Первый день.
I. Истиннымъ послѣдователемъ I. Христа является св. Василій, архіепископъ кесарійскій, память котораго празднуется въ сей день. Св. церковь почтила этого святителя наименованіемъ «Великаго» за его святую жизнь, дѣятельность и ученіе. Св. Василій родился въ 329 году въ знатной и благочестивой семьѣ, извѣстной своею доброю жизнью и христіанскимъ направленіемъ въ воспитаніи дѣтей. Съ ранняго дѣтства возлюбивъ Бога, Его святой законъ и ученіе Христово, св. Василій рѣшилъ посвятить жизнь свою на служеніе церкви. Но для борьбы съ язычниками и еретиками, нападавшими тогда на церковь, нужна была тщательная научная подготовка, и вотъ св. Василій оставляетъ родительскій домъ и отправляется учиться въ далекіе края, посѣщаетъ города, знаменитые своими школами и учителями, и прилежно занимается науками, при чемъ въ выборѣ друзей является крайне остороженъ и дружески сближается только съ великимъ впослѣдствіи отцомъ церкви, св. Григоріемъ Богословомъ, котораго онъ полюбилъ такъ, что казалось и душа и сердце у нихъ было одно; затѣмъ путешествуетъ по Сиріи, Палестинѣ и Египту для ознакомленія съ жизнью великихъ христіанскихъ подвижниковъ. По возвращеніи на родину, св. Василій самъ удаляется въ пустыню; здѣсь на свободѣ упражняется въ молитвѣ, чтеніи слова Божія, богомысліи и подвигахъ, пока злые нападки нечестивыхъ аріанъ не вызываютъ его на защиту церкви Христовой, сначала въ званіи пресвитера, а потомъ архіепископа кесарійскаго. Когда нечестивый царь Валентъ хотѣлъ силою ввести аріанство, унижавшее достоинство Сына Божія и считавшее Его только однимъ изъ совершеннѣйшихъ твореній Божіихъ, св. Василій, строгій ревнитель чистоты православнаго ученія былъ призванъ на судъ къ гордому префекту царскому Модесту. Послѣдній, указывая св. мужу на согласіе многихъ епископовъ Востока съ волею императора, потребовалъ и отъ него такого же согласія. «Мой царь не хочетъ, да и я не могу поклоняться твари: я самъ — твореніе Божіе», сказалъ Василій. Когда Модестъ, раздраженный неуступчивостью и смѣлыми отвѣтами святителя, спросилъ его: развѣ ты не боишься моей власти? Василій возразилъ: «чего же мнѣ бояться?» — Я прикажу описать твое имѣніе въ казну, тебя самого послать въ ссылку, отдать на мученіе, предать смерти. — «Грози чѣмъ нибудь другимъ, если можешь: у кого нѣтъ имѣнія, у того и описывать его нельзя, — у меня одна только власяница и нѣсколько книгъ. Ссылки я не считаю ссылкою: вся земля — Божія, а я пришлецъ и странникъ. Смерть — благодѣяніе для меня: она скорѣе приведетъ меня къ Богу, для Котораго я живу, служу и большею частью уже умеръ». Безстрашіе св. Василія привело въ изумленіе Модеста и Валента, и они оставили его въ покоѣ. Въ боръбѣ съ еретиками и язычниками, въ устномъ и письменномъ назиданіи своей паствы, дѣлахъ милосердія, гоненіяхъ за истину протекла большая половина жизни великаго святителя, окончившаго свое многотрудное и многоплодное земное поприще въ 1-й день м. января 379 года. Св. Василій Великій написалъ много знаменитыхъ сочиненій и проповѣдей, защищающихъ и уясняющихъ истину вѣры Христовой, и составилъ чинъ Божественной литургіи, которая между прочимъ совершается и въ настоящій день его памяти.
II. Такъ какъ мы имѣемъ заповѣдь апостольскую подражать жизни святыхъ, то поревнуемъ благочестивой жизни св. Василія Великаго.
а) Во-первыхъ, будемъ подражать любви св. Василія Великаго къ просвѣщенію. Слово Божіе и здравый смыслъ человѣка указываютъ сильныя побужденія къ занятію науками. Исканіе истины и вѣдѣнія дѣлаютъ человѣка мудрымъ. «Лучше знаніе, нежели отборное золото, говорится въ притчахъ Соломона; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто изъ желаемаго не сравнится съ нею .. (Притч. ѴIII, 10–11, 33). «Вникай въ себя и въ ученіе; занимайся симъ постоянно: ибо, такъ поступая, и себя спасешь и слушающихъ тебя», пишетъ св ап. Павелъ Тимоѳею (1 Тим. ІѴ, 16).
б) Во-вторыхъ, будемъ подражать св. Василію Великому въ осторожности въ дружбѣ. Этотъ св. отецъ во время школьнаго своего обученія въ г. Аѳинахъ (въ Греціи) имѣлъ у себя единственнаго друга св. Григорія Богослова, также прибывшаго сюда для научнаго образованія.
Вотъ какъ эти христіанскіе юноши спасались отъ искушеній, ихъ окружающихъ. «Мы знали, говоритъ св. Григорій, только двѣ дороги: одну, которая вела насъ въ церковь и къ святымъ наставникамъ, въ оной проповѣдующимъ, — другую, которая вела насъ въ академію (высшее училище) къ учителямъ словесности и любомудрія. Что касается до тѣхъ дорогъ, по коимъ ходятъ на мірскіе праздники, на позорища, на пиршества, мы ихъ не знали и знать не хотѣли. Зная, что дурные примѣры подобны заразительнымъ болѣзнямъ, мы не имѣли сообщенія съ тѣми изъ товарищей, которые были развратны, дерзки и безчинны, а обращались только съ умѣренными, скромными и благочестивыми».
Юноши-христіане! Не увлекайтесь безразборчивою привязанностію къ товарищамъ.
Сколько молодыхъ людей погибаетъ отъ легкомысленнаго подражанія своимъ товарищамъ! «Кто прикасается къ смолѣ, говоритъ премудрый Сирахъ, тотъ очернится, и кто входитъ въ общеніе съ гордымъ, тотъ сдѣлается подобнымъ ему» (13, I). «Обращающійся съ мудрыми, свидѣтельствуетъ премудрый Соломонъ, будетъ мудръ, а кто дружится съ глупыми, развратится» (Притч. 13, 21).
в) Въ-третьихъ, будемъ, по примѣру св. Василія Великаго, истинными исповѣдниками вѣры Христовой, будемъ христіанами не по имени только, что для насъ нимало не полезно, но главнымъ образомъ по жизни. Только благочестивою жизнію и правою вѣрою можемъ мы прославлять Отца нашего небеснаго, заслуживъ тѣмъ и жизнь вѣчную. Тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла, и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Мѳ. 5, 16).
А когда за исповѣданіе вѣры Христовой словомъ и дѣломъ мы можемъ навлечь на себя со стороны отпавшихъ по обольщенію врага нашего спасенія отъ вѣры презрѣніе, ругательства, насмѣшки и даже открытую вражду, то будемъ помнить грозныя пророчественныя слова нашего Господа и Спасителя: «иже аще постыдится Мене и словесъ Моихъ въ родѣ семъ прелюбодѣйнѣмъ и грѣшнѣмъ, и Сынъ человѣческій постыдится его, егда пріидетъ во славѣ Отца Своего со ангелы святыми». (Марк. 8, 38).
III. Молитвами св. Василія Великаго да дастъ намъ Господь благодатную помощь утвердиться въ правилахъ благочестія, преподаваемыхъ его св. жизнію. (Священникъ Гр. Дьяченко).
Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 5-7.