Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Сретение Господа и Спаса нашего

Иисуса Христа

Η Υπαπαντή του Κυρίου και Θεού και Σωτήρος ημών Ιησού Χριστού

2/15/ 02.

 


протопресвитер Георгий Дорбаракис

Του Πρωτοπρεσβυτέρου Γεωργίου Δορμπαράκη

 


Спустя сорок дней после спасительного вочеловечения, Его Рождения безмужнего только от присно девы Марии, в эти благословенный день, Пресвятая Его Матерь и святой праведный Иосиф принесли Господа нашего Иисуса в храм, что соответствовало сокрытому тенью обычаю и предписанию закону, закону пророка Моисея. Тогда пожилой,  преклонных лет старец Симеон, который воспринял обещание от Духа святого, что он не умрёт прежде, чем увидит Христа Господа. Он принял на свои руки, возблагодарил и исповедал Бога, возгласил: «Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему с миром...,», и теперь ты можешь принять Твоего раба, Господи, с миром. И после, исполненный радости, он оставил свою земную жизнь, сменяя земное на небесное и вечное. «Это богослужение, праздник совершался прежде в храме Пречистой Госпожи нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который расположен во Влахернах в Константинополе».

Вся
гимнография этого великого Господского и Богородичного праздника совершается в атмосфере торжественности и таинственности: «земное бывает, небесное мыслится». Песнопения конечно же подчеркивают историчность события: явление святого семейства в Иерусалимском храме, когда исполнилось сорок дней после дней Рождения Господа, а также Его встреча старцем Симеоном, но нам отверзаются и наши духовные очи, чтобы мы узрели «глубину» совершаемого: исполнены изумления святые Ангелы, которые не в силах понять совершаемое на земле, поскольку они видят Творца человека, Который носится ка ребенок, неограниченный и непостижимый Бог становится ограниченным и носится в объятиях старца, неописуемый Сын Божий и Слово Божие, единосущное Отцу, становится описуемым как человек по Своему волеизволению. И единственным объяснением, которое может послужить постижению этих необъяснимых событий является любовь Божия к человеку. «К Богородице притецем, хотящие Сына Ея видети, к Симеону носима, Егоже с Небесе Безплотнии видяще, дивляхуся, глаголюще: чудная зрим ныне и преславная, непостижимая, несказанная! Иже бо Адама создавый носится яко Младенец, Невместимый вмещается на руках старчих. Иже в недрех неописанный Сый Отца Своего волею описуется плотию. А не Божеством, Един Человеколюбец».1

В этом великом таинствекоторое созерцается как продолжение Рождества Христова и Обрезания Господня, а следовательно как сугубое благовестие о том, что мире явился Христос, наш Бог как человек, не созерцательно и мысленно, но истинно и реально не мнимо, на воображаемо, но истинно в мире являясь») - в и нем участвует старец Симеон, который носится дабы стать посвященным в это таинство в них посвящаемый Симеон, познал это явление во плоти Бога) и чтобы иметь боговидение величайшее и чистейшее и и тогда Моисей на горе Синайской (Законодавца Моисеева и Исполнителя закона на руки восприяти. Он убо мраком и гласом неявленным Боговидец сподобися быти...сей (Симеон)же Превечное Слово Отчее воплощенное понесе и языком откры Свет, Крест и Воскресение. Стихира на Литии)
Это
посвящение и богозрение Симеона в таинство встречи его с сорокадневным Христом было великим событием в его жизни. Поскольку с одной стороны, его старческие руки становятся престолом Бога Вседержителя, с другой же, именно поэтому он он получает знак полной свободы, то есть осуществление его желания оставить этот мир с радостью. «Иже на Херувимех носимый и певаемый от Серафим, днесь в Божественное святилище но закону приносим, на старческих, яко на престоле, седит руках...»2. «Глаголи, Симеоне, Кого нося на руку в церкви радуешися? Кому зовеши и вопиеши: ныне свободихся, видех бо Спаса моего?»3

Стремление Симеона оставить этот мир, это стремление, которое сопровождается великой радостью. (Приемля сего праведный Симеон и уз разрешение приемля, видя свершилось все, с радостью возопи), является определением святости. Только святой является таким человеком, который желает оставить эту жизнь, но вовсе не потому, что он ей отягчен или разуверилсяэто является признаком неверия - но потому что прожил свою жизнь и живет жизнью в полном общении со Христом, и возжелал совершенства в этом после отхода из этого мира. Как говорит апостола Павел: «имею желание разрешиться и быть со Христом». То же самое утверждаю и другие святые нашей Церкви, как например прп. Иоанн Лествичник, который замечает: «Святой каждый день ожидает своей смерти».

 

Праздничные песнопения, безусловно, раскрывают глубокий смысл праздника благодаря радостному устремлению Симеона оставить этот мир, что остается вполне непонятным и для верного народа: Он желает быстрее уйти, потому что он не может удержаться от того, чтобы не пойти и не возвестить о событии первозданным людям, Адаму и Еве, сообщить радостную и утешительную весть о том, что Бог давший обещание им после совершенного грехопадения о том, что когда-то придет Он придет как человек чтобы спасти человеческий род, теперь сбылось. И с этой точки зрения праведный Симеон является предшественником Иоанна Предтечи, поскольку и он приготовил во аде путь для Мессии. «Адаму известити хотяй иду, во аде живущу, и Еве принести благовестие, Симеон вопияше». (Песнь 7-я канона на Утрени) .
Вполне
понятно, что встреча святого праведного Симеона с сорокадневным господом служит и для нас примером, чем-то тем, что конечно же отмечается в песнопениях. Впрочем, ни одно из событий во время пребывания Господа на земле не является чем-то особенным только для одной исторической эпохи или для одного только человека. Это означает, что как тогда святой праведный Симеон встретился со Христом, также и мы призываемся к встрече с Господом в границах нашей Церкви и с помощью ее молитв. Давайте воспримем Христа как нашего Спасителя и Ему поклонимся как нашему Богу. «Приидем и мы, песньми Божественными Христа усрящем и приимем Его, Его же спасение Симеон виде. Сей есть, Егоже Давид провозвести, Сей есть во пророцех глаголавый, воплотивыйся нас ради и законом вещавый, Тому поклонимся». (Стихира на «Господи воззвах» Велицей вечерни)

 

©перевод «Православного Апологета», 2012г.

Источник: aktines.blogspot.com

1Икосъ канона на Утрени.

2На стиховне стихира «И ныне».

3Сихира на «Господи воззвахъ» на Велицей вечерни.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События