Идентификатор становится новым цифровым именем человека…
О докладе архиепископа Августина по проблемам идентификации личности. Во исполнение благословения Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата 31 мая 2013 года Председатель Богословско-канонической комиссии Украинской Православной Церкви архиепископ Белоцерковский и Богуславский Августин на пресс-конференции в агентстве Укринформ прочел доклад «Официальная позиция Церкви по вопросам развития технологий обработки персональных данных и внедрения биометрических документов».
В этом докладе отмечены серьезные моменты, которые связаны правильным пониманием ряда вопросов, касающихся внедрения новых технологий идентификации личности. В частности, в нем говорится: «Еще в самом начале внедрения идентификаторов личности на Украине Церковь не только не давала благословения на их принятие, но и предостерегала общество в отношении рисков их внедрения, предупреждала об опасности превращения в будущем данного идентификатора в апокалиптический знак, описанный в Откровении Апостола Иоанна Богослова, который называется “начертанием антихриста”».
Это очень важные слова, показывающие отношение Церкви к проблемам идентификации личности, ибо не раз духоносные старцы предупреждали верующих: «Сегодня – номер, завтра – карточка, послезавтра – метка». Вспомним слова преподобного старца Паисия Святогорца: «Итак, за “совершенной системой кредитных карточек”, за компьютерной безопасностью кроется всемирная диктатура, кроется иго антихриста».
Присвоение человеку цифрового идентификатора личности на бумаге обязательно должно закончиться нанесением этого идентификатора на его физическое тело. Таков технологический принцип автоматической идентификации – идентификационный номер в машинно-читаемом виде должен быть нанесен на объект управления и стать его неотъемлемой частью. Средством автоматической идентификации и является идентификационный номер или личный код человека, который позволяет отслеживать перемещения «биообъекта» и все его социально-значимые действия.
Правильно освещен в докладе момент, связанный с превращением идентификатора в «некое новое “имя” в виде числа» (Из Заявления Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года). Вот что говорит по этому поводу владыка Августин: «С одной стороны, использование идентификаторов как атрибута информационных систем может быть расценено как внешний знак, когда его использование осуществляется информационной системой и не предполагает согласия человека на его принятие или использование этого идентификатора. Но когда человека принуждают давать согласие на получение идентификатора, и когда он используется для определения личности в повседневной жизни, то идентификатор становится новым цифровым именем человека, что может порождать соответствующие духовные последствия». Слава Богу, наконец-то Церковь твердо заявила, что во всех отношениях с властными и коммерческими структурами идентификатор становится новым цифровым именем человека. То есть граждан вынуждают постоянно предъявлять идентификатор вместо имени и отзываться на него. В противном случае можно лишится доступа к материальным благам.
«… время показало, что предостережения Церкви об опасности внедрения идентификаторов личности являются обоснованными», – говорит далее владыка Августин, подтверждая это цитатами из Послания Священного Синода Украинской Православной Церкви 1998 года и документа Архиерейского Собора 2013 года, где говорится о гонениях на людей, которые отказались от принятия и использования личных кодов.
Далее в докладе неоднократно заявлено о недопустимости принуждения человека к принятию идентификатора, что является посягательством на свободу совести, недопустимости принуждения граждан к согласию на обработку их персональных данных: «Понятия “персональные данные” и “обработка персональных данных” являются терминами с четко определенным законом содержанием. В частности, персональные данные – это любая информация о человеке, а обработка персональных данных – это любые операции с этой информацией, Поэтому передача кому бы то ни было права осуществлять любые операции с любой информацией о себе является, по меньшей мере, опрометчивой».
Владыка Августин отмечает, никто не вправе требовать от граждан согласия на обработку персональных данных, но: «Несмотря на это, имеют место многочисленные случаи, когда отказ от предоставления согласия на обработку своих персональных данных является причиной лишения граждан их конституционных прав», которых подвергают различным формам дискриминации.
Твердо сформулирована в докладе позиция Церкви в отношении богоданной свободы человека, о чем, прежде всего говорят «Основы учения Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»: «Свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе… Подчинение воли человека с помощью манипуляций или насилия некоему внешнему авторитету рассматривается как нарушение порядка, установленного Богом». Далее владыка говорит: «Свобода воли – это дар Божий, который служит спасению души, но она же может стать и причиной гибели человеческой души… требование ограничить свободу человека или же передача права выбора любым способом другим лицам или иные ограничения свободы по согласию лица являются служением веку сему и угождением ему… стояние в добре и истине невозможны без свободы выбора».
Касаясь вопроса внедрения электронных «документов нового поколения», архиепископ Августин отмечает: «Биометрические документы в обязательном порядке содержат машиносчитываемую зону, где зашифрована информация о личности, непонятная владельцу документа, поскольку расшифровывать ее можно лишь при наличии специального оборудования… Важно подчеркнуть, что все биометрические документы предусматривают обязательное принятие и использование идентификатора личности для всех без исключения групп лиц, что, как было указано выше, может быть опасным для духовной жизни и дает основания усматривать типологическое сходство этого идентификатора с апокалиптическими знаками».
Также четко сказано: «Как известно, завершение земной истории связано с приходом к власти единого правителя мира, которого Писание называет антихристом. Предшествовать его пришествию будут события, описанные в Откровении Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Одним из таких событий должно быть клеймение людей меткой, которая имеет название “начертание антихриста”… С греческого есть несколько вариантов перевода, основной – “клеймо”. Священное Писание описывает признаки этого начертания … (Откр. 13, 16-18)».
Итак, в докладе совершенно справедливо говорится, что начертание будет наносится людям предтечами антихриста еще до явления миру самого «человека греха, сына погибели» (2Фес. 2, 3), то есть «предшествовать его пришествию». Это очень важный момент, ибо многие священнослужители и богословы по сей день вводят в заблуждение верующих, ошибочно утверждая: «Пока антихрист лично не явится, то и беспокоится вам не о чем. Вот когда он явится, тогда-то мы вас предупредим». Только когда антихрист воцарится, уже будет уже поздно кого-то предупреждать. Построение его царства совершается на наших глазах и уже вступило в решающую фазу.
Владыка также подчеркивает: «Цифровой идентификатор личности в виде “уникального номера записи в реестре” может быть записанным в виде штрих-кода. Его использование в документах становится обязательным для всех без исключений. Наличие машиносчитываемой информации в документе, удостоверяющем личность, делает возможным ее идентификацию при осуществлении любых операций купли-продажи, где используется кассовый аппарат или безналичные расчеты. Такая ситуация сделает невозможным куплю и продажу без наличия цифрового идентификатора или цифрового имени. В 2003 году Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики провел экспертизу и обнаружил в штрих-коде число “шесть, шесть, шесть”. Как видим, остается все меньше различий между идентификатором личности и апокалиптическим начертанием. Если такое начертание, такое клеймо нанести на правую руку или чело человека, то различия вообще исчезнут»…
Подводя итог своему выступлению, архиепископ Августин заявляет: «Следовательно, вполне безопасными с духовной точки зрения являются и до сих пор остаются бумажные документы, не содержащие цифрового идентификатора личности, информация в которых понятна и не скрывается от владельца документа, процедура получения которых не предусматривает централизованных манипуляций с телом человека, как контактных при снятии отпечатков пальцев, так и бесконтактных при снятии оцифрованного образа лица». Это совершенно очевидно.
В тоже время хотелось бы дополнить доклад владыки Августина, в связи с некоторыми моментами, непосредственно касающимися внедрения новых технологий идентификации личности.
1. Прежде всего, проблемы электронной идентификации личности вновь рассматривались «сами по себе» в отрыве от тех богоборческих глобальных проектов, которые их породили. То есть, в докладе не сказано о том, что на планете Земля в решающую фазу вступает построение новой «электронной» цивилизации – единого наднационального глобального информационного сетевого общества или глобальной Сети. Это новая формация, в которой практически не только коренным образом изменяются традиционные отношения между гражданами и властными структурами, но и уничтожается традиционное понятие о государстве и праве. По сути, демократия вырождается в тоталитаризм. Иначе говоря, идет построение невиданной в истории человечества всемирной антихристианской сверхтоталитарной технотронной тирании, при которой законы управления кибернетическими системами переносятся на человеческое общество, а новейшие информационные технологии легко могут быть использованы для давления на человека с целью его политического, экономического, идеологического и духовного порабощения. В православном понимании – это и есть построение царства антихриста. Действуя «со всяким неправедным обольщением» (2Фес. 2,10) предтечи и слуги «сына погибели» (2Фес. 2, 3) делают все для того, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных»(Мф. 24,24).
За прошедшие годы в свете Христова учения стало настолько очевидным все происходящее в мире, что закрывать на это глаза никак нельзя. Церковь впервые в своей истории оказалась в ситуации, когда сатана и его подручные стремятся поработить человеков физически и духовно с помощью новейших технологий, технических средств и хитрых экономических методов.
Неслучайно еще в 1968 году Бжезинский писал: «Наша эпоха не просто революционная: мы вошли в фазу новой метаморфозы всей человеческой истории. Мир стоит на пороге трансформации, которая по своим историческим и человеческим последствиям будет более драматичной, чем та, что была вызвана французской или большевистской революциями… В 2000 году признают, что Робеспьер и Ленин были мягкими реформаторами».
Именно в июле 2000 года на встрече президентов стран «большой восьмерки» в Окинаве была принята «Хартия глобального информационного общества» – программный политический документ, определяющий «формирование и развитие» единого всемирного сетевого информационно-сотового общества ХХI века. По сути – это революционные преобразования, касающиеся политики, экономики и других важнейших областей жизни человечества посредством воздействия информационных технологий. В «Хартии…» прямо заявлено о «революционной экономической и социальной трансформации», которая «коснется образа жизни людей, их образования, работы и взаимодействия с властными структурами».
После Окинавы в 2002 году в Новом Орлеане представители 188 стран подписали соглашение, которое признает биометрику лица основной технологией для идентификации личности, а в 2005 в Гленигсе и Монреале был окончательно утверждены единые всемирные стандарты машиносчитываемых электронных «паспортов» для «граждан мира» в системе «нового мирового порядка».
В Женеве (2003 год) и Тунисе (2005 год) прошли Всемирные встречи на высшем уровне по вопросам построения глобального информационного общества, на которых был принят ряд программных документов: ««Декларация принципов: построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии», «План действий по построению глобального информационного общества», «Тунисское обязательство» и «Тунисская программа для информационного общества».
Впервые в истории человечества, согласно документам, принятым на этих встречах, в каждой стране мира создается электронное правительство, построенное по единым международным стандартам на единой информационной и программной платформе. Электронные правительства отдельных стран легко интегрируются в единую всемирную систему, фактически превращаясь в протектораты Мирового электронного правительства. С неминуемым объединением всех электронных правительств произойдет окончательное обезличивание национальных суверенных государств, создание режима абсолютной тирании на планете Земля.
Электронная идентификация личности есть необходимое условие для трансформации традиционного человеческого общества в цифровое, превращения человека в электронного гражданина, а по сути в раба информационно-управляющей системы и ее хозяев.
Таким образом, усилиями антихристианской космополитической «мировой элиты» на планете Земля осуществляется ряд богоборческих глобальных проектов, направленных на полное уничтожение суверенитета независимых национальных государств и абсолютное подавление богоданной свободы каждой отдельной личности. Реализация этих безумных замыслов неуклонно ведет к построению единого всемирного царства антихриста – глобального тирана, которому, попущением Божиим, будет дана власть «над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр. 13, 7).
На светском языке такое мироустройство можно определить как глобальный технотронный фашизм с компьютерным строем денежной системы, где человек превращается в безликого биоробота, удобного для эксплуатации. Он абсолютно беззащитен перед системой и лишен всех и всяческих прав и свобод, в первую очередь – права на свободу совести. Впрочем, у него остается право на свободу во грехе – в пределах, допустимых системой.
Идея построения всемирного электронного Вавилона (который на самом деле станет всемирным электронным концлагерем) – единого наднационального глобального информационного общества, объединяющего все народы вне Христа – это бунт против Творца, восстание на Промысл Божий о мире и человеке, то есть, замысел богоборческий, а посему – греховный! В чем будет искать общность это неестественное объединение людей? Только во грехе под руководством врага спасения! Иначе и быть не может. «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30), – таково обетование Самого Господа нашего Иисуса Христа.
Богоносный святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Бог, как говорит Писание, с тою целию смесил языки и разделил народ на народы, чтобы лишить людей возможномти все греховные предприятия приводить в исполнение общими силами всего соединенного человечества… Тогда , при столпотворении, низшел Бог, говорит Писание, взглянуть на дела человеческие, и остановил безумное начинание смешением языков: теперь близок час, в который снова сойдет Бог воззреть на дела человеческие, и положить им конец уже не смешением языков, а заменением мира, созревшего и обветшавшего в беззакониях, миром новым и непорочным». Сказано более 150 лет назад!
Идеология глобализма противостоит христианскому мировоззрению и несовместима с ним. Она внедряется и пропагандируется в светском обществе и даже в Церкви усилиями антихристианской «мировой элиты» и выражает ее интересы.
Здесь необходимо понимать, что практически во всех странах мира словно под копирку принимаются типовые законы о персональных данных и «защите информации»; осуществляется поголовное клеймение граждан цифровыми идентификаторами, заменяющими человеческие имена в системе социально-экономических отношений; создаются единые государственные регистры пронумерованного населения; по единым международным стандартам вводятся системы «электронного государственного управления», охватывающие все сферы жизни общества.
Все это совершается «во исполнение международных обязательств», подписанных на упомянутых выше Всемирных встречах. Таким образом, реализуя свое конституционное право на участие в управлении делами государства, граждане должны требовать денонсации (расторжения) всех международных договоров, превращающих Россию и Украину в управляемые извне, лишенные суверенитета, провинции всемирного электронного сверхцарства, а также признания утратившими силу всех национальных нормативных актов, принятых во исполнение кабальных и опасных для наших стран международных договоров. В противном случае создаются «правовые основы» для клеймения народов апокалиптическими знаками.
2. Совершенно очевидно, что правильную оценку присвоению, принятию и использованию цифровых идентификаторов личности, внедрению биометрических «документов» и других идентификационных устройств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, можно дать только в свете учения Слова Божия и в контексте построения царства антихриста – всемирной антихристианской тирании.
В Послании Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата от 29 декабря 2003 года совершенно справедливо отмечено: «…Царство антихриста не состоится без соответствующей технической базы, с помощью которой он захочет добиться своих целей… Нынешний процесс кодификации гражданского населения непосредственно касается политической и хозяйственной деятельности граждан. Он внедряется в формах, которые имеют типологическое сходство с ограничениями апокалиптических времен. При этом, в то же время, игнорируются и блокируются реальные альтернативные способы осуществления функций государственного регулирования и контроля в области общественного хозяйства и политической деятельности, что вызывает у верующих апокалиптические параллели… В религиозном контексте указанные действия власти приобретают апокалиптическую составляющую, что может расцениваться как сознательное или невольное содействие созданию технической базы, способствующей воцарению антихриста…»
Однако «сознательное или невольное содействие созданию технической базы, способствующей воцарению антихриста» проявляется не только в действиях власти, принуждающей граждан к принятию личных кодов, но и в действиях самих граждан, которые по своей воле принимают различные идентификаторы и используют их в качестве имени для получения материальных благ и услуг. Люди сами помогают создавать техническую базу, способствующую воцарению антихриста и соучаствуют в построении его царства. Сознательно или бессознательно, желая того или не желая, готовят его пришествие.
Возникает вопрос: как можно оценить соучастие христиан в деле «создания технической базы, способствующей воцарению антихриста», а фактически соучастие в реализации «тайны беззакония» (2Фес.2,7)? Как уже было показано, построение единого наднационального всемирного социума, который со временем возглавит «человек греха, сын погибели» (2Фес.2,3), несомненно противоречит Промыслу Божию о мире и человеке. Дело это явно не богоугодное, то есть греховное! «Грех есть преступление и разрушение вечного и непременяемого Божия закона, ослушание и противление святой Божией воле», – пишет великий отец Церкви, святитель Тихон Задонский.
Сказанное еще раз подтверждает, что добровольное принятие и использование человеком идентификационного номера, универсальных электронных карт и неотделимых от тела человека идентификационных меток – это признание власти антихриста и поклонение ему в духе! По слову святителя Игнатия Брянчанинова, сочетание с духом антихриста означает отвержение Христа и поклонение «сыну погибели», независимо от того, присутствует ли в мире сам антихрист или нет. Кстати, в Откровении святого апостола Иоанна Богослова нигде не сказано, что кто-то будет требовать сознательного отречения от Христа, а вот о поклонении антихристу сказано конкретно, а уж поклонившийся «сыну погибели», несомненно, предает своего Спасителя.
Итак, весь вопрос заключается в том: будет ли человек лично и добровольно постоянно использовать цифровой код вместо имени – предъявлять его и отзываться на него для получения материальных благ и услуг? Поэтому каждому нужно понимать: кто и с какой целью строит эту систему, кто ее, в конце концов, возглавит. Только тогда-то все и открывается…
«Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5,1), – учит нас Слово Божие. В толковании на эти слова из Послания апостола Павла к Галатам выдающийся русский богослов, профессор Николай Никанорович Глубоковский пишет: «Первым принципом христианской нравственности должно быть неизменное пребывание или непоколебимая устойчивость в благодатной свободе при безусловном устранении всего, что где-нибудь носит хоть тень поработительного стеснения» .
Совершенно очевидно, что устроение на планете сетевой электронной тирании, которую возглавит «человек греха, сын погибели» (2Фес.2,3), уже не «тень поработительного стеснения», а разрушение Богоустановленного порядка во Вселенной.
Как именуется в программных документах глобалистов человек – высшее творение Создателя? Это – «электронный гражданин», «киборг» или «биообъект»! Оцифрованный мир, в котором свободный человек становится элементом компьютерной Сети, жестко управляемым придатком электронной системы, равным любому товару – воистину воплощение ада на Земле! Можно ли говорить о стяжании Духа Святаго Божия в обществе «киборгов» или «биообъектов»?
Если помрачение сознания у подавляющего большинства людей позволит глобалистам воплотить в жизнь свои планы, то потеряет во очах Божиих всякий смысл существование этого земного мира…
«Не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7, 23); «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф.5,10-11) – научает нас Святое Евангелие.
3. Реальная мировая практика неопровержимо показывает, что повсеместно внедряемая всемирная торгово-финансовая система электронных безналичных расчетов, имеющая целью полную отмену наличных денег и всеобъемлющий контроль товарообмена, ведет к созданию мироустройства, абсолютно аналогичному описанному в 13-й главе Откровения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. А электронный идентификатор личности, являющийся для системы фактическим именем человека, уже сегодня имеет те же свойства, что и апокалиптическое «начертание – имя зверя, или число имени его» (Откр.13,17), ибо с рождения присваивается министрам и пенсионерам, банкирам и бомжам, монахам и заключенным: «всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам» (Откр.13,16) и без него вскоре «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать» (Откр.13,17).
В наше предантихристово время совершенно ясно открылось то, что почти двадцать столетий безуспешно пытались открыть многие святые отцы и исследователи Священного Писания. Они искали имя собственное, которое будет носить тот, кого Писание называет «зверем». Однако, не зря, видимо, говорилось, что содержание Апокалипсиса будет становиться понятным только постепенно, по мере наступления событий и исполнения пророчеств, в нем предреченных.
Сегодня как никогда становится очевидным, что «имя зверя» – не собственное имя самого «зверя», а имя, которое «зверь» дает человеку, это имя, которое «зверь» – предтеча антихриста дает «малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам». Выражение «или число имени его» следует понимать как уточнение. Здесь указание на то, что имя, которое зверь дает человеку, записывается в виде числа, то есть является цифровым. Итак, идентификационный код человека – это вечное электронное имя человека как элемента или узла глобальной Сети, имеющее свойства апокалиптического «имени зверя», являющееся средством автоматической идентификации.
Электронное имя, электронные «документы», электронное досье, электронная подпись, электронные деньги… электронное правительство… электронная демократия… Для чего все это? Да для того, чтобы человек остался один на один с безжалостной, бесчеловечной компьютерной системой. Клюнувший на приманку видимых удобств, мифических льгот, скидок, кредитов, неправедных годовых процентов и призрачной безопасности, поверивший льстивым обещаниям «новых лжепророков», добровольно отдает себя в электронное рабство. Уже совершенно очевидно, что «сильные мира сего» под управлением самого врага спасения сгоняют обольщенное и обольщаемое ими человечество во всемирный электронный ГУЛАГ под предлогами обеспечения «мира и безопасности» (1Фес. 5, 3) и «улучшения качества жизни».
«Начертание – имя зверя, или число имени его» – это, прежде всего, понятие духовное, мистическое. Это не просто средство купли-продажи, не только символ признания антихристианской власти и поклонения ей, но и средство тотального контроля и жесткого управления людьми для осуществления этой власти в глобальном масштабе.
Еще в октябре 2004 года в своем выступлении на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, доктор богословия, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел раскрыл суть процессов глобализации и призвал к противостоянию этим процессам: «Мне неоднократно приходилось повторять, повторю это и вновь: утверждение о том, что принятие внешних знаков, символов, правил поведения, навязываемых устроителями “нового мирового порядка”, для которых Русская Православная Церковь – враг номер один, не может повредить православному человеку, является величайшей ошибкой и заблуждением. Через введение ИНН, идентификационных кодов, православных христиан пытаются втянуть в глобализационные процессы, что является недопустимым.
Ведь все эти процессы ведут к стиранию свободной личности, к уничтожению независимости государств, особенно традиционно православных, и, в конечном счете, к власти единого Мирового правительства, цель которого – воцарение единоличного лидера – то есть антихриста, предсказанного в Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова… Нам необходимо осудить глобализацию как антихристианское явление, ведущее к созданию во всем мире единого царства антихриста, осудить цифровое кодирование людей, как основу глобализации, осудить внедрение биометрических документов и вживление микрочипов в человеческое тело, как покушение на богоданную свободу человеческой личности… Историческая миссия России – быть Православной Державой и свидетельствовать всему миру об истине. Нельзя допустить, чтобы Православие использовали как инструмент апостасии. Православный мир должен отказаться от участия в строительстве “нового мирового порядка”» .
4. В докладе архиепископа Августина говорится: «Как видим, остается все меньше различий между идентификатором личности и апокалиптическим знаком. Если такое начертание, такое клеймо нанести на правую руку или чело человека, то различия вообще исчезнут. Конечно, эта ситуация не может не беспокоить Церковь, поэтому в Решении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 4 февраля 2013 года содержится строгое предостережение: “Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело человека”. Понятно, что также недопустимым является участие людей в процедурах, где существует такая опасность».
Здесь необходимо отметить, что слово «принудительное» в цитате, приведенной из документа Архиерейского Собора 2013 года, по-видимому, является результатом технической недоработки текста (ввиду быстроты принятия решений в очень непростой обстановке).
Практически все предыдущие документы Церкви категорически отвергают применение подобных технологий в отношении высшего творения Божия. Сюда относятся: Социальная концепция Русской Православной Церкви; Обращение Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2005 года, направленное к органам власти стран СНГ и Балтии; выступление Святейшего Патриарха Алексия II в ПАСЕ 2 октября 2007 года; пункт 54 Определения Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»,
Из Социальной концепции Русской Православной Церкви: «Попытки людей поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и “улучшая” Его творение, могут принести человечеству новые тяготы и страдания… Формулируя свое отношение к широко обсуждаемым в современном мире проблемам биоэтики, в первую очередь к тем из них, которые связаны с непосредственным воздействием на человека, Церковь исходит из основанных на Божественном Откровении представлений о жизни как безценном даре Божием, о неотъемлемой свободе и богоподобном достоинстве человеческой личности, призванной “к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе” (Флп. 3, 14), к достижению совершенства Небесного Отца (Мф. 5, 48) и к обожению, то есть причастию Божественного естества (2Пет. 1, 4)».
Возможно ли пребывание в свободе, сохранение богоподобного достоинства личности, достижение человеком совершенства Небесного Отца и обожение человека в обществе жестко управляемых извне «биообъектов»?
На это дал ответ Святейший Патриарх Кирилл (еще будучи митрополитом Калининградским и Смоленским, председателем ОВЦС МП) 2 марта 2006 года на Международной конференции «Развитие биотехнологий: вызовы христианской этике»: «Бог не без причины создал человека таким, а не иным. Но когда сам человек при помощи изобретенных им технологий, посредством всяческих имплантантов, вживлений и замещения естественного на искусственное подменяет самую свою природу, в которой он рожден, возникает один неприятный вопрос. Будет ли эта новая природа человека обладать тем же непреходящем достоинством, восходящим к образу Божию, что и его прежнее естество? Будут ли эти полулюди-полуроботы, напичканные электроникой, обладать божественным достоинством или это будут уже иные существа? Ведь их с легкостью можно будет уничтожать и воссоздавать, модернизировать, ухудшать, разбирать на запчасти и собирать из них аналоги, превращать в объект множества новых манипуляций…
Особую актуальность вопросы биотехнологии приобретают в связи с использованием электронных средств учета населения. Периодически в прессе появляются материалы о возможности вживления универсальных электронных идентификаторов под кожу человека или их инкорпорирования иным способом. Мне кажется, что такие идеи следует рассматривать как одну из попыток “улучшить” Божие создание, сделать его при помощи технологии более “безопасным” и с наименьшими затратами решить задачи, связанные с безопасностью или учетом граждан. Но станет ли совершеннее Божие создание, если микрочип под кожей руки поможет фискальным органам исправнее взыскивать с него недоимки? Какими идентификаторами нам ни предложили бы пользоваться, все они должны быть отделяемы от человека. Они не должны претендовать на то, чтобы стать интегральной частью его природы — такова принципиальная позиция нашей Церкви… И мы настаиваем на том, чтобы в России не внедрялись никакие идентификаторы, которые были бы неотъемлемы от человеческой природы, которые были бы “встроены”в него, навсегда привнесены извне в его естество».
Несомненно, что принципиальная позиция Церкви должна быть неизменной и незыблемой.
Совершенно очевидно, что необходимо внести исправление в упомянутый документ, исключив из приведенной владыкой Августином цитаты слово «принудительное». «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?.. один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3, 11-12).
5. В целом доклад архиепископа Августина является несомненным шагом вперед по сравнению с предыдущими документами Церкви по этой тематике. В нем впервые раскрыты многие серьезные моменты, которые до сих пор еще не озвучивались с такой высокой трибуны.
Тем не менее, полезно будет вспомнить еще одни слова из документа «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», принятого Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года: «Проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, учетом и обработкой персональных данных, продолжают накапливаться и усложняться. Сегодня необходимо продолжить богословское, нравственное и гражданское осмысление этих проблем».
Поэтому остается надеяться, что в ближайшее время мы увидим новые документы Церкви, в которых проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, как основного инструмента построения всемирной антихристианской технотронной тирании – царства антихриста, получат более жесткую оценку в связи с вновь и вновь открывающимися обстоятельствами, касающимися реализации «тайны беззакония» в современном мире.
В.П.Филимонов – писатель-агиограф,
эксперт Комиссии по взаимодействию Церкви, государства и общества
Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви