Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Апология православия

Церковь и Церковное мышление
Выдержка из предисловия в 1-му изданию
«Ἐκκλησία καί Ἐκκλησιαστικό Φρόνημα»
Преосвященнейшего Митрополита Навпактского и св. Власия Иерофея (Влахос)

 

058

От редакции ПА: В издательстве монастыря Рождества Богородицы Навпактской митрополии вышло в свет 3-е издание книги Преосвященнейшего митрополита Иерофея "Церковь и Церковное мышление". В условиях активного обмирщения сознания иерархии и мирян в наше время эта книга имеет несомненную актуальность. В ней Преосвященный автор, видный богослов и пастырь Православной Церкви, указывает на наиважнейшие истоки формирования православного мышления в иерархии и людях, а также пути терапии озападненной ментальности внутри Православной Церкви, которая разрушительно влияет на саму Церковь и на ее соборность. К глубокому сожалению, несмотря уже на 3-е издание этой книги, она ни разу не была переведена и издана в России. Нашей публикацией некоторых доступных в сети интернет выдержек из этой книги, мы надеемся исполнить волю Божию, которая состоит в том, чтобы эта книга все-таки появилась, и в самое ближайшее время, в переводе на русский язык.

,Βιβλιοπαρουσίαση: «Ἐκκλησία καί Ἐκκλησιαστικό Φρόνημα»


На протяжении веков появлялись многие еретические учения, которые исказили богооткровенную истину, и против которых вели борьбу Святые Отцы "силой Духа",  то есть с помощью силу Святого Духа. И это потому, что Святые Отцы были носителями чистого Предания Церкви. Среди этих ересей были ересь арианства, а также духоборцев, монофизитов, монофелитов, иконоборцев и т.д. Все эти ереси преимущественно касались лица Иисуса Христа, но и святого Духа, и, вполне естественно они поколебали основы спасения человека. Потому что, если Христос не единосущен Отцу, но является первым творением Бога Отца, и если Святой Дух это не истинный Бог, тогда подрывается спасение человека, разрушается возможность спасения.
Позднее уже, в 14 столетии, появилась и другая ересь, которая была изложена Варлаамом , который основывался на рационализме. Если бы еретическое учение получило бы свое распространение и стало бы доминировать, но поколеблен был бы сам метод православного благочестивого богословствования об обожении, которым является исихазм, и мы в конечном бы итоге, пришли бы к агностицизму. Вопрос, который возникает и сегодня - существуют ли ереси. Ответ в данном случае несложны, поскольку все мы поставлены на то, чтобы свидетельствовать о том, что и сегодня ,  не только существуют еретики, порождения великих еретиков, но и еретических учений, которые излагаются , вероятно не только преднамеренно, некоторыми лицами, которые тем не менее считают, что они действительно являются членами Церкви Христовой. И, несомненно, на почве нашего невежества и необразованности, мы можем иметь о Боге и об образе спасения некоторые весьма неправильные мнения, Тем не менее нам следует вести подвиг и брань ради того, чтобы нам никогда не стать ересиархами, или порождениями великих еретиков, которые появлялись на протяжении всей истории Церкви.
Ибо все еретики на протяжении всего исторического существования Церкви, даже и духовенство, были членами Церкви и действовали в ее лоне. В связи с этим вполне применимым оказывается пророческое предупреждение апостола Павла: "и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою" (Деян. 20, 30).
Все ереси искажали и экклесиологию. Поскольку Церковь это Тело Христово, то искажение учения о Христе, о Святом Духе, об образе спасения человека имеет и экклесиологические последствия.
Кто-то может сказать, что раз существует сегодня и большая ересь, то она является экклесиологической ересью. И ей должны противостоять пастыри Церкви Христовой. Сегодня существует огромная путаница относительно того что такое Церковь, и кто в действительности является ее членом.  Мы смешивает и отождествляем Церковь с иными человеческими традициями, считаем, что Церковь разделена и расчленена,и, даже пребываем в неведении относительно образа спасения в Церкви. Так что относительно этого важного вопроса существует путаница.

*   *   *
Почти что все христиане , духовенство и миряне пришли осознанию, что сегодня существует весьма болезненный и острый вопрос, и есть необходимость в его разрешении. Это вопрос о приобретении церковного мышления-сознания. Наше сознание должно быть пропитано сознанием Церкви. Мысль, жизнь, общение, сремления, наши желания должны быть быть изменены добрым изменением церковной жизни.
Апостол Павел советует: "Ибо у вас должны быть те же чувствования (мышление), какие и во Христе Иисусе" (Фил. 3, 19). Потому что Церковь это не некая человеческая организация, но святое и благословенное Тело Христово, а поэтому и нам и следует обрести способность мыслить кафолическим умом Церкви. Нам не следует что-либо делать вне ее жизни и учения.
Это связано с двумя реальными вещами. Первая заключается в том, что сегодня есть много христиан, которые не обладают церковным сознанием, то есть "мыслят о земном" (Фил. 3, 19). Их мышление не согласуется с мышлением Церкви. Другая действительность заключается в том, что обретение церковного сознания, мышления связано с цельностью человека, которая связана с его обожением. Насколько нечистым и помраченным обладает умом человек, настолько он является младенцем и ребенком. Насколько возрастает у него просвещение ума, настолько он становится более цельным, что означает, что "он охристовывается" и "воцерковляется".
В этой ретроспективе мы можем смотреть на отрывок из послания апостола Павла: "когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое" (1 Кор. 13, 11). Если же связать данный отрывок с тем, что говорит апостол Павел прежде и в последствии - где он ведет речь о "совершенном" в связи с видением "отчасти" и в связи с видением Бога "лицом к лицу", в связи с видением "сквозь тусклое стекло" - тогда мы сможем понять, что церковное сознание связано с духовной цельностью человека, которое является причастностью очищающей, просвещающей и боготворящей энергиям Бога.
Сегодня очень много говорят об обретении церковного мышления. Однако, нередко,  мы не осознаем чем в действительности является церковное мышление-сознание. Мы его отождествляем со слепым послушанием некоторым общим законам или даже его связываем с чисто внешними вещами. Обыкновенно мы считаем, что церковное мышление это то, когда нас другие воспринимают.  Однако, если мы наберемся мужества для того, чтобы критически отнестись к нашим действиям, то тогда мы сможем себя упрекнуть в том, что мы лишены церковного сознания, мышления. Итак, мы делим людей на церковных и на не церковных не по внешним признакам, а сообразно с теми признаками, которые мы создаем мы сами, сообразно нашим страстям.
 Если сегодня и существует великая ересь, то она называется экклесиологической ересью. И ей необходимо противостоять пастырям Церкви Христовой. Сегодня имеется огромная путаница в отношении того что есть Церковь, и кто ее члены в действительности. Церковь мы смешиваем и отождествляем с иными человеческими традициями, и считаем, что Церковь разделена и расщеплена и, даже, не знаем о способе спасения в Церкви.
перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет" 2017год.

О СВЯТОМ МУЧЕНИКЕ ТУНОМЕ, КОТОРЫЙ МУЧЕНИЧЕСКИ ПОСТРАДАЛ ПОСЛЕ ЧУДА СХОЖДЕНИЯ СВЯТОГО ОГНЯ НА ВСЕСВЯТОМ ГРОБЕ ГОСПОДНЕМ (1579г.)

В. Хараламбос, богослов

В священной обители Великой Панагии в Иерусалиме, которую также называют  монастырем «Важных Монахов», и которая была возведена  там, где согласно традиции, стояла Пресвятая Богородица и видела Распятие Христа, там, в этой обители среди мощей  многих Святых, хранятся и мощи  святого мученика Тунома, эмира. Он мученически пострадал от турков, потому что исповедал веру во Христа. Помять этого мученика совершается  нашей Церковью 18 апреля.

Σχετική εικόνα

Когда в 1579г. Антихалкидониты Армяне получили  от турков разрешение войти во Всесвятой Гроб для получения в нем Святого Огня. Патриарх Иерусалимский Софроний и православные верующие собрались во Святом дворе священного храма Воскресения.  Патриарх Софроний молился возле большой правой внешней колонны храма Воскресения. Внезапно колонна рассеклась, и из нее изошел Святой Огонь.  Эмир Туном в то время находился на противоположном храму Воскресения высоком минарете.

слева от входа в храм Всокресения Христова видна рассеченная колонна, от которо в 1579г. изошел Святой Свет 

Как только он увидел чудо схождения Святого Огня, он отказался от богохульного и безбожного заблуждения Ислама. Исповедуя веру в Господа нашего Иисуса Христа как истинного Бога, он упал, « словно «пронзенный копьем», с вершины минарета и при этом нисколько не пострадал (Эмир Туном, в момент выхода Благодатного огня из колонны находившийся на площадке над входом и бывший свидетелем чуда, уверовал в истинность православной веры и громко исповедовал себя христианином перед своими единоверцами, громко воскликнув: "Велика православная вера, и я - христианин!" Стражники бросились на него, но он спрыгнул вниз, к христианам, с высоты более десяти метров.). Исповедание веры во Христа привели его к мучительной мученической смерти от турок (он был сожжен турками перед храмом Всокресения Христова).

Те православные христиане, которые колеблют веру во святой Огонь, по сути игнорируют и это свидетельство о том, что Благодатный огонь изошел из  из внешней колонный храма Воскресения Христова, а тем самым отвергают и исторический факт страданий мученика Тунома.  Тех, которые отвергают «видение яко огня Святого Света, нисходящего православным», о чем сообщается в кондаке святому мученику Туному, невозможно заставить поверить в чудо святого Огня, потому что  причина этого отвержения это не просто игнорирование исторического факта.

Его,«Якоже разбойник  взывал в единонадесятом часу помяни мя, такожде и к вере во Христа присоединился еси, эмире Туноме» (Тропарь Святому), по сути святого мученика отвергают. Однако же это важное историческое свидетельство стало еще одним подтверждением веры для многих маловерных.

Но отвергающие это чудо святого Огня не задаются вопросом, почему же с тех пор был издан фирман турецкого султана, согласно которому только православные греки имели право входить во Всесвятой Гроб для совершения церемонии схождения Святого Огня. Этот является несомненным историческим свидетельством, которое приемлют и армяне-антихалкидониты.  Отвергающие святой Огонь  не задаются также вопросом почему  право православных греков не было отвергнуто даже во времена угнетения святой Земли крестоносцами, как об этом сообщает в своем труде  архиепископ Хризостомос Пападопулос «История Иерусалимской Церкви».

http://aktines.blogspot.ru/2017/04/blog-post_19.html

перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет" 2017г.

Султан Саладин перед

Благодатным Огнем

Ο σουλτάνος Σαλαντίν ενώπιον του Αγίου Φωτός (1192 μ.Χ.)

File:Statue of Saladin Damascus.jpg

статуя Саладина в Дамаске

α. Хроника английского крестоносца Ричарда

Хроника Ричарда (ITINERARIUM PEREGRINORUM RICARDI)[1] состоит в общей сложности из шести книг и до нашего времени сохранено девять рукописей. Немецкий профессор Ханс Mайер (HANS MAYER) высказал мнение о том, что начальная часть хроники Ричарда была записана неизвестным английским военным священником, который принял участие в III Крестовом походе и во многих из событий, которые он описал, он пережил сам. Что касается церемонии Великой Субботы 1192 года[2], то английский хронограф об этом сообщает следующее:

 

 «Накануне Пасхи, Саладин[3], в сопровождении своей свиты, пришел к почтенному Гробу Господню в Иерусалиме.[4] Он пошел туда, чтобы раскрыть правду о небесном огне,  который постоянно нисходит божественной силой в тот день каждый год и зажигает лампаду. В течение некоторого времени Саладин и другие турки внимательно наблюдали за проявлением благоговения многих порабощенных христиан, поскольку они со слезами просили  о милости Божией. Внезапно перед их глазами сошел Божественный Огонь и зажег лампаду. Она сразу же начала гореть сияя.  Когда все присутствующие увидели это, то были весьма потрясены.

Христиане радовались и прославляли величие Бога громким голосом[5], в то время как мусульмане, удивленные таким столь явным чудом, отрицали его, что противоречило им, и утверждали, что огонь это хитрый изобретенный обман, чтобы их ввести в заблуждение. Желая удостовериться в этом вопросе, Саладин приказал погасить лампаду, которая зажглась божественной силой. Но когда он ее погасил, она немедленно зажглась вновь при божественном вмешательстве. Неверный приказал, чтобы погасить (лампаду) второй раз, а она и вновь во второй раз зажглась. Он ее погасил в третий раз, и она в третий раз зажглась.

  О великая божественная сила! Что может противостоять непобедимому? Никакие советы не могут быть использованы против Господа. Никто не может противостоять Его воле. Султан был поражен и прискорбно тронут из-за зрения этого чуда и веры и преданности христиан. Вдохновленный пророческим духом, он твердо заявил: «Без сомнения, или вскоре я умру, или потеряю Иерусалим».[6] Предзнаменование не обмануло, потому что Саладин умер во время следующей Четыредесятницы (великого поста)».[7]

Гробница Саладина в Дамаске

Детали, с которыми описывает чудо Ричард, впечатляют. Прежде чем оценивать эту историю, рассмотрим свидетельство француза Амвросия об этом же событии.

ΒΙΒΛΙΟΓΡΑΦΙΑ. ΧΑΡΗΣ Κ. ΣΚΑΡΛΑΚΙΔΗΣ. ΑΓΙΟΝ ΦΩΣ . ΤΟ ΘΑΥΜΑ ΤΟΥ ΦΩΤΟΣ ΤΗΣ ΑΝΑΣΤΑΣΕΩΣ ΣΤΟΝ ΤΑΦΟ ΤΟΥ ΧΡΙΣΤΟΥ.  (Харис К. Скарлакидис. Святой Свет. Чудо Огня Воскресения на Гробе Христовом)

 


[1] Полное название этого труда  - Itinerarum Peregrinorum et Gesta Regis Ricardi, это хроника описывающая Третий Крестовый поход  1189-1192гг. первая ее часть сосредотачивается на описании войн с Саладином , его завоеваний и ранней стадии крестового похода, с пространным описанием военной экспедиции императора Фридриха Барбароссы.  Формально эта хроника приписывается Geoffrey de Vinsauf, и она считается первой рукописной хроникой. На самом деле, она была составлена и завершена, как считают некоторые историки,  в 1220г. Richard de Templo, каноником  храма  Святой Троицы в Лондоне (Itinerarium Regis Ricardi. https://en.wikipedia.org/wiki/Itinerarium_Regis_Ricardi)

[2] Латинский Иерусалимский патриархат появляется в 1099, после завоевания Иерусалима крестоносцами и появления Иерусалимского королевства. Православные патриархи были изгнаны из Святого Града и жили преимущественно в Константинополе. Во время осады Иерусалима Саладином в 1187 латинский патриарх  Ираклий оставил Святой Город, увезя с собой огромное количество драгоценный церковных сосудов и других ценностей.( Siege of Jerusalem (1187) https://en.wikipedia.org/wiki/Siege_of_Jerusalem_(1187)https://en.wikipedia.org/wiki/Siege_of_Jerusalem_(118)

При Балдуине I латинское духовенство захватило Гроб Господень  и изгнало греческое духовенство. Однако, согласно Кристоферу Теерману, греческое духовенство было возвращено на Гороб Господень после очередной в 1101г. неудачи латинского духовенства на Пасху получить Святой Огонь. См. Tyerman, Christopher. God's War: A New History of the Crusades, Harvard University Press, 2006, p. 231

[3] Саладин – Салах ад-Дин Юсуф (1138-1193), первый султан Египта из династии Айюбидов. Родился в Текрите, город армянских курдов. Получил образование в Дамаске, в одном из крупнейших центров уже мусульманской культуры. Его карьера может быть разделена на 3 периода – завоевание Египта (1164-1174), аннексия Сирии и Месопотамии (1174-1186), завоевание Иерусалимского королевства и другие компании против крестоносцев (1187-1192). Благодаря его уму, таланту полководца, ему удалось объединить раздробленный мусульманский мир. Он был предан Исламу и был по жизни строгим мусульманином. Еще важный момент из его жизни и из жизни Иерусалима. После захвата Иерусалима крестоносцами и образования Иерусалимского королевства, крестоносцы сильно притесняли православных христиан. Были моменты, когда они полностью изгоняли греческого православного патриарха, не давали совершать служб на Гробе Господне. При этом исторические хроники фиксируют факт того, что крестоносцам-католикам Благодатный Огонь не сходит ни разу. Он сходил только греческим православным христианам. Впервые Православный патриарх возвращается из изгнания в Иерусалим после его завоевания Саладином.

[4] 4 июля в битве при Хаттине Саладин нанес сокрушительный удар объединенной армии крестоносцев. Во время этой битвы погибли король иерусалимский Балдуин IV, великий магистр ордена тамплиеров Рейнальд Шатильонский и др. Последнего Саладин казнил собственноручно. 20 сентября Саладин осадил Иерусалим, а 2 октября Священный Город пал. Саладин вошел в Иерусалим с большим триумфом «Вступив в Иерусалим, Саладин велел сбросить с церквей кресты, разбить колокола и окропить мечети розовой водой или обкурить ладаном. Один арабский историк писал: «Читались манифесты, в которых султан объявлял о счастливом событии, звучали трубы, и все глаза наполнялись слезами радости, все сердца благодарили Аллаха за победу, все уста славословили его». См. Cox, Sir George W.

Saladin Takes Jerusalem From The Christians.

По случаю взятия Иерусалима Саладином, византийский император Исаак Ангел послал султану поздравительно письмо. В Иерусалим вернулось православное духовенство и начались совершаться богослужения на греческом языке. См. Steven Runciman (1987). A History of the Crusades: The Kingdom of JerusalemCambridge University Press. pp. 465–468.

 

[5] Явление Благодатного Огня на Гробе Господнем было на протяжении более чем 500-летнего правления мусульман в Иерусалиме ярким доказательством превосходства христиан над мусульманами, благоволения Бога к христианам. Об этом, например, пишет в Петр Клюнийский , участник II Крестового похода См. Sylvia Schein, Gateway to the Heavenly City, crusader Jerusalem and the catholic West (1099-1187), Ashgate Publishing, 2005, σελ. 42

[6] Yes, soon shall I die, or I shall lose Jerusalem.' //Miracle of the Holy Fire. By  Niels Christian Hvids. http://www.davidtlig.org.uk/miracle.html

[7] Саладин скончался 4 марта 1993г.

Латинянин (римо-католик) очевидец явления

 Святого (Благодатного) Огня

Λατίνος (Ρωμαιοκαθολικὸς) αὐτόπτης μάρτυρας τοῦ Ἁγίου Φωτὸς

agionfos1

 

Введение

Правда о Святом (Благодатном) Свете  для каждого верующего православного христианина является чем-то настолько естественным и само разумеющимся,  насколько и его собственное дыхание. В Нет необходимости ему это доказывать, ни оправдывать это явление, поскольку речь идет о событии совершенно очевидном. Однако же, поскольку некоторые сомневаются или не поверили горячо в это событие – они искушаются дьяволом и  «дьяволами», то мы им преподносим одно историческое свидетельство о Святом Огне. Эти документальные материалы являются важными еще и потому, что они доказывают истинность Православия как единственной Церкви Христовой, поскольку только Православным свыше подается святой Свет. Нам не следует забывать, что еретики, чтобы поклониться и принять Святой Свет принимают его из рук Православного Патриарха, что не является чем-то заурядным.

 Подчеркивает, что  данное свидетельство вызывает доверие, потому что они принадлежит латинскому (римо-католическому) клирику  и  очевидцу события. В заключении мы подчеркнем, что все это мы публикуем во славу Божию и возогревания пламени веры, а не в качестве  доказательства для неверующих.  Они с помощью передач, книг  и забавных экспериментов словно ставят подпись, что «они исследуют» в рамках разумных аргументов и даже надевают на себя капюшоны и затыкают уши…

***

J. Mischaud, Histoire des Croisades, Paris 1856, t.1, p. 291.  Об этом факте рассказывает профессор, архиепископ Хризостомос Пападопулос, стр. 426-427 (Το γεγονός διηγείται ως εξής ο αρχιεπίσκοπος καθηγητής Χρυσόστομος Παπαδόπουλος, όπως παραπάνω, σελ. 426-427).:

Baldwin 1 of Jerusalem.jpgкороль Иерусалимский, средевековая миниатюра

«Повествует некий очевидец, Латинский свидетель, по имени Пульхерий, который после этого стал патриархом, он говорит, что в тот год вовсе не появлялся Святой Огонь[1], несмотря на все совершенные литании – крестные ходы с молениями , во время которых пелось «Господи помилуй» всеми участниками литаний. «Всех постигла великая печаль и скорбь. Сколько воплей обращенный ко Господу! Сколько стенаний и взываний ко Господу!  Все просящие потому пели «Господи помилуй», потому что хотели пением испросить милости от Господа, однако же, хотя ее и просили, мы не получили просимого вовсе. И уже пришел вечер и посему мы подумали, что по причине наших грехов случилось то, чего не происходило в другие годы, и каждый из нас решил положить исправление тому, в чем согрешил против Бога. Святой Свет не появился и утром на Пасху. Король Балдуин  (Балдуин I -первый король Иерусалимского королевства крестоносцев (1100-1118))  отчаянно молился перед святым Гробом, латинское духовенство оказалось в весьма неудобном положении, не понимая того, следует ли совершать или нет праздник Пасхи без Святого Огня.

 

В то время ка латинское духовенство оказалось в таком отчаянном положении, они решили покинуть храм Воскресения Христова.  Но греки, которые оставались внутри  храма и вознесли теплые молитвы, их сопровождали яковиты и армяне, которые творили литании, возносили молитвы к Богу, и появился Святой Свет, наполняющий весь храм. (до прихода крестоносцев, все христиане находились под управлением Православного Иерусалимского патриарха. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Короли_Иерусалима)) С криками вбежали латиняне, чтобы взять святой Свет у греков. И мы напоминаем, что об этом эпизоде рассказал очевидец события латинянин, и тем не менее ели кто-то захочет объяснить это, несомненным является то, что греки, которые были унижены и презирались оставалась чисто греческой церемонией , даже уже во времена крестоносцев".

Свидетельство это было взято из Истории Патриарха Иерусалимского  Иерусалимской Патриархии архиепископом Афинским Хризостомосом Пападопулосом.

 

http://www.impantokratoros.gr/439E44EE.el.aspx

©перевод с новогреческого интернет-содружества «Православный Апологет» 2017г.

 

 

 


[1] Повествование идет о событии на Великую Субботу 1101г. Вскоре после завоевания в 1099г. в ходе I Крестового похода Иерусалима, был изгнан православный Иерусалимский патриарх Симеон. 1 августа 1099г. Арнульф д.е Шок стал первым латинским патриархом. В декабре 1099г. Арнульфа сменил Дамберт, архиепископ Пизанский. Он первый латинский патриарх, который возглавил священнодействие святого огня в Великую субботу 1100г. Святой Свет впервые не сошел. (См. Харис. С. Скарлакидис.Святой Свет. Чудо в святую Субботу на Гробе Христа. СТСЛ 01, с. 112). Не произошло схождения Святого Огня и 21 апреля 1101г., и по свидетельствам ряда других достоверных хроник. После такой серьезной неудачи, согласно авторитетным историкам, король Балдуин I восстановил греков  во главе священнодействия святого Огня, ключи от Гроба были возвращены грекам». (Runsiman S/ A/ A History of the Crusades, t.1. Camridge. 1951, p. 85).  В статье об истории Иерусалимской Патриархии на официальном интерент-портале Православной иерусалимской Патриархии сообщается, что в течении 88 лет иерусалимсеи Патриархи находились в изгнании, и они жили в Константинополе.В иурсалиме были их наместники - игумены монастыря Лавры прп. Саввы Освященного (http://www.jerusalem-patriarchate.info/main/page/περιοδος-σταυροφορω). "Вести богослужения на греческом языке и смотреть за храмами представителям Пресвятого Гроба Господня  разрешалось в храме Открытия Честного Креста и  у Пресвятого Гроба в Вифлиеме, также в их духовном владении остались многие монастыри вне Иерусалима, но не в пределах Святого Града от врат Давида до Лавры Святого Саввы, где находился их центр и Монастырь Великой Пресвятой Богородицы. Крестоносцы, желая поддержать Армян и Якобитов, защищали их права на пребывание в Храмах и Монастырях. Знаменательным событием того периода является восстановление многих святых мест паломничества христиан по распоряжению императора Мануила Комнина (1143-1180). Крестоносцы почти полностью возвратили Глубокочтимому Храму Воскресения вид 614 года, объединив все четыре Храма, храма, основанные святым Модестом, (Воскресения, Голгофы, Снятия с Креста и Открытия Честного Креста), которые сохраняют этот облик до настоящих дней".

Поклонская направила в Генпрокуратуру результаты экспертизы фильма “Матильда”

т


 

Специалисты заключили, что созданный образ императора Николая II оскорбляет чувства верующих и унижает их человеческое достоинство.

 

Поклонская направила в Генпрокуратуру результаты экспертизы фильма "Матильда"

Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Наталья Поклонская

Глава комиссии Госдумы по контролю за доходами и расходами депутатов Наталья Поклонская получила результаты экспертизы по фильму Алексея Учителя “Матильда” и направила их в Генпрокуратуру России

Эксперты и ученые сделали комплексную экспертизу фильма “Матильда”, изучив трейлеры картины и полный текст сценария.

Комиссия пришла к выводу, что созданный в фильме “Матильда” образ канонизированного Русской православной церковью российского императора Николая II “не может не оскорблять религиозные чувства и не унижать человеческое достоинство значительной части православных христиан”, сообщила Поклонская в своем публичном ответе. Она отметила, что фильм направлен на формирование “ложного образа Николая II как неадекватного и нравственно растленного человека”.

Поклонская заявила, что в фильме обнаружили “манипулятивные приемы подмены факта мнением, являющимся художественным вымыслом, ложное атрибутирование (наклеивание ярлыков), совмещение религиозного высокоценного с вульгарно-сексуальным”. По мнению экспертов и Поклонской, это может создать у зрителя ложное впечатление.

“Эксперты указывают на недопустимость публичной демонстрации фильма “Матильда” в связи с высокой степенью провокативности и уничижения”, – добавила Поклонская.

Премьера фильма Алексея Учителя “Матильда” состоится 6 октября в Мариинском театре. В российский и зарубежный прокат “Матильда” выйдет 26 октября 2017 года. В каких именно зарубежных странах он будет показан, не уточняется.

В фильме рассказывается о взаимоотношениях наследника престола, будущего императора Николая II, и балерины Матильды Кшесинской на фоне судьбоносных событий отечественной истории. В фильме сыграли Ларс Айдингер, Михалина Ольшанска, Ингеборга Дапкунайте, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский и другие.

Еще до выхода на широкие экраны картина “Матильда” вызвала широкую общественную дискуссию. В частности, депутат Госдумы Наталья Поклонская обращалась в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку в отношении фильма, поскольку, по ее мнению, в картине содержатся сцены, оскорбляющие чувства верующих.

http://www.interfax.ru/culture/558757

 

Публичный ответ заявителям на обращения по фильму “Матильда”

Уважаемые заявители!

В связи с большим количеством поступивших ко мне обращений граждан (всего около 30 тысяч, список адресатов можно посмотреть по ссылке) по вопросу сознательного оскорбления религиозных чувств верующих, а также разжигания вражды и унижения достоинства по отношению к религии, предположительно, допущенных должностными лицами министерства культуры РФ и создателями художественного фильма «Матильда», и учитывая пожелание заявителей (и иных заинтересованных лиц) получить публичный ответ, сообщаю.

С учетом общественного резонанса, а также уже наступивших негативных последствий, спровоцированных фильмом (исторической драмой) «Матильда», в виде экстремистских проявлений (по данному факту в настоящее время проводится доследственная проверка в порядке ст. 144-145 УПК РФ), мной было получено комплексное психолого-культуролого-юридико-лингвистическое, а также историческое исследование материалов фильма.

Экспертизу провели доктора психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук со стажем экспертной деятельности до 28 лет. Среди них научные сотрудники ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», ФГБУ ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, профессор ФГБОУ «Московский государственный лингвистический университет», член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при ГУ Министерства юстиции РФ по Москве.

Комиссия считает предоставленные материалы, в числе которых полный текст утвержденного сценария (под который выделены государственные субсидии) и видеопродукция в формате рекламных трейлеров, достаточными для объективных выводов о содержании и направленности фильма. В своем заключении эксперты полностью подтверждают доводы обратившихся ко мне граждан (с полным текстом заключений экспертов можно ознакомиться по ссылке).

В частности, экспертами указано, что для восприятия и оценки фильма главное значение имеет общеизвестный факт, что Николай II и его супруга Александра Фёдоровна (злодейски убитые со всей семьей большевиками в июле 1918 года) причислены Русской Православной Церковью к лику святых мучеников как святые Царственные страстотерпцы. Данный факт не мог быть неизвестен создателям фильма, от которых «требовалась не только доскональная историческая достоверность, но и особая деликатность». В соответствии с российским законодательством этот факт уважается светским государством:

<…> Общественные отношения в части публичного выражения мнений и распространения информации о лицах, которые особо религиозно почитаемы верующими Русской Православной Церкви, характеризуются наличием правового регулирования, включающего требование правовой защиты религиозных чувств верующих от оскорбления <…> предусмотренная статьей 148 Уголовного кодекса Российской Федерации гарантия защиты государством религиозных чувств верующих от оскорблений в форме публичных действий, выражающих явное неуважение к обществу, является обеспечивающим механизмом реализации вышеуказанного уважения государством <…>

Исследователи подчеркивают, что религиозное почитание верующими особо ценных для них объектов является формой реализации свободы вероисповедания и попадает под правовую охрану, гарантированную статьями 148 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации:

<…> объектами противоправных посягательств, могут признаваться не только материальные объекты религиозного назначения, но также и лица, в отношении которых верующие выражают религиозное почитание <…>

В заключении отмечено, что ни в сценарии, ни в трейлерах его авторами не указывается, что фильм является пародией или фантастикой, что никакого отношения к реальным фактам он не имеет, и все персонажи выдуманы, а любые совпадения являются случайными. Напротив, режиссер фильма, широко его рекламируя, заявляет о том, что главным героем является император, дословно: «Вообще, это фигура главная в нашей картине. Хоть и называется она «Матильда», главный герой ее – Николай II». Таким образом:

<…> комиссия заключает, что созданный в фильме «Матильда» образ канонизированного Русской Православной Церковью Российского Императора Николая II не может не оскорблять религиозные чувства и не унижать человеческое достоинство значительной части православных христиан – верующих Русской Православной Церкви, поскольку названный фильм направлен на формирование вполне определенного – ложного образа Российского Императора Николая II как неадекватного и нравственно растленного человека <…>

В своем заключении эксперты отмечают, что авторы фильма неоднократно используют манипулятивные приемы «подмены факта мнением, являющимся “художественным” вымыслом, ложного атрибутирования (наклеивания ярлыков), совмещения религиозного высокоценного с вульгарно-сексуальным». Тем самым создавая у зрителя ложное впечатление реальности образа, на самом деле не соответствующего исторической действительности.

<…> Конкретное выражение применения указанного приема заключается в задействовании в роли святого и религиозно почитаемого верующими Николая II – актера с порно-амплуа, а именно – германского актера Ларса Айдингера, исполнившего ранее вульгарную порнографическую роль печатника Амоса Кводфри (Amos Quadfrey) в порнографическом фильме П. Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания». Этим приемом создатели фильма «Матильда» избавляют себя от необходимости включать полностью порнографические сцены непосредственно в фильм «Матильда», фактически используя в этом фильме метонимическую отсылку к образам, содержащимся в вышеназванном порнографическом фильме с участием актера Ларса Айдингера <…>

<…> Указанное выше негативное воздействие сцен и образов фильма «Матильда» и использованных в этом фильме приемов (описанных выше) направлено не только на дискредитацию одного указанного лица (Николая II), но распространяется и на находящуюся с указанным лицом в неразрывной связи (через религиозное почитание) социальную группу православных христиан – верующих Русской Православной Церкви <…>

Порочащий прием, по мнению экспертов, авторы фильма использовали и в отношении Императрицы Александры Фёдоровны. К ней был применен «ярлык приверженца оккультно-религиозных вероучений и практик, сопряженных с религиозным сатанизмом, которые крайне негативно воспринимаются в православном христианстве, православными верующими».

<…> Поскольку такой образ Александры Фёдоровны, формируемый и транслируемый фильмом «Матильда», не соответствует исторической действительности, о чем не могли не знать создатели фильма, то есть все основания утверждать, что указанные выше приемы были применены намеренно <…>

В заключение эксперты указывают на недопустимость публичной демонстрации фильма «Матильда» в связи с высокой степенью провокативности и уничижения:

<…> Эти приемы выходят за моральные пределы публично демонстрируемого художественного творчества. Художественное творчество <…> не существует в отрыве от общества <…> и не может быть абсолютно свободным <…>

Создатели фильма «Матильда» перешли далеко за черту, отделяющую собственно сатиру от изощренных, циничных и жестоких издевательств, крайне болезненных оскорблений, грубого унижения человеческого достоинства <…>

Таким образом, выводы экспертов в комплексном психолого-культуролого-юридико-лингвистическом и историческом заключениях являются достаточными и необходимыми для объявления компетентными органами предостережения о недопустимости выдачи прокатного удостоверения фильму «Матильда», созданному по сценарию, получившему субсидии из государственного бюджета, при этом оскорбляющему религиозные чувства верующих и провоцирующему на совершение экстремистских действий.

В связи с этим, указанные экспертизы направлены Генеральному прокурору Российской Федерации. О принятых мерах по депутатскому запросу будет сообщено дополнительно.

 

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Поклонская Наталья Владимировна

Далее прикладывается текст эспертизы, для ознакомления с которым следует перейти на ниже указанный адрес интренет-портала

 

http://rnk-concept.ru/29056



Подписка на новости

Последние обновления

События