Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Слово на Неделю Крестопоклонную

Осмысление Отречения Государя Императора Николая Александровича от Всероссийского Престола в свете учения о Кресте и христианском подвиге как самопожертвовании

Сегодня перед глазами многочисленных чад Церкви Православной по середине храма полагается Крест Христов. Это происходит в тот самый день, когда мы достигли по милости Божией середины Великого поста. Но почему? Для того чтобы понять это необходимо вникнуть в богословие Креста, в глубокий сокровенный смысл Крестной Жертвы. Крест, каких бы он размеров не был, имеет ли он частицу самого Креста Господня, по действию божественной благодати, является всегда Крестом Христовым. Он обладает освящающей и просвещающей божественной благодатью, он священен. Прп. Иоанн Дамаскин, этот корифей православного богословия 8 столетия, так раскрывает богословие Креста: «Всякое деяние и чудотворение Христово, конечно, весьма велико, божественно и удивительно, но удивительнее всего – честный крест Его. Ибо не иным чем, как только крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение; нам дана сила презирать настоящее и даже самою смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше возсело одесную Бога, и мы сделались чадами Божиими и наследниками. Все это совершено крестом».[1]

Итак, крестом совершено примирение человечества  с Богом. Вместо сына дьявола, раба греха,  страстей и жителя ада человек Крестом Христовым становится чадом Божиим, свободным от уз ада и плена дьявола. Но  усвоение дарованной Крестом человечеству свободы и сыновства совершается через подвиг следования за Христом, усвоение человеком   «свойств Христовых», преображением в нового человека созданного по Богу. Этот подвиг персонального приобщения Кресту Христову и усвоения в себе таинства Христова распятия и жертвы, является сокровенным подвигом, построенным на синергии, то есть содействии человека божественной воле о его спасении.

Об этом нам напоминает износимый в центр храма Крест. Но не только напоминает, но и подает благоговейно лобызающим его благодатные силы совершать подвиг своего преображения и спасения. Ибо Крест является символом Христа. «Итак, - подчеркивает прп. Иоанн Дамаскин, - должно поклоняться знамению Христа, ибо где знамение – там и Сам Христос будет».[2] То есть через знамение Креста действует нетварная божественная энергия, которая освящает человека, укрепляет и просвещает. Через Свои нетварные энергии Бог присутствует и в мире и в святыне, и действует через святыни, свои символы.

Но Крест является нам напоминаем и о том, что подлинная христианская жизнь имеет своей целью соединение с Богом, которое достигается не механически, а только через подвиг. Подвиг «распятия ветхого человека со страстями и похотями», или «отложения прежнего образа жизни»  (Еф.4, 22)- согласно точному определению апостола Павла. Ветхий человек – это образ используемый апостолом Павлом, который был вполне понятен христианам ранней Церкви. Ветхая закваска, ветхий человек, ветхие мешки и т .д. Ветхость означала не только страстность человека, но прежде всего отчужденность от жизни с Богом, то есть состояние духовной смерти.[3] Обрести подлинную жизнь в сердце человека означало не иначе как необходимость обновления, очищения. Но все это не могло совершиться только человеческим желанием и усилиями, но нужна была живительная божественная благодать. Да, нужно и человеческое произволение. Неслучайно апостол Павел говорит об «отложении образа» жизни ветхого человека,  то есть о решительном отречении человека от прежнего образа жизни, мышления, планов. И эта порочная «ветхость» должна отпасть как чешуя, как что-то лишнее и обременительное.  Божественная благодать подается именно после таких решительных действий человека и после таинства святого Крещения, совершенного только в Православной Церкви. Подается  эта живительная благодать она и после для ведения настоящей битвы на вечность и пребывание в состоянии причастности Божественной жизни.

Imperial Monogram of Tsar Nicholas II of Russia.svg

Но сегодня наша Русская Православная Церковь наш ум обращает и в недалекое прошлое, к тем событиям, которые обернулись величайшей трагедией для русского народа в начале 20 столетия. На протяжении своего тысячелетнего исторического бытия русский народ и как нация, и как государство нес свой особый Крест, возложенный на него Богом. Крест этот состоял в том, чтобы продолжить миссию Восточно-Римской империи Нового Рима, Константинополя – просвещать народы мира светом Христовой истины. Как и в Византии, так и в России ее цари и императоры были священными хранителями этой всемирной миссии Православной Церкви. Мало кто теперь знает о том, например, что многие войны Россия, ее цари в 18 и 19 столетия вели с иноверной Османской империей именно за сохранение Святых Мест  на Святой Земле и за свободу порабощенных православных народов Восточной Европы. Однако эта миссия была завершена, насильно прервана 2-15 марта 1917 года, когда Государя Императора обманом и хитростью вынудили подписать Акт об Отречении от Всероссийского Престола. Этот Акт был добровольно подписан. И хотя ему не была предана законная сила, тем не менее, Государь пошел на этот шаг исключительно ради «действительного блага горячее любимой матушки России». Сегодня пытаются доказать, что никакого Отречения не было. В защиту этой несколько странной точки зрения выходит масса литературы и якобы научных исследований. Но доказывающие эту точку зрения забывают о самом главном, что в этом Отречении был совершен величайший подвиг святого мученика Государя Императора Николая Александровича – подвиг крестоношения, подвиг точного исполнения воли Божией. Вспомним слова Государя, протягивавшего Акт Отречения, подписанный Им лично и графом Фредериксом генералу Рузскому и представителям Государственной Думы Гучкову и Шульгину: «Такова есть воля Божия и следствие моего решения». Защитники же теории не-Отречения лишь умаляют всю глубину крестного подвига Его Императорского Величества.

Акт Отречения от Всероссийского Престола (последний вариант) императора-мученика Николая Александровича (ГАРФ)

В этом Отречении Государь не только продумал последствия для России иного решения. Ибо решительный отказ отречься от Престола неизбежно привел к страшной внутренней гражданской войне, к фатальному для России исходу войны с Германием, полному поражению России и возможной гибели Отечества и нации. Кроме этого Государь осознавал этот поступок как подлинное самопожертвование. «Нет такой жертвы, которую бы я принес во имя действительного блага дорогой матушки России». Эти слова Государь высказал еще ранее в письме своей матери Государыне Императрице Марии Александровне в начале Революции 1905. Такие слова может произнести только горячее и искренне любящее Россию сердце глубоко верующего человека. Ибо только в боли и сердечном восприятии страданий ближнего раскрывается подлинное христианство. Безразличие и бессердечие чужды духу Христову.

Когда мы говорим о Кресте, мы говорим также и об образе жизни христианина. Им является крестоношение, или подражание Христу. Свт. Иоанн Златоуст подчеркивает: «Ныне все мы имеем одно имя, имя христиан, сынов и друзей Божиих, тела Христова. Такое наименование больше всех может возбуждать в нас усиленную ревность к преспеянию в добродетели. Не будем же делать ничего недостойного этого почетного наименования, помышляя о высоте достоинства, по которыми мы называемся Христовыми. Будем держать это в мысли, будем уважать это великое имя».[4] Напоминаем христианам о необходимости крестоношения, жизни в добродетелях всегда является нательный крестик.[5] Но для христианского царя, который вступает в управление христианским царством и народом, напоминанием о его особом крестоношении является крест на «царской диадеме» (короне) и держава, увенчанная крестом. Свт. Иоанн Златоуст сравнивая подвиг государя, царя с подвигом Христа-царя, подчеркивает, что Крест является символом царства. А долг царя состоит в том, чтобы «умереть за подвластных».[6] Ибо как Христос Господь является «пастырем добрым, полагающим душу Свою за овцы», то есть за народ Божий, за все человечество, так и подлинный христианский царь также является пастырем вверенного ему Богом в управление народом. «Он Сам сказал: пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. 10, 11), - так точно и добрый царь полагает душу Свою за подвластных».[7]

Смыл Отречения Государя от Всероссийского престола необходимо рассматривать только в таком богословском ключе. Это не акт  безволия и капитуляции перед узурпаторами власти, как часто считаю некоторые, упрощая и примитивизируя смысл проишедшего на станции Дно, а акт христианского самопожертвования ради спасения Россия и народа. Именно так поступок Государя был разъяснен в особом видении святителю Макарию, митрополиту Московскому: «Государь взял горькую чашу предназначенную русскому народу и испил ее. И народ спасен». От чего спасен? Он праведного гнева Божия, от пресечения окончания как мировой истории, так и Российского государства. Этой жертвой Государя была вымолена возможность для подлинного возрождения России как православного царства, для возобновления Россией ее всемирной миссии свечения Светом Христовым. Символом этой надежды для нас является икона Богоматери Державная, которая была явлена чудесным образом в трагический для России день потери православного монарха и безвозвратного ухода в историю императорской славной России, святой Руси.

Итак, нынешний воскресный день, Крестопоклонная неделя, уникален сочетанием в нем нескольких судьбоносных событий в Отечественной истории с созерцанием Креста и воспоминанием Голгофской жертвы. Крест России - это некое отражение Креста Христова, а вернее сказать осуществление тайны Креста Христова в пределах национальной истории, истории русского народа. Поэтому эта неделя, а не только этот день, должны нас побуждать и к особой молитве за наше земное Отечество, за многострадальный русский народ. И, несомненно, молитвенный наш вопль, как проявление любви к нашему Отечеству, мы должны направлять к Богу, Святой Троице через Богоматерь, изливая наши слезы перед иконой Богоматери Державной и образом святого мученика Государя императора Николая Александровича и всех Царственных страстотерпцев.

Государь Император после своего отречения в Царском Селе, Александровский дворец

Мы, если желаем блага нашему Отечеству земному, обязаны помнить всегда и всю жизнь о трагических событиях 2 марта 1917 года, ибо всякое забвение подобного рода событий из нашей истории, а также неправильная их интерпретация и клевета на святых Царственных Страстотерпцев неизбежно навлекают опасность беды и повторения событий 1917 года в еще более ужасном варианте, и более изощренном и циничном сценарии. 

Святые Страстотерпцы Романовы.jpg

И.С. 2015 год.



[1] Точное изложение православной веры, к. I, XI. О кресте и еще раз о вере.

[2] Там же.

[3] Это была жизнь в язычестве, суете ума, в слепоте, нерадении и бесчувствии, в полном рабстве страстям, особенно похоти плотской. Так комментирует свт. Феофан Затворник. См. Толкование посланий апостола Павла. Посление к Ефесянам, с. 331

[4] Свт. Иоанн Златоуст . христианин должен подражать Христу и правильно пользоваться богатством. 20 Беседа  на Евангелие от Иоанна Богослова.

[5] Об этом обычае уже упоминает свт. Иоанн Златоуст.

[6] Свт. Иоанн Затоуст. Беседа о кресте и разбойнике первая. Творения, т. 2, с. 448

[7] Там же, с. 448

 



Подписка на новости

Последние обновления

События