28/ 15 марта Православная Церковь входит в дни Страстной недели
Грядый Господь на вольную Страсть...
О, да исправится, как дым Благоуханного кадила, Моя молитва пред Тобой! Я с безутешною тоской В слезах взираю издалека И своего не смею ока Возвесть к чертогу Твоему. Где одеяние возьму? О Боже, просвети одежду Души истерзанной моей, Дай на спасенье мне надежду Во дни святых Твоих Страстей! Услышь, Господь, мои моленья И тайной вечери Твоей, И всечестного омовенья Прими причастника меня! Врагам не выдам тайны я, Воспомянуть не дам Иуду Тебе в лобзании моем, Но за разбойником я буду Перед Святым Твоим крестом Взывать коленопреклоненный: О помяни, Творец вселенной, Меня во царствии Твоем! |
|
(К. Р.)Страстная среда 1887 |
В последние дни Своей земной жизни Христос много ведет важных бесед со своими учениками. Ничто из них не совершено и не сказано случайно. Он раскрывает своим ученикам глубочайшие тайны: свое полное равенство с Богом Отцом, единство с Ним и неразлучность с Ним, судьбы иерусалима и еврейского народа, который отверг Его как Мессию, о судьбах мира и завершении человеческой земной истории Его Вторым пришествием. В судьбе израильского народа видны те главные черты, те главные законы, которыми определяются законы человеческого бытия. Отвержение человеком Бога, не просто формальное, а выраженное в определенных действиях, поступках, которые противоречат богоустановленным законам, неизбежно ведет к краху народа и государства. Нравственный кризис неизбежно влечет за собой все остальные кризисы: экономический, политический, личностный и т. д. Но выйти из них человек сам не может, ему нужно обратиться к Богу и воспитать решимость жить богоугодно. Тогда Бог вмешивается в наши судьбы. Господь раскрывает и тайну кончины этого мира, указывая на богоотступничество как на главную причину конечной трагедии человечества. «Когда Я снова приду на землю, обрету ли Я веру», - говорит Господь.
Итак, первый день Страстной недели – Вход Господа в Иерусалим. Это было необычайное торжество. Сидя на осленке, так передвигались часто на Востоке цари и высокопоставленные вельможи, Господь входил в Иерусалим, его осыпали цветами, постилали одежды на пути, и приветствовали восторженные жители Иерусалима и его окрестностей: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!» Что означают эти восторженные восклицания народа и детей? В точности они означает «да спасет или сохранит тебя Всевышний». Эта песнь относилась к победителю врагов и в большей степени к ожидаемому еврейским народом Мессии. Однако надежды этого народа и представления о Мессии как земном царе и политическом лидере не оправдались. Ибо Сам Господь не раз говорил о цели свое миссии – освобождении человека от тирании и власти греха и дьявола. Поскольку именно эта тирания является главной причиной духовной смерти и как следствия ее биологической смерти. Именно поэтому Христос на допросе Пилата скажет «царство Мое не от мира сего», то есть оно не включает в себя порочность и грех, которые часто становятся принципом жизни человечества, а на самом деле разложения и умервщления человечества. Царство Христово духовно, а не материально, хотя все и находится под его властью, так как Христос является истинным Богом, Творцом всего мира.
Далее происходит еще важный и интересный эпизод. Входя в Иерусалимский храм, видя что все вокруг превращено в некий бизнес центр, он изгоняет из храма всех торгующих. Этим Господь показывает, что святыня оскверняется грехом пристрастия к деньгам и торговлей. «Написано: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Эти слова Христа будет всегда звучать укором тем, кто пытается святыню превращать в место торговли.
Джотто Флорентиец. Изгнание Христом торгующих из Храма, 15в. Италия.
Оказавшись в доме некоего Симона в местечке Вифания, Господь стал свидетелем удивительного зрелища. Молодая женщина упала к Его ногам, плакала и рыдала, умывая своими слезами ноги Христа и вытирала их своими волосами. Она на Его голову вылила целый сосуд крайне дорогостоящего благоуханного масла - мира. Однако смысл происходящего был многим непонятен, и Господь объяснил это так «она приготовила тело Мое к погребению». Человеческая расчетливость и алчность стирают в человеке всякое не только сострадание, но и порождают холодное бесчувствие. В излиянном на Господа мире необходимо видеть символ. Господь, который готовил Себя к Крестным страданиям, на Кресте изольет на все человечество поток благодатного и спасительного мира, чтобы, как Он говорит Сам, «привлечь всех к Себе», собрать все народы под Свое крыло, преобразить человека, совлечь с человечества разгул страстей, порока, снять с него печать смерти, и одеть в новые одежды божественного Светосияния в таинстве Крещения.
В среду, во время заседания первосвященников иудейских было принято решение убить Христа и воскрешенного им умершего Лазаря. Но так как это невозможно было сделать публично по причине наступающих праздничных дней Пасхи, то решено было совершить это тайно. И такой случай представился, так как один из ближайших учеников Христа Иуда Искариотский, т.е. уроженец города Кариот, одержимой статью к деньгам, пришел на это заседания и предложил им за деньги выдать Христа. «Что вы дадите мне, и я вам предам Его?» В качестве награды за выдачу Христа Иуде было назначено вознаграждение в виде 30 серебренников (шекелей, сиклей). И эта сумма сумма денег еще в Ветхом Завете была «ценой раба». Она была символом ничтожества и выражала презрение к тому, кто ей оценивался. Но понять этого Иуда тогда не мог, поскольку, питаемый страстью к деньгам и наживе, он потерял здравость ума и суждений.
В четверг вечером Господь совершает Тайную вечерю. Сначала Господь в знак крайней любви и смирения умывает ноги своим ученикам.
Этот обряд сохраняется и до сих пор в Великий Четверг на патриарших службах. После совершения обряда Ветхозаветной Пасхи, Господь устанавливает празднование новой Пасхи. Он дает своим ученикам власть и силу совершать Тайную Вечерю всегда «в Его воспоминание» и для соединения с Ним Самим в таинстве Причащения Его Божественной Крови и Тела. За каждой Божественной литургией совершается эта Тайная Вечеря и всякий, кто подготовившись постом и глубокой исповедью приступает ко Причащению, действительно и самым тесным образом соединяется со Христом. В этот день, день Великого Четверга все православные христиане по апостольскому обычаю причащаются святых Тайн Христовых.
Тайная вечеря, мозаика Исаакиевский собор Петербург, сер. 19в. по эскизу С. Живаго.
Поэтому и православный храм представляет собой ту самую светлую горницу-комнату, которая была приготовлена Христу для совершения Пасхи. Иуда же, присутствуя на вечери, был обличен Христос словами «то, что делаешь, делай скорей». То есть скорей заверши свое гнусное дело предательства. Как пишет выдающийся церковный писатель и учитель Церкви поздней античности свт. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, Христос употребил все средства, чтобы образумить Иуду: увещевал, что один из учеников Его предаст, но предатель не скроется, что такому преступнику было бы лучше даже не появляться на свет. И это при всем том, что Господь удостаивает Его быть Своим ближайшим учеником, дает ему власть над демонами, над жизнью и смертью. Господь часто обличал его тайные мысли и планы. Однако пристрастность к деньгам и состояние крайней беспечности, неумение ценить дарованное ему Богочеловеком привело к предательству. То есть причина самого греховного поступка лежала в свободном произволении самого Иуды, и грех им был сделан сознательно. Иуда, участвуя в Тайной вечери, принимает от Христа Таинства, но скрытая злоба и грех нейтрализуют их оживляющее действие. И Иуда, покинув вечерю, идет к первосвященникам, чтобы потом их ночью привести в Гефсиманский сад.
В ночь с четверга на пятницу, когда Господь пришел также помолиться в Гефсиманский сад, его молитва была необычайно глубокой, так что «пот шел даже до крови». Столь необычная молитва и состояние были вызваны переживанием предстоящих испытаний: выдача Его Иудой страже и первосвященникам, издевательства со стороны иудейских первосвященников, суд у наместника Римского императора в Иудее Понтия Пилата и распятие на Голгофской горе. Все эти события были заранее не только предвидимый Им, но и пережиты.
Что думал Он в минуты эти,
Как человек и Божий Сын,
Подъявший грех тысячелетий,
То знал Отец Его один.
Но ни одна душа людская Не испытала никогда
Той боли тягостной, какая
В Его груди была тогда,
И люди, верно б, не поняли,
Весь грешный мир наш не постиг
Тех слез, которые сияли
В очах Спасителя в тот миг.
Ив. Никитин 1854г.
Джотто Флорентиец. Поцелуй Иуды15в.
И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди – Иуда
С предательским лобзаньем на устах.
....
Враги рассеялись бы без следа.
Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Б. Постернак. 1949г.
Впереди страстного пути Христа – суд первосвященника и синедриона, где он был приговорен к смерти, суд у Понтия Пилата и крестная смерть на Голгофе. Но это была не просто казнь и смерть, а добровольные страдания Самого Богочеловека, безгрешного и святого за весь человеческий род. Они были искупительными, чтобы снять с человечества древнее проклятие и осуждение. Апостол Павел называет Тайну Христовых Страданий «Сокрытой от веков и родов» (Кол, 1, 26). Это значит, что человечество, которое находилось в состоянии проживания жизни в состоянии духовной смерти, не могло понять, как и каким образом оно будет избавлено, исцелено из состояния вражды с Богом (ап. Павел в посл. к Ефесянам), как и каким образом разверзнутая пасть смерти, несчадно поглощавшее человечество, будет закрыта. Однако даже и после, приходя Богочеловека на землю, Его чудесного Боговоплощения человечество в лице еврейского народа не постигло «тайны благочестия». Крайнее очерствение по причине крайне приземленности и увлечения политиканством привело к тому, что Иерусалим и его жители «не познали дня посещения Его». Сердцем израильский народ остался чужд Христа. А Крестные страдания Спасителя мира стали для человечества «соблазном и безумием» (1 Кор. 1, 24). Итак, тайна Креста познается лишь очами веры, действием Божественного духа, если его человек приемлет.
Апостол Павел тайну Креста описывает в таких словах: «чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда осужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непрочными и неповинными пред Собою» (Кол. 1, 20 - 23).
Фреска Распятия Христова, Святая Гора Афон, монастырь Ставроникита, Феофан Критский и ученики, сер. 16в.
Но сила Креста раскрывается и совершающим и до ныне великим чудом в день Великой Субботы во святом Граде Иерусалиме, на православную Пасху. После совершения Великой Вечерни уже накануне Воскресного дня по молитвам только православного патриарха или его местоблюстителя сходит Благодатный Огонь. Это потому, что Плотью Христа, в которой совершается наше примирение с Богом является только Апостольская Православная Церковь, неизменно хранящая в чистоте веру апостолов и дух их жизни.