Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

«Распинают» единство Православия

«Σταυρώνουν» την ενότητα της Ορθοδοξίας

 

 

Письмо-приглашение Вселенского патриарха и гостиница в Иерихоне несут собой угрозу поколебать единство Православия в мире и чтобы выйти с серьезными травмами из последних событий, которые были вызваны подземными толчками в отношениях между многими поместными Православными Церквами со Вселенской Патриархией и привели к полному разрыву Иерусалимской Патриархии с Румынской Патриархией.

Для многих людей всё то, что произошло, не имеет большого значения. Безусловно, в любом другом случае, если бы имелись благие намерения с каждой стороны — все эти проблемы могли бы быть разрешены в течение одного дня. Однако, как говорят опытные священники, «шипы, которые недавно проросли между Церквами  имеют свои причины. Вероятно, что позади них скрываются и другие планы, разнообразные и пестрые союзы и различные устремления и намерения.

 

Две категории

В дни Святой Пасхи вселенский Патриарх пригласил Предстоятелей Церквей Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской встретиться на заседании, которое пройдет в Фанаре (резиденция патриархов Константинопольских в Стамбуле), главной темой которого стало бы развитие событий в Малой Азии, во время Собора Предстоятелей, который состоится в конце августа месяца для обсуждения и вопроса о планируемом «Всеправославном» соборе, «стратегию» которого представляет Русская Церковь, наперекор  которой явилось недавнее событие разрыва между Румынской Церковью и Иерусалимской Церковью. Возникший дискомфорт, который был вызван преданием гласности письма г-на Варфоломея, был велик, и главным образом для тех Предстоятелей других автокефальных Церквей, который не были приглашены на Собор. Право участия в этом Соборе, согласно мнению Вселенского Патриарха, имеют только Церкви проводившие Вселенские Соборы.

Утверждают, что таким шагом Вселенский Патриарх ведёт к разделению Православных Церквей на Церкви «две категории», что в целом это не способствует единству православных. Архиереи прокомментировали это так, что Фанар не может  делить глав церквей на Предстоятелей и ... меньших Предстоятелей. В особенности, когда во время последней Всеправославной встрече, которая состоялась в Женеве по вопросу об автокефалии Церквей возникло столько больших проблем. «Предстоятели, которые примут участие в соборе, не представляют даже и одного десятка верующих», — сказал митрополит, имеющий большую зарубежную паству. Этим действием патриархия упраздняет соборность и создает плохой прецедент, который может непоправимо разорвать единство Православия.

 

О гостинице

Другой большой проблемой, которая разъединила на два лагеря Православное мировое сообщество является спор, который разразился между Иерусалимской патриархией и Румынской Патриархией. Несколько дней назад Иерусалимская Патриархия  прибегла к крайности, и разорвала «общение» с Румынской Церковью, налагая запрет на представителя Румынской Церкви на Святой Земле. Иерусалим осудил румын за «внедрение» на её территорию. Иерусалимская Патриархия, разрывая общение, приступила к весьма жёстким мерам в отношениях между Православными Церквами. И это, как говорится, вполне понятно, дабы главным образом не рос аппетит и у других Церквей (главным образом у русских), имеющих аналогичные претензии.

Иерусалимский патриарх г-н Феофил  не дал благословение просьбе Румынского патриарха для совершения богослужения в храме и работы гостиницы  Румынской Церкви на территории юрисдикции Иерусалима (в Иерихоне). Со стороны патриарха Даниила было высказано осуждение в адрес патриарха Феофила за «легкомыслие», заявляя, что строительство храма началось ещё с середины 1990-х гг. и что  его строительство было согласовано между прежними патриархом Иерусалимским Диодором и патриархом Румынским Феоктистом. Патриарх Ирусалимский совершил насильственное зло, сказали в Румынской патриархии, и не ожидают возможности, чтобы найти взаимоприемлемое решение, хотя и принято решение о проведении совместной встречи представителей двух Церквей в конце мая месяца.

 

Источник:

«Το Παρόν»15/05/2011

Перевод «Православного Апологета» 2011г.

Комментарий ПА:

Поступок патриарха Феофила объяснить трудно, как трудно объяснить и мотивы, которым он руководствовался для принятия столь явно строгой и крайней меры в отношениях между поместными Православными Церквами. Удивительно то, что такая крайняя мера исторически применялась одной церковью в отношении другой только в случае впадения какой-то из них в ересь. И никак не иначе. И то, это совершалось после длительной переписки между предстоятелями поместных церквей, ставивших своей целью выяснение тех вероучительных воззрений, которых держалась каждая из них. Нам кажется, что одна из причин такого резкого поступка Иерусалимской Патриархии является всё возрастающий этнофелитизм, подобострастное отношение в эллинизму и ромейству. Страстное начало здесь налицо — и более высокое положение Иерусалима по чести, и древность кафедры, и римское происхождение. Кстати последнее очень часто порождает недопустимую национальную брезгливость. Забываются слова апостола Павла, что «во Христе несть эллин, ни иудей, ни скиф...», но «все едины во Христе Иисусе». Несомненно, каждый культурный человек преклоняется перед культурой Византии, Восточно-Римской империей. Но теперь её нет. И с падением Римской Ойкумены и её двух центров, Рима и Нового Рима, бессмысленными являются претензии на некую универсальную Вселенскость. В Православии соборный принцип устройства Церкви, унаследованный от апостольского времени, отвергает любой универсальный примат в Церкви. И это касается абсолютно всех Вселенских амбиций Константинопольской патриархии, незаконно присваивающей себе некое право «созыва Вселенских соборов, Всеправославных совещаний».

Идея о разделении Предстоятелей и Церквей на два лагеря: участвовавших на Вселенских соборах и не участвовавших, может привести и к дальнейшей детализации и сужению — основанных апостолами и не основанных. Тогда Константинопольской Церкви, её Предстоятелю придется выйти из этой новой «коалиции», т. к. её основание апостолом Андреем — это только историческая интерпретация, догадка, домысел. Да и своим первенством на Востоке Константинополь обязан лишь только своим историческим положением в Римском мире — столицей Восточной империи. Но её нет, как нет, увы, и Константинополя.

Заметим, что и возникшее положение в Абхазии, фактически приведшее зависанию в воздухе всех церковной жизни, может быть также обыграно в пользу Константинополя, которому по 28 правилу IV Вселенского собора присоединятся в управление не только Вифиния, Фракия, но и Понт. И что же, несмотря на исторические изменения в этой области, на политические перетурбации в этом районе Северного Понта, надо закрыть глаза на существование Грузинского Католикосата, на принадлежность этой территории в 19 столетии Русской Православной Церкви? И тем не мнее, данный регион не может не приковывать взгляды Вселенской патриархии, которая так давно уже увлеклась выстраиванием и выковыванием «идеологии восточного первенства власти Константинополя». Ведь неслучайно и в Раввенском документе (2007) эта идея была столь явно озвучена.



Подписка на новости

Последние обновления

События