Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

26 декабря/8 января1

СОБОР ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ

протопресвитер Георгий Дорбаракис

Η Σύναξις της Υπεραγίας Θεοτόκου

Του Πρωτοπρεσβυτέρου Γεωργίου Δορμπαράκη

 

перед главной святыней Святой Горы Афон — иконой Богоматери «Достойно есть», находящейся в древней базилике X в. Успения Боогоматери Протата

«После решения Ирода убить всех младецев в Вифлееме, ангел Господень во сне явился Иосифу, говоря: «Встань и возьми дитя и Матерь Его и беги в Египет». Итак, в Египет бежала и Богоматерь со своим младенцем и Иосифом, что было сделано по двум причинам: перваячтобы исполнить то, что было предсказано пророком о том, что «из Египта Я воззвал Моего Сына», а второечтобы закрыть уста еретиков. Поскольку, если бы они не убежали, то дитя бы схватили. И если бы Его убили, то тем самым помешали бы спасению людей. А если бы и не убили мечом, либо с помощью иных пыток (чтобы  всё же исполнился божественный план о спасении), то тем самым был бы дан повод многим считать, что Господь пришёл «мечтательно», и что Он в действительности не стал истинным человеком. Поскольку, если бы Он был истинным человеком, то он бы был убит мечом тирана, то есть произошло то, хотя и без всякого на то повода, но безбожные еретики стали бы дерзко уверять это и говорить, то есть что рождение произошло в воображении. Итак поэтому-то Богоматерь с младенцем и убегает в Египет, дабы там Он сокрушил идолов и для того, чтобы совершить впоследствии спасение всей вселенной во время Своего спасительного Распятия.

Собор Пресвятой Богоматери нам следует прежде всего совершать потому, что он входит в предание и традицию Церкви, дабы после великого события явления Бога в мир ради спасения человека, праздновать память лица, которое предшествовало этому событию. Так, после после Рождества Христова мы совершаем празднование Собора Богоматери, Той, которая стала «мостом еюже сниде Бог», точно также как и после Крещения Господа мы совершаем Собор святого Иоанна Крестителя. Несомненно, излишне говорить нам о том, что само событие, сам по себе праздник, находится в непосредственной связи с предшествующей личностью, или, иначе говоря, каждый такой Собор расширяет и удлиняет праздник, подчёркивая и воспоминая то же значение и смысл этого праздничного события, но в ещё в большей степени и в песнопениях этих дней.

Итак, Собор Богоматери вновь подчёркивает важность события Рождества Христова, в особенности настаивая на реальности Рождества Господа. Вероятно, эта сторона сегодня в особенности утратила в людях какое-то понимание и восприятие спустя уже после стольких веков провозвещения и переживания Церковью этого богословского смысла праздника. В первые годы христианства и первые века христианства было весьма важно и своевременно обладать неоспоримыми данными, поскольку еретики безусловно подвергали сомнению действительность воплощения, которые «содрогались» от мысли о том, что Бог действительно воспринял человеческую плоть, то есть восприял вещество, материю этого мира. Что скрывалось ими под таким отвержением этого факта? Уверенность в том, что этот мир есть мир зла, некое иное творение, но не доброго Бога, тем самым вскрывалась ими нехристианская их сущность, более того при явлении чисто христианской видимой внешности, они исповедуют приверженность восточным дуалистическим воззрениям на Бога. Мы хотим сказать, что эти еретики в действительности были сторонниками так называемой иранской религии фарсизм, согласно которому существуют два бога, бог добра и бог зла, тот же бог, который является богом зла — он создал мир. Итак, как могла бы злая материя, вещество злого бога быть воспринято добрым Богом, Который пришёл спасти душу — и вовсе не тело — человека?

Итак, наша Церковь всеми силами боролась с тем, чтобы эти взгляды не имели распространения мнимом или воображаемом явлении Сына Божия), что в противном случае означало бы полное уничтожение истины и реальное отвержение Христа. Итак, она настойчиво подчёркивала, что Христос, Сын Божий и Бог Слово действительно, а не воображаемо воспринял человеческую природу, и тело и душу, с тем чтобы воспринятое в Нём Самом спасти, то есть спасти человека и через него всё творение. А поводом для этого конечно же был тот факт, что весь мир, и материя и тело человека, были творениями Божиими, природой благого Бога, который конечно же является творцом мира. Эта истина была настолько важна, что уже в Новом Завете св. Иоанн Богослов вынужден подчеркнуть, что от принятия или отвержения истинности воплощения Бога всякий выявляет себя, христианин он, или нет. «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога», в «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога»2 Таким образом в вышеизложенной истине выносится истинное суждение о ереси. И это сегодня особенно подчеркивает праздник Собора Пресвятой Богоматери, который продолжает, как мы уже говорили ранее, праздник Рождества Христова. «О како же Бог сый истинный пребыв и не изменивыйся, человек бысть по человеколюбию». Суть и содержание праздника Пресвятой Богородицы также явно раскрывается в содержании кондака: «Ты Мой Бог: печать бо девства Моего зрящи неразрушиму, проповедую Тя, непреложнаго Слова плоть бывша» (Зря на печать девства моего, Ты пребываешь неизменным, возвещаю же Тебя, истинное Слово Божие, Которое приемлет истинную плоть).

Конечно же нынешний праздник Собора Богоматери напоминает вновь, что подле чудесного события явления Бога в мир как человека, всё творение ответствует Ему благодарением, принося Ему свои дары, но лучшее из всех даров было от самого человека. Поэтому, несомненно, Он принёс то, что прекраснее всего и выше всего могло быть явлено в твари: Пресвятую Деву. «Каяждо бо от Тебе бывшая тварей, благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли: мы же Матерь Деву» (Каждое из бывших Тобою творений приносит Тебе благодарность: Ангелыпеснь, небо-звезду, волхвыдары, пастухиудивление, земляпещеру, пустыняясли, мы жеМатерь Деву). Мы не станем забывать: Пресвятая Дева является нашим представителем на небе, та, Которая дала кровь и плоть в данном случае для того, чобы человеком стал Сам Бог, составляя наше «достоинство», всегда являясь нашим утешением и надеждой. Благодаря Ей наша молитва становится услышанной Богом, поскольку Она восхотела стать и для нас посредницей перед Ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: http://aktines.blogspot.com/2011/12/26.html

 

© перевод «Православного Апологета», 2012г.

1Даты даны соотвественно: по Юлианскому календарю, т. н. старому и гражданскому Григорианскому календарю.

21 Ин. 4, 3, и 2

 



Подписка на новости

Последние обновления

События