Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

6/19.08

 

Преображение Христа Спасителя

῾Η Μεταμόρφωση τοῦ Σωτῆρος.

 

Георгий Матзаридис, профессор Богословского факультета Фессалоникийского университетат

Γεωργίου Μαντζαρίδη,

Καθηγητού Θεολογικὴς Σχολὴς Πανεπιστημίου Θεσσαλονίκης
 


 

Праздник Преображения Христа Спасителя занимает центральное место в Православной Церкви и богословии. Это событие, которое раскрывает славу Церкви и верующих христиан. Оно является свидетельством о новом состоянии, которое входит с явлением в истории Христа.

Во время Преображения Христос являет вместе со Своей человеческой природой нетварную славу Своего Божества. В тоже время Он восприемлет в Свою нетварную божественную славу людей, которые Его окружают.

Пророки Моисей и Илия со Христом соучаствуют в том же озарении. Единственное отличие заключается в том, что Христос является источником Света, в то время как Пророки приемлют божественное просвещение. Причина по которой преобразился Христос перед Своими учениками заключалась в том, что приблизился день Его Распятия: «Егда же узрите Мя распинаема, страдания убо уразумейте вольная».

С одной стороны, Христос Своим Преображением уверяет в Своей Божественности, которую несколько дней ранее исповедали ученики устами апостола Петра, с другой же стороны - Он приносит первый опыт переживания явления Его царствия. Празднование Преображения 6 августа (по Юлианскому календарю), если мы не вспомним о непосредственной связи этого события с Крестом Христовым, не окажет нам должного понимания этого события. Только если мы вспомним, что спустя несколько недель, т. е. 14 сентября (28), Церковь совершает празднование «Всемирного Воздвижения Четного Креста», который напоминает о Великой Пятнице, то мы найдем некую историческую связь праздника.

То есть, как историческое событие, Преображение произошло за несколько недель до Страстей Христовой. В круге церковный праздников этот праздник должен был бы совершаться за несколько недель до Пасхи, ровно за столько насколько теперь этот праздник отстоит от праздника Воздвижения Честного Креста. И не следует считать случайностью то, что Церковь отвела этому празднику несколько иное положение, этим она указывает нам на иной праздник, праздник богослова Фаворского Света свт. Григория Паламы.

Поразительна особенность того, что и в трех синоптических Евангелиях о событии Преображения сообщается сразу же после слов Христа: «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе».[1] То есть Преображение Христово, как отмечается в святоотеческом предании, является приходящим в «силе» Царствием Божием.

Своим Преображением Христос уверяет Своих учеников и утверждает их веру в Свое Божество, которое уже исповедали ученики. Во время Преображения Христос не являет нечто того, что Он не имел прежде, но явил, сообразно мере Своих учеников и их способности для восприятия, Свою славу, которой Он всегда обладал как Богочеловек. То есть та слава, которую узрели три ученика на горе Фавор, не являлось каким-то чисто временным явлением, но вечным Светом божественной природы Христа. Об этом свидетельствуется  в песнопении нашей Церкви, когда говорится:

«Преобразился еси на горе Христе Боже, показавый учеником славу Твою, якоже можаху».

Свет Преображения это Нетварный Свет Царствия Божия, которое явилось в мире с пришествием Христа. Несомненно, Царствие Божие как безначальное и нескончаемое не ограничено временем, но его превосходит и его преображает. Оно не начинается с окончанием истории, но уже пребывает в ней и превыше ее, и будет продолжать существовать и после.

То есть, на самом деле, явление Царствия Божия «в силе» означает не что иное как явление « в силе» Его Самого. Не приходит нечто то, что прежде не существовало, но является то, что существовало всегда и будет всегда существовать. Как Нетварный Свет, который был явлен Господом во время Преображения Его ученикам, изначально существовал и вечно пребывает в богочеловеческой ипостаси Христа, также и Царствие Божие, которое явилось Христом в мире, несколько раз является верующим как некая прелюдия Будущего века.

Христианская вера не утверждается на некоем моралистическом начале или идеологии, но основывается на явлении в истории Царствия Божия во Христе. Характерным является свидетельство апостола Петра, которое непосредственно касается его опыта после Преображения, речь идет о его высказывании об истине христианской проповеди: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия».[2]

Без опыта небесной жизни человек не высвобождается от земных искушений и соблазнов. Апостолы Христовы, Мученики, Святые и подвижники-аскеты Церкви не смогли бы одержать победу над миром и приподнесьти все Христу, если бы не вкусили небесного блаженства. Усыновление Христу приобретается наличием жизни. « Ныне мы дети Божии», пишет Евангелист Иоанн Богослов, - «но еще не открылось, что будем. Знаем только , что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». (1 Ин. 1, 2)

Человек доходит до ощущения своего усыновления Христу в своей жизни через соблюдение заповедей. Через самоотвержение и приношение самого себя Богу и воле Божией, что является некой формой смерти, человек становится причастником божественной жизни и Царствия.

Вкушение вечности начинается не после Креста, но Крестом. Послушание воле Божией «даже до смерти» уже является участием в воскресении. Как и слава Христа начинается Крестом, который сокрушает лукавые силы, так и слава христиан начинается добровольным принятием смерти ради Христа, которым сокрушается ветхий человек и открывается новый. Преображение Христа является приуготовлением ко кресту. И Крест Христов является отправной точкой Его славы как человека. Преображением Христос не приобретает чего-то нового, но укрепляет Своих учеников к лицезрению Его Распятия. Ученики нуждаются в этом укреплении для того, чтобы лицом к лицу встретиться с Крестом их Учителя, как и позже со своим собственным крестом во имя их  Учителя.

Вратами Царства Божия является Крест. И слава Божия в мире начинается Крестом. Каждое явление славы Божией в истории, и до и после явления Христа, составляет прообраз или приуготовление ко Кресту Христову. Всякое опытное явление славы Божией во время земной жизни возвещает или связывает с опытом таинства Креста.

 

  Источник: Περιοδ. Ορθόδοξη Μαρτυρία (Κύπρου), αρ. 49/ Ανοιφη- Καλοκαιρι 1996, σελ. 8-10

Перевод «Православного Апологета» 2011г.



[1]   Мк. 9, 1; Мф. 16, 28

[2]   2 Петр. 1, 16



Подписка на новости

Последние обновления

События