λόγος εις το Πάθος του Κυρίου”, PG 28, 1056.

[11] Γρηγορίου Παλαμά, ομιλία ΙΑ΄ Εις τον τίμιον και Ζωοποιόν Σταυρόν, ΕΠΕ 9 ,316.

[12]Ανδρέου Κρήτης, Λόγος Ι’ – Εις την παγκόσμιον Ύψωσιν του τιμίου και ζωοποιού σταυρού, PG 97,1021.

[13] Γερμανού, Πατρ.Κων/λεως , Τη Τρίτη Κυριακή των νηστειών και εις τον ζωοποιόν Σταυρόν,PG140,645.

[14] Θεοδώρου Στουδίτου, Λόγος εις την προσκύνησιν του τιμίου και ζωοποιού Σταυρού εν τη Μεσονηστίμω, PG 99,693.

[15] Γαλ. 6,14.

 

©перевод интернет-портала «Православный Апологет» 2020г.

https://www.pemptousia.gr/2020/03/cheris-o-zoiforos-stsavros/#_ftn3



Подписка на новости

Последние обновления

События