Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Константинопольский, Вселенский патриарх Варфоломей

КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ СЛОВО НА НАЧАЛО СВЯТОГО И ВЕЛИКОГО ПОСТА 2015.

Λόγος Κατηχητήριος ἐπὶ τῇ ἐνάρξει τῆς Ἁγίας καὶ Μεγάλης Τεσσαρακοστῆς (2015)

Ἀριθμ. Πρωτ. 133

КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ СЛОВО
НА НАЧАЛО
СВЯТОЙ И ВЕЛИКОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ


+ ВАРФОЛОМЕЙ

МИЛОСТЬЮ БОЖИЕЙ
АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЯ — НОВОГО РИМА
И ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХ
ВСЕЙ ПОЛНОТЕ ЦЕРКВИ,
БЛАГОДАТЬ И МИР
ОТ СПАСА И ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
И НАША МОЛИТВА, БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРОЩЕНИЕ

ΛΟΓΟΣ ΚΑΤΗΧΗΤΗΡΙΟΣ
ΕΠΙ Τ
ΕΝΑΡΞΕΙ
ΤΗΣ ΑΓΙΑΣ ΚΑΙ ΜΕΓΑΛΗΣ ΤΕΣΣΑΡΑΚΟΣΤΗΣ

+ Β Α Ρ Θ Ο Λ Ο Μ Α Ι Ο Σ

ΕΛΕ ΘΕΟΥ
ΑΡΧΙΕΠΙΣΚΟΠΟΣ ΚΩΝΣΤΑΝΤΙΝΟΥΠΟΛΕΩΣ - ΝΕΑΣ ΡΩΜΗΣ
ΚΑΙ ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΚΟΣ ΠΑΤΡΙΑΡΧΗΣ
ΠΑΝΤΙ Τ
ΠΛΗΡΩΜΑΤΙ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ,
ΧΑΡΙΣ ΕΙΗ ΚΑΙ ΕΙΡΗΝΗ
ΠΑΡΑ ΤΟΥ ΣΩΤΗΡΟΣ ΚΑΙ ΚΥΡΙΟΥ ΗΜΩΝ ΙΗΣΟΥ ΧΡΙΣΤΟΥ,
ΠΑΡ
᾿ HΜΩΝ ΔΕ ΕΥΧΗ, ΕΥΛΟΓΙΑ ΚΑΙ ΣΥΓΧΩΡΗΣΙΣ

 

«Поприще добродетелей отверзеся, хотящии страдальчествовати внидите» (стихира самогласная из Постной Триоди в Прощеное Воскресенье).


Возлюбленные о Христе братья и чада в Господе,

Господь наш Иисус Христос нас собирает воедино в Свое Тело и призывает нас стать святыми: «Ибо Аз», говорит, «свят есмь» (1 Петр. 1, 16). Наш Создатель желает того, чтобы мы имели общение с Ним, чтобы и мы вкусили благодати Его, то есть чтобы мы стали причастниками Его святости. Общение с Богом это жизнь в покаянии и святости, тогда как , удаление от Него – грех – и он отождествляется Отцами Церкви с «сердечным злом». «Грех не происходит от природы, но от злого произволения» (Феодорит Кирский, Диалог 1, Immutabilis, PG 83, 40 D) или от злого духа, а «из исповедующих веру никто не грешит», согласно Богоносцу Игнатию.

Святость есть свойство Господа, Который есть «приносяй и приносимый, приемляй и раздаваемый». Когда по данной ему благодати священнослужитель Таинства Божественной Евхаристии приносит верующим «Святая святым» – Тело и Кровь Христовы, он в момент приношения незамедлительно получает ответ от полноты Церкви Православных: «един Свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца», «ядомый, и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй».

Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь предусматривает исключительно единую цель – спасение человека, через подвиг достижения святости в «подобии» Богу, как смысла его сотворения, и потому она «богоприлично установила» это время года как дни особой молитвы и прошений к Богу во умиротворение страстей души и тела.

Это время, начинающееся с завтрашнего дня, есть спасительное приготовление к «великой и священной Пасхе Христовой». Дни Святой и Великой Четыредесятницы надо проводить в «молитвы приносяще и оставления (грехов) просяще», чтобы нам воистину вкусить Пасхи со всеми святыми и стать самим таковыми, исповедуя себя «сосудом скудельничным» пред Богом и людьми: мы уязвляемся от лукавого на всякий день, «падаем и восстаем». Так, мы признаем наше человеческое несовершенство, немощь, ничтожество пред Богом; мы каемся и повторяем – и вечером, и утром, и днем, во всякое время и на всякий час: «Хотя и 'святы' мы через крещение, но 'един Свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца'».

Итак, братья и чада, всегда и особенно в эти дни Святой и Великой Четыредесятницы мы призываем всех Православных верующих, клириков, монахов и монахинь превратить нашу жизнь в подвиг любви к ближнему, в подвиг предуготовления к участию, очевидному уже в этой жизни, в невечернем Царствии Господнем, в «новой Пасхе». Мы призываем всех ко святой жизни и к духовному подвигу, чтобы и мир, и мы сами сподобились «даяния блага» и «дара совершена» – силы превзойти грех,  поскольку «всякий, рожденный от Бога, не делает греха… и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин. 3, 9).

Итак, не с мрачными лицами, но с радостью и веселием, со всею душою нашей взойдём мы на сие духовное поприще добродетелей и вооружимся «любви светлостью, молитвы блистанием, чистоты очищением, богомyжества крепостью», чтобы следовать нам Господу, моля Его, да не «предаст нас прещению отчуждения от Него» (Слава на Крестопоклоной неделе), но да сподобит нас «яко да светоносни, предварити во святое и триднeвное воскресение, осиявающее нетление миру» (творение Феодора, последование Понедельника Первой Седмицы Поста).

Братья и чада о Господе,

Святая и Великая Четыредесятница  есть период приготовления и покаяния по гласу совести нашей, который внутренний и невыразимы, и совесть есть наш личный суд. Когда она застает нас грешащими, она протестует с силою, поскольку «нет ничего в мире сильнее ее», согласно искусному проповеднику покаяния Андрею Критскому. Потому каждому из нас предстоит обрести мир совести через покаяние, чтобы в «огне совести принести тайное всесожжение», принося в жертву страсти наши ради приношения любви к со-человеку, подобно тому, как Господь принес Себя «за мирский живот и спасение». Только тогда воссияет от гроба прощение, даже через нас, и мы, как люди, будем жить во взаимоуважении и любви, положив предел ужасным преступлениям, видимым в наше дни и наполняющим всю вселенную. В этом подвиге нашими сподвижниками и молитвенниками будут все Святые и особенно Пресвятая Матерь Господа нашего, через заступление Которой, как в некоей бане, омывается наша совесть.

Посему, будучи духовным отцом для православных верующих по всей вселенной, мы увещеваем и призываем – и себя, и других – пройти с усердием начинающееся завтра поприще добродетелей, «ни безместная мысляще, ни беззаконная деюще». В Благодати устремимся мы к очищению совести в покаянии через «помышления благие» и будем носить в себе уверенность в том, что небо, и земля, и всё «видимое и невидимое» – всё в конечном итоге воссияет во свете Воскресения Господня.

Если мы, предстоя «пред дверьми Храма Господня», будем жить достойно, то облечемся хитоном светлым в подражание Христу и сподобимся «пива нового» из источника нетления, вкушая радость блаженного Гроба Господня и сплотившись воедино в Церкви окрест «пределов жертвенника», идеже «великое свершается». Да будет!

Святая и Великая Четыредесятница 
2015
+ Константинопольский пламенный о всех молитвенник к Богу

 

Ἁγία καὶ Μεγάλη Τεσσαρακοστὴ ,βιε´
† Ὁ Κωνσταντινουπόλεως
διάπυρος πρὸς Θεὸν εὐχέτης πάντων ὑμῶν

Источник: https://www.patriarchate.org/catechetical-homilies/-/asset_publisher/QnqPBbQ42NED/content/logos-katecheterios-epi-tei-enarxei-tes-hagias-kai-megales-tessarakostes-2015-?_101_INSTANCE_QnqPBbQ42NED_languageId=el_GR

 внесением редакции в перевод АП.2015 год



Подписка на новости

Последние обновления

События