Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Иоанн Фундулис

Почетный профессор Фессалоникского университета им. Аристотеля

Вознесение

Ἀνάληψις

 

Вознесение Господне. Иконография Праздника. Россия.: mila_lova ...

«Рече же къ нимъ Господь: сия суть словеса, яже глаголахъ къ вамъ еще сый с вами, яко подобает скончатися всемъ написаннымъ въ законе Моисеове пророцехъ и псалмехъ о Мне. Тогда отверзи имъ умъ, разумети Паисания. И рече имъ, яко тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути отъ мертвыхъ въ третий день, и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению греховъ во всехъ языцехъ, наченше отъ Иерусалима. Вы же есте свидетелие симъ…И се Язъ послю обетование Отца Моего на вы; вы же седите во граде Иерусалимсте, дондеже облечетеся силою свыше. Изведъ же ихъ вонъ до Вифании, и воздвигъ руце, и благослови ихъ. И бысть егда благословяще ихъ, отступи отъ нихъ,и возношашася на небо…И сия рекъ, зрящимх имъ взятся, облакъ подъятъ Его отъ очию ихъ. И егда взирающее бяху на небо, идущу Ему, и се мужа два стаста предъ гими во одежде беле, Ихе и рекоста: мужие галилейстии, что стоите зрящее на небо, Сей Иисусъ вознесыйся отъ васъ на небо, такожде приидетъ, имже образом видесте Его идуща на небо».[1]

Такими большими буквами святой Евангелист Лука описывает завершающую часть своего Евангелия и переходит к началу Деяний Апостол, последним явлением воскресшего Господа Его ученикам. Как в этих двух книгах святого Лука, так и Вознесение Господа закрывает историю земной жизни Христа и открывает история учеников, Церкви. Иными словами, оно является связующим звеном, переходом от одной фазы спасительного дела Творца к другому. Закрытием первого действия и открытие второго. Действительно, ровно спусти сорок дней после дня Воскресения, когда мы воспевали восславляли вмести с учениками славу Воскресения, поскольку мы на протяжении 40 дней переживали радостную атмосферу присутствия Господа, нас Церковь призывает умно предстать на гору Елеон, чтобы попрощаться с уходящим Спасителем.

Мне не известно, все ли мои слушатели могли бы побывать когда-либо во время богослужения вдень Вознесения Господня, или же в какой-то иной день во время литургического собрания в прекраснейшем храме Великой Церкви г. Фессалоники, Святой Софии. Огромный купольный свод  украшен чудесной мозаикой 9 столетия. В центре в светящейся славе восседает Христос, подпираемый двумя ангелами. Вокруг центра находятся двенадцать Апостолов с Богородицей, которые в состоянии некоторого изумления от величия происходящего, взирают  с восхищением на небо. А два облаченные в белые одежды Ангела обращаются к ним со словами из Деяний Апостолов: «мужие Галилейстии, что стоите зрящее на небо?» Можно думать, что все верующие, находящиеся внизу под огромным куполом соединены вместе с  Апостолами и наслаждаются сверхъестественным зрелищем. Поднимающимся ввысь Христом и постоянно не отделимого. Он постоянно взирает из глубины небес из сияющей всезлатой славы Своей и непрерывно воздвигая Свои руки и благословляя  Апостолов, Свою Церковь. И в положении, и в выражении, в дижениях Апостолов на мозаике каждый различает все неподдельные чувств и переживания, которые ощутили в тои величайший момент, но и все переживания, которые наполняют верующих, взирающих на славу восходящего на небо. Поэтому, несомненно, Вознесение Господне – это событие и праздник великих переживаний, многочисленных противоречий. Так же, безусловно, на него смотрит и Церковь в своем праздничном богослужебном последовании.

SAM_0714.jpg Подкупольная часть храма святой Софии в Салониках, мозаика 9 столетия. Вознесение Господне

Прежде всего, преобладает тон радости, славы, триумфа. Господь завершает дело Своего домостроительства. Он возносится как победитель и триумфатор ввысь над землей, которую Он спас, Отец Его принимает, ангелы и люди Его славословят как победителя, триумфатора, Спасителя. Этот тон радости о достославном Вознесении выражает первый тропарь праздника, первая стихира Вечерни, 2-го гласа:

«Госпо́дь вознесе́ся на небеса́, да по́слетъ Утѣ́шителя мíру: небеса́ угото́ваша престо́лъ Его́, о́блацы — восхожде́ніе Его́. Ангели дивя́тся, Человѣ́ка зря́ще превы́ше себе́. Отецъ жде́тъ, Его́же въ нѣ́драхъ и́мать Соприсносу́щна; Ду́хъ же Святы́й вели́тъ всѣ́мъ а́нгеломъ Его́: возми́те врата́, кня́зи, ва́ша, вси́ язы́цы, восплещи́те рука́ми, я́ко взы́де Христо́съ, идѣ́же бѣ́ пе́рвѣе[2]

Однако же эта радость это не только радость о славе Христе. Но это радость и о спасении человека. Поскольку Господь, восходя на небеса, восходит на небеса вместе со Своим человеческим телом, обожженной плотью. Оно восходит на небо и совосседает по правую сторону, одесную Божественного престола. Итак Господь становится первопроходцем из человеческого рода для восхождения в небесную славу, точно так же как во время Воскресения Христа Он стал перворожденным из мертвых. Он взял на Свои рамена заблудившееся человеческого естество и, обжив его, вознес и «взошел к Богу и Отцу». Это триумфальное шествие человека воспевается в «Славе и ныне» стиховны на Вечерни, 2 гласа.

«Взы́де Богъ въ воскликнове́ніи, Госпо́дь во гла́сѣ тру́бнѣ, е́же вознести́ па́дшій о́бразъ Ада́мовъ и посла́ти Ду́ха Утѣ́шителя, е́же освяти́ти ду́ши на́ша»[3]

Но радость о славе Христа смешивается с печатью о разлуке. И эту печать учеников образно живописует четвертая стихира Вечерни:

«Го́споди, апо́столи я́ко ви́дѣша Тя́, на о́блацѣхъ возноси́ма, рыда́ніемъ сле́зъ, Жизнода́вче Христе́, ско́рби исполня́еми, рыда́юще, глаго́лаху: Влады́ко, не оста́ви на́съ си́рыхъ, и́хже за милосе́рдіе возлюби́лъ еси́ рабы́ Твоя́, я́ко Благоутро́бенъ, но посли́, я́коже обѣща́лъ еси́ на́мъ, Пресвята́го Твоего́ Ду́ха, просвѣща́юща ду́ши на́ша».[4]

Радость, печаль и надежда. Надежда на то, что господь не ставит осиротевших Апостолов и Церковь. Он пошлет обещанногоДуха, Утешителя, чтобы пребывать вместе с ними, согласно его обещанию, вплоть до скончания мира. То что за преславным Вознесением последует явление Христа в мир во всей силе, об этом поется в первом тропаре-стихире Литии 1-го гласа

«Возше́дъ на небеса́, отону́дуже и соше́лъ еси́, не оста́ви на́съ си́рыхъ, Го́споди: да пріи́детъ Тво́й Ду́хъ, нося́ ми́ръ мíрови, покажи́ сыно́мъ человѣ́ческимъ дѣла́ си́лы Твоея́, Го́споди Человѣколю́бче.»[5]

Праздник Вознесения Господа это таинство. Таинство, которое переживает Церковь не только во время совершения воспоминания этого события, но ежедневно, в каждое мгновение своего существования. Которое переживает и каждый верующий в те часы, когда он возводит свои очи на небо, взыскуя его Спасителя. Он видит Его восходящим на небо, сидящим одесную (по правую руку) Отца в славе Божества, как это видел святой великомученик Стефан.[6] Он ощущает Его воздвизающиеся руки, чтобы его благословить, и Его слова, чтобы его умирить. Его слышит, как Он ведет беседу об умилении и утешении Утешителя Духа и о помощи свыше, и чтобы его убедить в том, что  Он всегда есть и будет вместе с ним вплоть до скончания века. Он приемлет силу и мужество, ощущая Его постоянное присутствие, теплоту благодати Святого Духа. И он ревностно идет в борьбу за жизнь, идя по земле, но он ищут горнего, заботясь о горнем, умея уверенность в своем обращении к небесам, где оно и будет увенчано ,откуда Христос «есть одесную Отца седя»[7], -согласно апостолу Павлу. Он уже является гражданином небес, поскольку его глава, Христос, находится на небесах.

© перевод интернет-содружества «Православный Апологет» 2020 г.

Источник: ΙΩΑΝΝΟΥ Μ. ΦΟΥΝΤΟΥΛΗ, Καθηγητοῦ Παν/μίου Θεσσαλονίκης. ΛΟΓΙΚΗ ΛΑΤΡΕΙΑ. Έκδοση Τρίτη. ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΑΠΟΣΤΟΛΙΚΗΣ ΔΙΑΚΟΝΙΑΣ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΤΗΣ ΕΛΛΑΔΟΣ. 1997, σελ.115-120

 


[1] Лука 24, 44-53, Деян. 1, 1-14

[2] Великая вечерня стихира на «Господи воззвахъ»

[3] Слава и ныне Стихир на стиховне Великой вечерни

[4] Великая вечерня стихира на «Господи воззвахъ»

[5] Стихира на Литии

[6] Деян. 7, 56

[7] Кол.3, 1



Подписка на новости

Последние обновления

События