Неделя 3-я Великого поста: Крестопоклонная
Великое Таинство Креста
Κυριακή Γ´ Νηστειῶν (τῆς Σταυροπροσκυνήσεως)
протопресвитер Димитрий Дорбаракис
πρωτοπρεσβυτέρου Γεωργίου Δορμπαράκη
В третью неделю Великого поста наша Церковь верующим предлагает Крест Господень. Согласно тексту Синаксаря сегодняшнего дня: «Понеже бо четяредесятодневным постом, образом неким и мы распинаемся, умервщляемы от страстей, горести же чувство имамы, унывающе и ниспадающе: предлагается честный и животворящий Крест, яко убо прохлаждая и утверждая нас, и воспоминая нам Страсти Господа нашего Иисуса Христа, и утешая. Аще Бог наш нас ради распятся, колико подобает нам Его ради деяти, облегчая же болезни нашя предложением Владычних скорбей, и воспоминанием и упованием, Крестом славы». И поэтому в нынешний день, когда Церковь нам преподает Крест, действительно является весьма удобным для того, чтобы мы проявили интерес к великому таинству Крестной Жертвы Господа нашего Иисуса Христа.
-
Крест Христов: историческое событие
В Символе нашей веры, там где речь идет о Кресте Господнем, говорится: «Распятого же за ны при Понтийстем Пилате». Христос был распят в Иудее при властителе Понтие Пилате. То есть Распятие — это историческое событие. Оно не является каким-то мифом — произошло «однажды и когда-то», то есть никогда. Оно также не является иллюзией некоторых верующих. Речь идет о событии, которое является ощутимым и осязаемым для человека, чтобы его воспринимать в более широком смысле. Иначе говоря, несомненным является историчность Иисуса Христа и Его Страстей. Только люди злой воли и имеющие ущербный ум возбуждают вопросы относительно вышеуказанных фактов. Однако даже сама история их опровергает. Христос «пострадал при Понтийстем Пилате».
Гора Афон, монастырь Ксиропотам,
самая большая в мире частица Креста
Однако для верующих имеется и видимое подтверждение факта Распятия Христова
Гора Афон, монастырь Ксиропотам, самая большая в мира частица Креста
— многочисленные Святые. Не так уж мало Святых, которые по благодати божией «видели» события Страданий Христа. Вспомним в качестве примера о событии описанном в Отечнике о прп. Пимене. В состоянии восхищения его лицо изменилось, в то время как слезы во множестве истекали из его глаз. И когда его ученики упрашивали его, чтобы он им поведал что произошло, он ответил: «Я был у подножия Креста Господня вместе с Пресвятой Богоматерью и святым Иоанном. Сколько же мне хотелось бы плакать постоянно вместе с ними!» Подобное видение, и не один раз, удостоился и великий старец нашего времени о. Порфирий. Он в день Великого Четверга вечером, в очередной раз, «увидел» Распятого Господа и настолько был потрясен, что не мог продолжать богослужебное последование, он переживал минуты святых Его Страстей.
-
Крест: великое таинство
Однако если историчность Распятия Господа не вызывает сомнений, то проблему для принятия этого факта составляет вид крестных страданий Христа. Страдание Христа это не что-то чисто внешнее: казни, которые видны явным образом. Такого рода вида телесные страдания испытывали люди и до Христа и после Христа. Страдание Христа имеют особые качества, то есть они обладают глубиной, которую можно постигнуть исключительно только верой. И это потому, что на Кресте страдал не какой-то человек, а Сам Сын Божий как человек.
Постигая верою, действием Божественной благодати, раскрываются очи сердца для того, чтобы в действительности узреть человека: упразднение греха мира Христом. Христос на Кресте «упразднил грех мира», событие, которое означает, что для человека «упраздняется» «тело греха» — человек не имел никакой необходимости грешить, и он примиряется с Богом. Так, Крестом Христовым отверзаются закрытые врата Царства Небесного. Небо вновь стало для человека приятным. То что человек потерял из-за греха непослушания первозданных людей, то в большей мере подается теперь, благодаря явленному послушанию даже до смерти Христа, нового Адама. «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его...Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5, 10, 19). «Итак, вы уже не чужие, и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2, 19)
Упразднение греха мира относится не только к определенной исторической эпохе. Христос «упразднил грех» всего мира: до Него, во время Его эпохи и после Него. Так что нет ни одного человека, который бы не был включен в действие Божественной любви, именно поэтому и нет греха который бы был непростительным. Тот же, кто и после распятия Господа будет призываться к тому, чтобы по причине многих своих грехов оправдывать свое удаление от Бога, в сущности будет хулить этот Крест. Из всего выше сказанного становится совершенно понятно то, что какие бы то ни были попытки разума понять мученические страдания Христа будут искажать смысл Его страданий и мученичества. И это потому, что логика низводит эти страдания до уровня чисто естественного и человеческого. Крес
титло, табличка с Креста Христова, Базилика Креста, Рим
т Христов, который венчает все страдания Христа, является великим таинством. Он является предметом созерцания верующих, который постигается сообразно вере людей, переживающих его благодатью Божией в своих сердцах.
-
Крест: явление Божественной любви
Восприятие Креста Христова как таинственного события ведет к преодолению ловушек «анализов и рассуждений». Стремление к анализам и рассуждениям приводит к разрушению таинства Креста, к его уничижению, или, как мы уже говорили, низведению его на уровень человеческой логики. В эту ловушку, эти сети, к сожалению, попалось западное богословие, а также и те православные богословы, которые основывались в своем богословствовании на западных
реликварий с частицей Креста,
Рим, Базилика Креста
критериях. Не станем забывать пример стремления Ансельма Кентерберийского, который был озадачен проблемой «почему Бог стал человеком, и почему Он пострадал». И ответ, который им был дан, вскрывал юридически-правовое понимание спасения, совершенное Богом: чтобы удовлетворить Бога страданиями Его Сына.
Православная Церковь избежала этого искушения. Она лишь размышляла об «образе страданий Христа»: Христу необходимо было пострадать по двум главным причинам:
-
Размеры греха человека была столь огромны, что только учение Христа или Его чудеса не могли совершить спасение. Необходимо было принести Себя в жертву, чтобы упразднить пропасть, положенную между человеком и Богом.
-
Безмерная любовь Божия, которая не поколебалась в том, чтобы принести в жертву и Своего Единородного Сына, дабы спасти мир. «Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел б жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
Православная Церковь была поставлена перед вопросом о согласовании любви Божией с Божественной справедливостью. И в данном случае человечество оказывается не способно понять осуждение невинного — Христа, Который пострадал за грешный мир — и оправдание виновных — людей, которые подлежат осуждению. Человеческая справедливость требует обратного: осуждение виновного и оправдание невинного. Таким образом, Крест Самого Христа показал, что божественная справедливость не сообразуется с мерками человеческих представлений. Если бы она служила сообразно этим взглядам, тогда человеческому роду необходимо было бы, по причине греха, исчезнуть. К счастью для нас самих мера божественной справедливости — это Его все превосходящая любовь.
Святоотеческое предание особо замечает эту истину. Вот как, например, ее излагает великий прп. Исаак Сирин: «Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах...И почему именуешь Бога
Самая большая из известных частей
Животворящего Креста
(православная сокровищница
рядом с Голгофой, Храм Гроба Господня)
правосудным, когда читаешь в главе Евангелия о награде делателям: ...друже не обижу тебе...хощу и сему последнему дати, якож и тебе. Аще око твое лукаво есть, яко Аз благ есмь. (Мф. 20, 13-15) Почему также человек именуешь Бога правосудным, когда в главе о блудном сыне, блудно расточившем свое богатство, читает, что при одном сокрушении, какое явил (сын, - отец) притек и пал на выю его, и дал ему власть над всем богатством своим...Где же правосудие Божие? В том, что мы грешники, а Христос за нас умер?»1
-
Крест: призыв к участию и причастности
Столь велики и неизреченны дары человеку, которые проистекают от Креста Христова — упразднение смерти, примирение с Богом, вхождение в Царство Божие — они хорошо известны, также как и то, что они являются условиями для принятия человека Богом. Если же человек не уверовал во Христа, если же он не стал членом мистического тела Его, Церкви, тогда эти дары остаются бездейственными, поэтому тщетно становится и их содержание. Поскольку для спасения человека требуется не только благодать Божия, но и его собственное желание, воля. Итак, каким образом, конкретно, всякий становится причастным Христу, то есть становится причастным дарам Его Крестной Жертвы?
-
С помощью Крещения. Крещение является участием в смерти и Воскресении Господа. Когда человек трижды погружается в купели крещения, «утробе» Церкви, он делается участником в смерти и Воскресении Христа. Благодаря этому участию человек очищается, «умирает» для всякой необходимой наклонности ко греху и выходит новым, воскресшим человеком. В крещении человек рождается во Христе и он становится членом Его тела. «Действительно, наше Крещение означает, что мы становимся участниками смерти и Господа нашего Христа. И как Бог Отец Своей силой воскресил Христа из мертвых, точно также и мы мы можем жить новой жизнью. То есть как мы самым тесным образом соединены с телом Христа благодаря некоему действию, которое символизирует участие в Его смерти, точно также мы в действительности и реально будем участниками в воскресении Христа». (См. Рим. 6, 4-5)
-
Благодаря Божественному Причащению. Причастность человека Кресту не завершается Крещением, но за ним следует конечно же и Миропомазание. Эта причастность постоянно продолжается при причащении верующего человека с покаянием в таинстве Божественной Евхаристии. Поскольку Божественная Евхаристия подает обладание благодатью и прибавление божественной благодати, которая проникает во глубину души через таинство Крещения. Так, без Тела и Крови Христа верующий человек теряет духовные силы и увядает духовно, что означает, что дары Креста, благодаря Божественной Евхаристии, возобновляются и приумножаются.
Свт. Иоанн Златоуст, говоря о Божественной Евхаристии, подчеркивает ее кресто-воскресный характер: «Когда приносится страшная чаша, из которой мы пьем, мы пьем из самого ребра Спасителя».
-
-
Благодаря подвигу в духовной жизни. Христианин не становится духовным, то есть причастником даров Духа Божия, только его участием в Таинствах. При таком взгляде возникнет представление, что спасение — это результат только действия божественной благодати, но без соучастия человека. С помощью подвига человек соблюдает заповеди Христа. Соблюдение заповедей, главным образом веры во Христа и любви к ближнему, делает человека «открытым» для божественной благодати и создает правильные условия для участия человека в таинствах. Но соблюдение этого не является простым делом. Оно требует от человека борьбы со страстями и грехами, и даже со злоначальным дьяволом, который нас соблазняет через страсти. Так, духовная жизнь является, прежде всего, «окровавливанием» души, отданием крови, согласно высказыванию «отдай кровь и приими Дух», одним словом под этим понимается сораспятие Христу. «Кто хочет идти вслед за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23).
-
Крест Христов — это наше спасение. Он является красотой Церкви и основанием-кафедрой православного богословия. Согласно песнопению: «Крест хранитель вселенной. Крест красото Церкви, Крест царей держава, Крест верных утверждение, Крест ангелов слава и демонов язва». Не будем проводить нашу повседневную жизнь вопреки Кресту и тому образу жительства, о котором мы говорили. Нашим повседневным уверением да будет наше непрестанное преображение, не со стороны конечно же нашей природы, а со стороны нашего образа жизни. Этим образом жизни мы будем принадлежать тем, которые в согласии будут ожидать «знамение» Сына Человеческого, Креста, когда он как символ Его явится в день Второго Пришествия.
© перевод «Православного Апологета», 2012 г.
источник: aktines.blogspot.com
1См. Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. СТСЛ. 2008, с. 510-511, Слово 90. О лукавых помыслах.