Протопресвитер Василеос Георгопуло, профессор Богословского факультета Фессалоникского университета им. Аристотеля
Тайна Церкви и феномен ересей
The Mystery of the Church and the Phenomenon of Heresies
Повторная публикация
Феномен ересей присутствовал с первых времен основания Церкви на пути проповеди Евангелия миру. Это явление, которое еще с апостольских времен считалось выражением тайны беззакония (II Фес. 2, 7).
В Новом Завете и в трудах святых отцов Церкви описаны основные характеристики, а также серьезные сотериологические последствия этого явления (1 Тим. 1, 9; II Петр, 2. 1). В дальнейшем мы попытаемся отметить некоторые из характеристик этого явления, которые появились во множестве ересей с течением времени.
а) Хорошо известно, что Церковь, как тело Христово, является тайной, которая над и вне времени. Каждая ересь, с другой стороны, принадлежит определенному времени и месту с точки зрения формирования, выбора и создания во взаимном историческом разрыве.
б) Для православной веры истина - это не абстрактное понятие или плод человеческого разума. Истина - это человек. Это всесвятая личность Бога-Человека (Ин 14, 6). Церковь - это Его тело, она проповедует Христа и Его Евангелие, передает Христа, дает Христа, живет Христом не как идеологией, а как эмпирическим явлением, которое она познала опытно (Ин. 1, 1-4) и «как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова». (Лк. 1, 2).
С другой стороны, ересь, отбирающая, отвергающая, добавляющая или отнимающая от полноты б
ожественного Откровения во Христе Иисусе, искажает истину, то есть искажает Христа. Как метко замечает святой Григорий Палама: «Ибо те, кто от истины, принадлежат церкви Христовой, а те, кто не от истины, не принадлежат церкви Христовой» (опровержение письма Игнатия, 3).
в) В своем описании сотериологических последствий вступления христианина в еретическое сообщество святой Амфилохий Иконийский через литургическую практику и сакраментальную жизнь Церкви, в весьма реалистичной манере отмечает среди прочего: «Те, кто во время крещения были облечены во Христа, таким образом, покинули Церковь, не были одеты во Христа» (Против Апотактитов [Отреченных] или Гемеллитов, 7). Выход из Церкви по сути означает совлечение Христа. Есть ли что-нибудь более болезненное для христианина? Мы думаем нет.
г) Довольно часто в истории мы наблюдаем разделение за разделением между различными еретическими движениями. Это говорит еще об одном очаге духовной болезни. Это подробно описано Св. Иоанном Златоустом, который отмечает, что древо ереси «действительно было посажены злыми помыслами, несвоевременным любопытством, поливались чрезмерным высокомерием и дополнялись любовью к амбициям» (PG 48, 719 ).
Нет маленьких и больших ересей, нет незначительных или заметных отклонений от учения Церкви. Истина никогда не зависит от количества. Наша православная вера, церковный дух и почитание Церкви - это одна и та же величина, которую нельзя поделить. Святой Иоанн Златоуст отмечает: «Как и в случае с царской монетой, если кто-то вырезает маленький образ-деталь, он делает целую монету фальшивой, то же самое происходит со здоровой верой: если только самая маленькая часть с начала (или в своей основе) опрокинута, она будет испорчена целиком» (стр. 61, 622).
6) Каждая ересь, с точки зрения ее отправной точки, является повторением того же самого первоначального провокационного искушения. Это другая вера, другое отношение к жизни, которое, как говорит святой Ириней Лионский, «пророки не заявляли, Господь не учил, а апостолы не передавали» (опровержение ложного знания 8, 1). Это образ жизни, который находится за пределами церковных ориентиров. Это путь, по которому каждый еретик следует по своему усмотрению и без соответствующих знаний, потому что он или она были убеждены обещанием бесчувственного и фальшивого спасения.
7) В заключении этих нескольких замечаний мы хотели бы добавить еще одно. Как тело Христово, Церковь остается единственным местом исцеления человечества и форпостом святости. В лице ее святых можно увидеть, что ее призыв к преобразованию мира является не утопическим, а эмпирическим предложением жизни, единственным безопасным способом для каждого человека стать новым творением во Христе (II Кор. 5 17).
С другой стороны, в каждой ереси, как системе обмана, не хватает именно той трактовки человеческого существования, которую открыл Христос, и которую мы видим в борьбе в Духе Святом и в подражании Христу наших святых. Поскольку каждая ересь игнорирует этот процесс преображения и его основополагающие и обязательные условия для прославления людей во Христе, она заменяет его своими собственными конструкциями, вводящими в самодовольное заблуждение мгновенного спасения, выраженным в личной пиетистической практике.
Источник: https://pemptousia.com/2016/10/the-mystery-of-the-church-and-the-phenomenon-of-heresies/
© Перевод интерент-содружества «Православный Апологет» 2020г.