Окружное послание Священного Синода Элладской Церкви № 2626 от 7.4.1997
Благочестивому греческому народу.
Возлюбленные о Господе чада наши! Да будет с вами благодать от Господа Бога Вседержителя.
Священный Синод Элладской Церкви, обеспокоенный тем, что в последнее время так много пишут, говорят и делают по поводу проблем, связанных с Шенгенским соглашением и с голосованием о принятии закона «О защите граждан при сборе и обработке данных личного характера», изучил эти проблемы, руководствуясь словами Господа и Спасителя Иисуса Христа «воздадите кесарево 5 кесарю и Божие – Богу», и сообщает своим верным чадам сделанные им выводы.
1) Воздавая «кесарево кесарю», Священный Синод, как и каждый благоразумный христианин, признает, что вопросы внешней политики и внутренней безопасности, цель которых – благосостояние народа в его земной жизни, регулируются государственной властью, которая ответственна перед народом и обязана бороться за его свободы, права и процветание.
2)Однако, вместе с тем Священный Синод, как и каждый гражданин Греции, имеет, по конституции, право следить за точным соблюдением дарованных конституцией прав личности и коллектива. Соответственно, Священный Синод, достоверно зная, что все понятия по данной теме расплывчаты (например, термин «электронная обработка информации»), не может скрыть всех непонятных аспектов этой проблемы и обращается в правительство, и в целом, к руководству нашей страны, с тем, чтобы оно приняло во внимание, в рамках своей компетентности и ответственности, все разъяснения, сделанные в связи с рассматриваемой темой. И вместе с тем, оно должно проявить заботу о возможно лучшей защите личности от электронной «обработки данных личного характера» предусмотренными конституцией мерами по подготовке законопроекта и внести необходимые поправки, чтобы улучшить поставленный на голосование закон.
3) Кроме того, Священный Синод хочет отметить, что в связи с Шенгенским соглашением и соответствующим законом, вновь становится своевременной тема антихриста и его печати, о которой нам повествует книга Апокалипсиса. Поскольку эта тема имеет прямое отношение к вопросам христианской веры и спасения человека, Священный Синод считает себя вправе выразить свое мнение по всем аспектам этой темы, воздавая «Божие – Богу».
С сожалением отмечаем, что прогресс цивилизации в области применения электронных устройств связан с числом 666, которое используется как главное кодовое число в соответствующей технологии. На это число ясно указывается в Библии как на число антихриста. По поводу этого числа написано и сказано много.
Церковь наша признает, что печать Христова не есть некий внешний символ, который можно нанести насильно или тиранически, но это благодать Святого Духа, которая через святые Таинства Крещения и Миропомазания освящает человека и делает его «сыном Божиим», и потому Таинства эти, особенно Миропомазание, называются «печатью Христовой». «Поистине, просвещение от Духа есть некая печать», – говорит святой Симеон Новый Богослов. И тот, кто печать Христову имеет и хранит, тем самым исповедует, что Иисус Христос есть Сын Божий, Который пришел в мир во плоти и стал человеком ради нашего спасения. И нет такого вида печати, налагаемой насильно и тиранически, которая лишила бы силы печать Христову.
Таким же образом, печать антихриста, о которой повествует Апокалипсис, – это не некий внешний символ, который можно наложить насильно, вопреки желанию и против воли личности, но это добровольное отсечение личности от благодатной жизни Святого Духа с добровольным отречением от веры в то, что Иисус Христос есть Сын Божий и Спаситель мира. На эту тему написано много и святыми священнослужителями, и мудрыми учителями-богословами.
Число 666, как явствует из Апокалипсиса, – это, безусловно, число антихриста. И, следовательно, не может христианин быть безразличен к тому, что это число намеренно и систематически вводится в его жизнь и, вместе с тем, в жизнь всего греческого народа, который почти целиком христианский и православный, независимо от того, насколько живет верой каждая личность.
Конечно, число 666, само по себе, не имеет особенного духовного значения, когда оно, например, встречается при исчислении страниц какой-нибудь толстой книги или как порядковый номер при регистрации. Однако нам представляется странным и противоречивым тот факт, что, с одной стороны, наша страна считает своей главной ценностью печать Христову, т.е. веру во Христа и Святую Троицу, достопоклоняемым Именем Которой запечатлена наша Конституция, и Честной Крест, который, в буквальном смысле, является нашим знаменем, а с другой стороны, что мы как государство и как общество принимаем такой строй жизни и такие законы (по любым вопросам и, больше всего, – по вопросам, имеющим прямое отношение к личности человека, его вере во Христа и его совести), которые на практике приводят к тому, что в Греческом государстве внедряется электронная система, где основным элементом является кодовое число 666. Не есть ли это пренебрежение словом Божиим? Не приводит ли это к провокации и соблазну для нашего Православного христианского народа?
Предвидим, что многие не согласятся с нами в нашем подходе к этой теме. И, к несчастью, это будут, в основном, круги, которые не считают возможным признать над собой авторитет Церкви.
Вот почему Священный Синод считает своевременным обратиться к правительству и к политическим деятелям нашей страны со следующими рекомендациями:
1) не принимать число 666 в качестве кодового числа государственных электронных систем по защите личности. Должно войти в традицию, чтобы всякий раз при смене правительства в подтверждение этого решения делались официальные заявления, по возможности, всеми государственными деятелями.
2) обратиться к руководству стран Европейского Союза, которые, хотя и объявили себя (по крайней мере, некоторые) государствами «демократическими», однако, являются странами христианскими, с христианской культурой, официально поставить вопрос о замене числа 666 в центральной электронной системе Союза на любое другое кодовое число. При таком прогрессе электроники неужели подобная замена невозможна?
3) ни под каким предлогом не допустить, чтобы число 666 попало в новую систему паспортов нашей страны, и настаивать, чтобы графа «вероисповедание», в обязательном порядке, осталась в новом типе паспорта.
Неужели случайна такая настойчивость во введении нового закона? Не оправдано ли подозрение, что использование числа 666 – не случайно, что за этим кроется нечто сомнительное?
Воздадим славу Богу за расцвет культуры и за все дары Божии православному народу нашему.
Воздадим славу Богу за то, что страна наша управляется демократическим путем и что свободы и права каждой личности защищаются и конституцией нашей страны, и международными соглашениями, так что находятся под защитой и соблюдаются в неприкосновенности и права личности малочисленных «инакомыслящих», хотя бы даже они и вступали в явное противоречие с направлением большинства.
Выражаем уверенность в том, что народ наш примет благосклонно это наше послание и что ответственные политические руководители сделают нечто лучшее, чтобы не было необходимости какой-то части нашего православного народа (а то и всего целиком) превратиться в инакомыслящую.
Подытоживая все это и ввиду наступления дней Страданий Спасителя и Воскресения Его из мертвых, молимся, чтобы весь благочестивый православный греческий народ в радости встретил Святую Пасху, посылаем всем материнское благословение Церкви и призываем на всех благодать Божию и Его бесконечную милость.
Принимаются на рассмотрение совета интернет-содружества «ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ» востребованные статьи и материалы,
замечания и предложения, от преподавателей и студентов и всех благочестивых православных христиан,
способных помочь и стремящихся содействовать хранению чистоты Апостольского Кафолического Православного вероучения.