Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

«Духовно-нравственная оценка проблем, связанных с электронной идентификацией личности, в свете учения Слова Божия и в контексте построения “цифровой” цивилизации»

 

Доклад на XXIV Международных Рождественских чтениях,

Москва, 27 января 2016 года, Общественная палата РФ

В документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», принятом Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года отмечается: «Проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, учетом и обработкой персональных данных, продолжают накапливаться и усложняться. Сегодня необходимо продолжить богословское, нравственное и гражданское осмысление этих проблем». Времени на это осмысление практически не осталось. Эти проблемы имеют значение духовное и непосредственно касаются спасения безсмертной души человеческой, что будет показано ниже.

Кто и с какой целью внедряет технологии электронной идентификации личности? Что является основой действия электронных идентификационных устройств и систем? Как может отразиться использование человеком этих устройств и технологий на его духовной жизни? К чему может привести применение этих технологий в конечном итоге? Эти и другие важнейшие вопросы остаются за пределами широкого церковного обсуждения.

В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 26 июня 2008 года отмечается: «В современном мире права человека подчас нарушаются, а его достоинство попирается не только государственной властью, но и транснациональными структурами» (Часть V.2.) В документе твердо заявлено о необходимости «ревностно – не только на словах, но и на деле – заботиться о сохранении прав и достоинства человека», и определены главные направления правозащитной деятельности чад Церкви, в числе которых: «охрана личности от произвола лиц, облеченных властью; недопущение тотального контроля над человеческой личностью, над ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций» (Часть V.2.)

К величайшему сожалению, по сей день проблемы, связанные с внедрением технологий электронной идентификации личности и электронных устройств автоматической идентификации[1] граждан рассматриваются «сами по себе», в отрыве от существа и смысла богоборческих глобальных проектов, которые их породили. Такой подход приводит к ложным выводам, что может привести к самым непоправимым духовным последствиям, при которых невозможно что-либо исправить.

Правильную духовную оценку процессам глобализации, внедрению новых систем идентификации граждан и так называемых электронных «документов» можно дать только в свете учения Слова Божия и в контексте построения «нового мирового порядка» глобальной (транснациональной) системы тотального контроля и жесткого управления каждым человеком и обществом в целом, а также сопутствующих этому строительству явлений нравственного разложения человечества.

Поэтому, прежде всего, необходимо констатировать, что тотальное внедрение новейших технологий электронной идентификации личности это всемирный процесс, являющийся основой построения новой «электронной» или «цифровой» цивилизации единого наднационального глобального информационного сетевого общества или глобальной Сети. Этот проект реализуется на основании ряда международных соглашений, заключенных на самом высоком политическом уровне.    

Несомненно, что идея построения всемирного «электронного Вавилона», объединяющего все народы вне Христа это бунт против Творца, восстание на Промысл Божий о мире и человеке, то есть, замысел богоборческий, а посему греховный! В чем будет искать общность это неестественное объединение людей? Только во грехе под руководством врага спасения! Иначе и быть не может: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30), таково обетование Самого Господа нашего Иисуса Христа. Цифровая идентификация личности это главный инструмент построения богоборческого «нового мирового порядка», в котором уничтожаются суверенные государства, а человек уподобляется вещи, товару становится «биообъектом». Все начинается с присвоения человеку идентификационного номера или личного кода.

Как только человек начинает отзываться на него и предъявлять его системе, номер становится его новым именем. Иначе говоря, у людей, которые соглашаются на принятие и использование цифрового идентификатора в повседневной жизни, появляется второе имя (антиимя) в виде числа, используемое при взаимодействии с властными и коммерческими структурами. Оно становится главным, определяющим физическое существование человека в информационном обществе.  

Может ли человек, а тем более христианин, иметь два имени, которые он поочередно использует в различных случаях жизни?

Кто-то говорит, что имя, данное Богом, никто не может отнять. Абсолютно верно. Только в данном случае речь-то идет совсем о другом о том, что сам человек добровольно принимает новое цифровое имя, иначе, имя в виде числа. Для чего? Для того, чтобы комфортно жить в обществе потребления, чтобы иметь возможность «покупать и продавать» (ср. Откр. 13, 16–17)! Так он становится подданным «электронного государства». Вступает в число обезличенных «электронных гражданин» и входит в систему «нового мирового порядка» антихриста. Он по собственной воле позволяет превратить себя в пронумерованный «биообъект».

Кто-то говорит, что в Таинстве Причащения он называет свое христианское имя, а не номер. Но получается, что в отношениях с Богом и людьми человек использует словесное имя, а в отношениях с маммоной числовое! «Никто не может служить двум господам... не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24), – так говорит Сам Спаситель! «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор. 10, 21), — назидает нас святой апостол Павел.  

Очень печально слышать, когда люди, не желающие видеть духовной опасности в принятии и использовании идентификационных номеров, пытаются всячески оправдать себя: «Да когда еще все это будет!? Не пугайте нас концом света! Мы ведь имеем имя, как и прежде, оно есть в документах, мы называем друг друга по имени, и в храме мы “имярек”; никто не обращается к нам: “Уважаемый № такой-то!”» Так уж устроен человек: ему свойственно всегда оправдывать себя. Невольно вспоминаются здесь слова Господа: «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3, 1). 

Сама природа имени заключается в том, что именем человека называют и на имя он отзывается. В формируемой ныне всемирной системе тотального контроля и жесткого управления человека называют именно по номеру и именно на номер он должен отзываться во всех случаях жизни, добровольно сообщая его системе. Таким образом, в глобальном информационном обществе идентификатор становится фактическим и главным именем «электронного гражданина», а правильнее, именем обезличенного «биообъекта» или «узла» глобальной Сети.

Как при монашеском постриге инок, принимая новое христианское имя, вступает в сообщество граждан не от мира сего, так человек, принимая вместо имени человеческого идентификатор личности, вступает в новое «цифровое» сообщество обезличенных «электронных граждан».

 «Электронный гражданин» сможет общаться с «электронным правительством» только через свое цифровое антиимя – идентификационный номер или личный код. Ради земного благополучия человек сознательно или бессознательно соглашается перейти в новое качество – превратить себя в пронумерованную вещь, приравнять себя к товару.

Идентификатор или личный код гражданина – это не внешний знак, в чем пытаются убедить верующих некоторые богословы и священнослужители, это даже не концлагерный номер, который имел временное и локальное значение. Лагерный номер присваивали человеку насильно и только на время заключения. Действовал этот номер только на территории того лагеря, где он был присвоен. После освобождения человек срывал лоскут с этим номером с арестантского бушлата, выбрасывал его и забывал о нем навсегда. У кого номер был нанесен в виде татуировки, он, действительно, оставался на теле как чисто внешний знак, нанесенный на тело насильственным путем против воли человека.

Такие факты имели место и в истории древнего христианства, когда богохульные начертания гонители насильно наносили на чело подвижникам, однако это не мешало последним не только спасаться, но и достигать высот христианского совершенства (преподобный Феодор Начертанный, Константинопольский исповедник и брат его Феофан исповедник, епископ Никейский, творец канонов).

Абсолютно иное, в первую очередь, духовное значение имеет факт, когда человек, обладая свободой выбора, по своей собственной воле принимает и использует идентификатор для получения материальных благ и так называемых услуг. Дает добровольное «согласие» на включение его в «новую идентификационную систему» для того, чтобы иметь возможность «покупать и продавать». Тем самым лишает себя богоданной свободы и отдает себя в рабство. Добровольно! В этом коренное отличие идентификатора от того знака, который можно назвать чисто внешним.   

Итак, идентификатор – это не внешний знак, а новое числовое имя человека как «биообъекта» в информационном обществе, являющееся средством обезличивания и автоматической идентификации, позволяющее осуществлять тотальный контроль за человеком – отслеживать его перемещения и действия, ограничивать его богоданную свободу с целью превращения человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления. Фактически идентификатор имеет свойства апокалиптического «начертания – имени зверя или числа имени его» (см. Откр. 13, 16-17), ибо уже присваивается детям с момента рождения и непосредственно связан с человеческой личностью.   

Но что значит дать человеку новое имя? Вот что пишет святитель Иоанн Златоуст: «“Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику...” (Деян. 9, 1). А в посланиях называется он Павлом: для чего же Святый Дух переменил ему имя? Как господин, купив раба, и желая показать ему свою власть над ним, переменяет ему имя, так и Святый Дух сделал тогда. Он взял Павла в плен, и этот недавно еще гонитель, поступил под власть Святаго Духа, Который поэтому переменил ему имя, чтобы он из этого узнал новую власть над собою».

Таким образом, принятие нового имени означает не только признание власти нового хозяина, но и переподчинение иному духу. А это может иметь для человека самые печальные последствия. 

Жизнедеятельность человека становится абсолютно прозрачной. Это дает возможность манипулировать выбором людей и их сознанием. Вся собранная информация будет не только храниться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений (воздействий) в отношении конкретного «биообъекта». В этом и заключается суть автоматической идентификации человека по его цифровому имени. Каждый шаг «электронного гражданина» будет проверяться, служить тестом на лояльность к системе, на согласие с распространенными в ней мировоззренческими и идеологическими установками. В «электронной цивилизации» практически невозможной станет борьба за сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей! Противоречащие Закону Божию «правила системного поведения», ювенальные и гендерные технологии, в ней будут основой политического устройства.

Обезличивание вопрос, касающийся замены христианского имени на цифровой или буквенно-цифровой код, прежде всего, имеет религиозное значение и непосредственно касается спасения души. Это ключевой момент в трансформации традиционного человеческого общества в глобальное «цифровое»  общество, основа основ построения и функционирования античеловеческой глобальной Сети, которая станет антицерковью во всемирном масштабе. Участие православных христиан в этом процессе абсолютно недопустимо. Здесь я напомню слова из доклада митрополита Одесского м Измаильского на VIII Всемирном Русском Народном Соборе: «Нынешний процесс глобализации, несомненно, приведет к воцарению антихриста и кончине мира... Этот процесс является реализацией “тайны беззакония”, о которой говорил святой апостол Павел во Втором послании к Фессалоникийцам».

Здесь необходимо отметить, что существуют принципиальные различия между развитием научно-технического прогресса и глобализацией власти – глобальным сосредоточением власти в руках так называемой «мировой элиты». Последнее является сущностью идеологии мондиализма, которая использует планетарное внедрение информационно-финансовых технологий как инструмент для достижения мирового господства антихристианскими, оккультными силами, готовящими приход антихриста. Глобализация власти и прогресс – два совершенно самостоятельных явления, между которыми нет никакой взаимосвязи. Противники построения технотронной тирании выступают против использования высоких информационных технологий во зло – в целях порабощения людей.

Рассуждения об органической взаимосвязи достижений современных информационных технологий с апостасийными глобальными проектами не более чем пропагандистский трюк идеологов глобализма. Причем эти преступные проекты как раз-то направлены против истинного прогресса, против духовного развития и совершенствования человечества во Христе. В конечном итоге реализация этих богоборческих планов приведет к уничтожению всякого прогресса и построению невиданного в истории человечества рабовладельческого общества.

 

Впервые в истории «творцы» «нового мирового порядка» антихриста активно ратуют за внедрение вживляемых в тело и мозг человека идентификационных микро- и наноэлектронных устройств и нанесение на тело идентификационных меток, превращающих высшее творение Создателя в управляемого биоробота или киборга, которого, «в случае необходимости», можно легко уничтожить.

Присвоение человеку цифрового идентификатора личности на бумаге должно закончиться нанесением этого идентификатора на его физическое тело. Таков технологический принцип автоматической идентификации – идентификационный номер в машинно-читаемом виде  должен быть нанесен на объект управления и стать его неотъемлемой частью. Конечно, здесь все зависит от свободной воли человека...

Тем не менее, электронной системе недостаточно традиционных документов, удостоверяющих личность. Ей необходимо, чтобы электронное имя-идентификатор стало неотделимым от физического тела «электронного гражданина» – только тогда она будет уверена на 100%, что человек, вступивший с ней в контакт, именно тот электронный гражданин, за которого себя выдает.

Для начала предлагают использовать электронные идентификационные устройства с биометрическими микрочипами типа УЭК или «электронных паспортов». Но дороговизна таких способов идентификации, ненадежность и неудобство использования, «возможность краж и потерь», будут вынуждать перейти к «более простым» средствам. Для этих целей и существуют так называемые «человеческие штрих-коды» – идентификационные микрочипы, вживляемые в тело человека, а также другие метки, видимые и невидимые, наносимые на тело, которые становятся частью человеческой природы. Все эти носители личного кода гражданина могут использоваться для идентификации его личности и осуществления операций купли-продажи.

В ЕС и в России официально опубликованы концептуальные документы, в которых даны рекомендации и указаны конкретные сроки по внедрению имплантируемых электронных идентификационных устройств в повседневную жизнь людей в качестве нового способа существования человека в едином глобальном информационном обществе или в «совершенно новой цивилизации».

Это – Заключение №20 Европейской группы по этике в науке и новых технологиях «Этические аспекты имплантации средств информационно-коммуникационных технологий в человеческое тело», представленном в 2005 году Комиссии Евросоюза и «Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года», приятая согласно Приказу Минпромэнерго РФ от 7 августа 2007 года №311. В этих документах конкретно заявлено о необходимости вживления идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело и мозг человека.

Буквально несколько месяцев назад появился еще один проект российского происхождения «Предложения по формированию долгосрочной программы развития российской части информационно-коммуникационной сети “Интернет” и связанных с ней отраслей экономики». Проектный период – до 2025 года, разработанный Институтом развития интернета (ИРИ).

Опубликованный документ требует пристального, серьезного изучения. Приведем только один штрих, касающийся главной тенденции «Предложений...» – из раздела «6.2.5 Общие институты государства и общества»: «В частной жизни главным феноменом будет абсолютная связность всегда и везде, 24-7-365 (24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году – авт.) с использованием носимых устройств. Будет бурно развиваться биологическая конвергенция[2]: чипирование[3] животных и людей, нейроинтерфейсы[4], умные протезы, киберорганы[5]. В жизнь людей войдут умная одежда, умный дом; домашние 3D-принтеры, печатающие вещи, устройства, еду; носимые и вживляемые медицинские приборы, дистанционный контроль параметров здоровья, дистанционные диагнозы, контроль приема и введение лекарств, единый ИКТ-идентификатор гражданина, безналичные дистанционные транзакции с любыми магазинами, турникетами, кассами, транспортом, госуслугами и прочее».

Человеческую сущность предлагают подвергнуть изменениям с помощью применения новейших технологий. Не есть ли это бунт против Творца? Не есть ли это покушение на богоданную свободу и уникальность каждой личности? Несомненно! Посредством кибернетики, микроэлектроники и нанотехнологий человека хотят превратить в управляемое по заданному алгоритму существо.

Избавившись от каких-либо религиозно-нравственных установок, деятели из Института развития интернета предлагают создать новую, «улучшенную» через внедрение в тело и мозг человека электронных идентификационных устройств и использования электронных «киберпротезов», человеческую расу, отличную от той, которую создал Господь Бог. Они хотят превратить творение, образ Божий в киборга, присваивая себе право решать: что есть для человека благо, а что нет – что есть добро, а что есть зло.

«Новый Завет всюду именует христианина храмом, домом, сосудом, – пишет святитель Игнатий Брянчанинов, – цель этого храма, с которою создал его Создатель, цель этого сосуда, с которою устроил его Великий Художник, в том, чтобы он был жилищем Бога, вместилищем даров Святаго Духа». Поэтому святой апостол Павел говорит: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Вживление идентификационных микрочипов в тело человека есть не что иное, как вторжение в храм, предназначенный для обитания Святаго Духа Божия.

Отношение Русской Православной  Церкви к экспериментам с природой человека было выражено еще в Основах Социальной концепции, принятой в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе: «Попытки людей поставить себя на место Бога, по-своему произволу изменяя и “улучшая” Его творение, могут принести человечеству новые тяготы и страдания. Развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их безконтрольного применения, что не может не вызвать у Церкви глубокой пастырской озабоченности. Формулируя свое отношение к широко обсуждаемым в современном мире проблемам биоэтики, в первую очередь к тем из них, которые связаны с непосредственным воздействием на человека, Церковь исходит из основанных на Божественном Откровении представлений о жизни как безценном даре Божием, о неотъемлемой свободе и богоподобном достоинстве человеческой личности, призванной “к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе” (Флп. 3, 14), к достижению совершенства Небесного Отца (Мф. 5, 48) и к обожению, то есть причастию Божественного естества (2 Пет. 1, 4)». О какой свободе и Богоподобном достоинстве, о каком Небесном совершенстве и обожении можно говорить в обществе киборгов!?

Предстоятель Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, выступая 2 октября 2007 года в Парламентской ассамблее Совета Европы, где его принимали по протоколу главы государства, заявил: «Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. И верующим людям есть что сказать по вопросам биоэтики, электронной идентификации и иным направлениям развития технологий, которые вызывают обеспокоенность многих людей. Человек должен оставаться человеком – не товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным организмом. Вот почему науку и технологии также нельзя отделить от нравственной оценки их устремлений и их плодов... Настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование, в том числе и в публичной сфере».

На Освященном Архиерейском Соборе 2008 года были приняты «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В этом важнейшем документе четко заявлено: «Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия... Методы сбора и обработки информации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления. Еще более опасным для свободы человека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею».

Святейший Патриарх Кирилл, еще будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, в своем докладе на международной конференции «Развитие биотехнологий: вызовы христианской этике» в марте 2006 года в Москве четко обозначил позицию Русской Православной Церкви: «Бог не без причины создал человека таким, а не иным. Но когда сам человек при помощи изобретенных им технологий, посредством всяческих имплантантов, вживлений и замещения естественного на искусственное подменяет самую свою природу, в которой он рожден, возникает один неприятный вопрос. Будет ли эта новая природа человека обладать той же непреходящей ценностью, восходящей к образу Божию, что и его прежнее естество? Будут ли эти полулюди-полуроботы, напичканные электроникой, обладать божественным достоинством или это будут уже иные существа? Ведь их с легкостью можно будет уничтожать и воссоздавать, модернизировать, ухудшать, разбирать на запчасти и собирать из них аналоги, превращать в объект множества новых манипуляций... 

Мы настаиваем на том, чтобы в России не внедрялись никакие идентификаторы, которые были бы неотъемлемы от человеческой природы, которые были бы “встроены” в него, навсегда привнесены извне в его естество. Кроме того, формирующаяся система учета, по нашему мнению, должна предусмотреть альтернативу использованию вообще любых электронных идентификаторов для тех лиц, которые считают, что подобного рода подконтрольность унижает их человеческое достоинство. Мы считаем, пусть в отношении этих лиц будет иметь место какой-то иной, традиционный учет и контроль, но человек имеет право сказать “нет” электронной идентификации своей личности».

Приведенные слова дают основания полагать, что Русская Православная Церковь даст отрицательное суждение по поводу «проектов» ИРИ, противоречащих Промыслу Божию о мире и человеке, имеющих явно богоборческий характер.

Очень жаль, в официальных документах Церкви духовная составляющая всемирного процесса электронной идентификации граждан и превращения человека в киборга пока остается «за кадром» – это его богоборческая, греховная сущность, а отсюда и греховность соучастия человека в этом процессе противления святой Божией воле. Налицо явная угроза спасению безсмертной души для блаженной вечности.

В духовном плане принятие идентификатора означает выбор человека между добром и злом, между свободой во Христе и его полным подчинением информационно-управляющей системе и ее хозяевам, а со временем и ее единоличному «хозяину» – антихристу. При этом явного и сознательного отречения от Христа никто не потребует! Само вхождение в систему «нового мирового порядка» антихриста и принятие ее атрибутов, имеющих свойства «начертания – имени зверя, или числа имени его» будет являться свидетельством поклонения антихристу и отречения от Христа. Об этом ясно говорит Слово Божие.

В своем докладе на Круглом столе в Верховной Раде Украины 4 июня 2013 года митрополит Почаевский Владимир подчеркнул: «Внедрение этой пагубной системы является преступлением перед Богом и человечеством. Считаем своим долгом предупредить всех, что это приведет к лишению государства своего суверенитета, а человек в этой жизни лишится личной свободы и станет объектом тотального контроля, а в будущей лишится Вечного Блаженства.

Господь говорит через Священное Писание: “Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его”(Откр.14:9-11)»

Думается, что не только православные верующие, но и все здравомыслящие люди планеты должны отказаться от соучастия в «тайне беззакония» и откликнуться на призыв из выступления митрополита Одесского и Измаильского Агафангела на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2004 года: «Нам необходимо осудить глобализацию как антихристианское явление, ведущее к созданию во всем мире единого царства антихриста, осудить цифровое кодирование людей, как основу глобализации, осудить внедрение биометрических документов и вживление микрочипов в человеческое тело, как покушение на богоданную свободу человеческой личности». Человек должен оставаться человеком.

 

В.П. Филимонов, русский писатель-агиограф и публицист,

академик Православного богословского отделения Петровской академии

 наук и искусств, эксперт в области кибернетики и систем управления 

 


[1] Автоматическая идентификация – сбор, обработка и использование информации о человеке независимо от самого человека (помимо его воли, желания, даже его понимания и осознания того, что о нем собирается информация) с целью насильственного управления человеком

 

[2] Конвергенция – это появление у неродственных организмов сходных признаков, возникающих в результате приспособления этих организмов к сходным условиям существования. 

[3] Чипирование – вживление в тело и мозг человека идентификационных микро- и наноэлектронных устройств, превращающих высшее творение Создателя в управляемого биоробота или киборга, которого, «в случае необходимости», можно легко уничтожить. Идеальное средство для построения системы тотального контроля.

[4] Нейроинтерфейс – система, созданная для обмена информацией между мозгом и электронным устройством, например компьютером.

[5] Киберорганы – механические и электронные заменители естественных человеческих органов, применяемые с целью «улучшения природы и способностей» человека.



Подписка на новости

Последние обновления

События