Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Иерофей, митрополит Навпактский и св. Власия

Письменная Проповедь - Седьмой Вселенский Собор

Γραπτὸ Κήρυγμα: Ἡ Ζ΄ Οἰκουμενική Σύνοδος

000229

 

 

000238

Апостол Павел, дорогие братья, однажды говоря с пресвитерами  Ефесской Церкви, им сказал, что прекрасно знает о том, что после своего отхода из этой жизни, между ними внезапно появятся лютые волки, которые не пожалеют стада, и таким образом из членов Церкви выйдут люди, которые станут говорить  превратное, чтобы создать в Церкви Христовой проблемы (Деян.20, 29-30).

Это происходило на протяжении всей истории Церкви и ее жизни, поскольку появлялись различные еретики, которые принадлежали к антиправославным учениям, и они создавали проблемы в Церкви Христовой.

Дьявол всегда борется с  Церковью, он ненавидит Христа и хочет изменить Его учение. Именно в этой перспективе следует смотреть на ереси.

Верно то, что еретики использовали философию и рассуждения в вопросах богословских, но проблема состоит в том, что они не обладали чистым сердцем в котором действует Бог, согласно словах блаженств Христа «блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят»(Мф. 5, 8), в результате чего в нечистом сердце действуют демоны. Таким образом, в конце концов, ересь это демонская энергия, действие.

В 8 веке по Р, Х. появилась ересь известная как иконоборчество, которая была направлена против написания священных икон. Христиане пишут иконы Христа, Богородицы и святых и их лобызают, испрашивая благодать Христову. Но и несториане, павликиане, монофизиты отвергали поклонение священным иконам, потому что у них была проблема в отношении человеческой природы Христа, которые имели для этого свои собственные причины.

Так, император Лев III, Исаврянин издал в 726 году два указа против священных икон и запретил им поклоняться. Это же самое, несколько позднее, сделал и император Константин Копроним. Против этих решений боролись православные Отцы, потому что из своего духовного опыта они знали о великой силе Христа, Богородицы и Святых, которых они изображали, и о достоинстве икон.

 В 787 г. По Р,Х в Константинополе был созван, согласно решению императрицы Ирины Афинянки и ее сына Константина, VII Вселенский Собор, на котором председательствовал Константинопольский Патриарх Тарасий. Этот Собор отверг иконоборческий Собор 754г., состоявшийся при Константине Копрониме, предал анафеме еретиков иконоборцев и утвердил православное учение о священных иконах.

Этот Вселенский Собор опирался на учение свт. Василия Великого, Патриарха Константинопольского Германа, и, преимущественно, на учение прп. Иоанна Дамаскина. Согласно православному учению одно – это истинное служение, служебное поклонение (ἡ ἀληθινή λατρεία), которое воздается только Богу, «божественной природе», но не изображениям-иконам и  Святым, а  другое – это поклонение почтения, которое воздается священным изображениям-иконам. И, несомненно, это почитаемое поклонение восходит к первообразу. Это означает, что когда мы лобызаем священные изображения, то мы не поклоняемся веществу из которого они созданы, но ипостаси изображаемого, то есть тому, кто изображен на них.

Православная икона научает тайне воплощения Сына и Слова Божия. А отказ от поклонения почтения священным изображениям Христа, на самом деле, является  отвержением Его вочеловечения. Но и святые также изображаются на священных  иконах и почитаются, потому что они являются членами Тела Христова. Иконы  служат своего рода носителями божественной благодати, сообразно тому, как и в человеческой природе Христа действует божественная природа Слова. Поэтому они источают чудеса. Таково, в кратких словах, богословие священных изображений-икон, которое в действительности является богословием вочеловечения Христа, как его исповедовали Вселенские Соборы, а Святых как членов Его  достославного Тела..

На этом Соборе весьма важным было то, что на нем говорится о том, что Христос уневестил Святую Церковь, что Он на все века находится со Своими учениками, которым Он даровал Свет ведения, познания. И Он их избавил от тьмы идолопоклонства. Но от этого дара  и от этой традиции Церкви отошли еретики, которые были совращены извечным врагом.

Это и многое другое указывает на существующую разницу между Святыми Отцами и еретиками. Поэтому на этом Соборе были преданы анафеме все еретики поименно, начиная с Ария и до еретиков того времени, и провозглашается православное учение о почитаемом поклонении священных изображений.

В одном из пунктов Деяний Собора пишется: «Мы лобызаем (священные изображения) согласно словам Господа, Апостолов и Пророков, и мы научены их почитать и величать». Эта фраза указывает на великое различие между богословами опыта, которыми являются Отцы Церкви, и философствующими богословами, которые, по причине сердечной нечистоты, становятся действующими по наущению лукавых духов.

Богословы опыта, какими были Пророки, Апостолы и Отцы, из своего опыта знают, что когда кто-либо достигает Божественной славы пребывающей в испостаси Слова, тот видит Божественный Свет, превыше разумения и превыше чувства, поскольку там нет никакого размышления, никакой фантазии, никакого заблуждения. Однако же, после получения опыта откровения, они могут  изображать Христа, Богоматерь и Святых, но при этом они прекрасно знают, что  одно – это нетварные глаголы, то есть опыт откровения, а другое – это тварные изображения, которые возводят к этой нетварной славе, которую они не могут выразить в совершенстве.

Они, богословы опыта, также знают, что те, которые лобызают священные изображения и им поклоняются, таковые приемлют божественную благодать, сообразно их духовному состоянию, а сообразно этому они возжигают в себе пламя, стремление к зрению нетварной Божественной славы.

В рамках такого видения мы лобызаем Честной Крест, священные изображения-иконы Христа, Богоматери и святых, святые мощи, благословенные священные предметы, вещи и прославляем Христа, Который стал человеком, обожил человеческое естество и нас сделал членами Церкви, своего преславного Тела.

Митрополит Навпактский и св. Власия ИЕРОФЕЙ

Ὁ Μητροπολίτης
† Ὁ Ναυπάκτου καὶ Ἁγίου Βλασίου ΙΕΡΟΘΕΟΣ

 

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2017год

 



Подписка на новости

Последние обновления

События