Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Вселенский характер сияния  Трех Святителей

H οικουμενική ακτινοβολία των Τριών Ιεραρχών

 

Константин Георгий Караджа, богослов преподаватель гимназии  Kardamilon

Речь, произнесенная в Духовном центре Кардамилон о. Хиос в рамках праздника образования памяти Трех Святителей (Пятница. 30-1-2015 года)

 Преподобные отцы, уважаемые местные начальники, господа директора школ ассоциации Кардамила, коллеги учителя, дорогие ученики и ученицы, дамы и господа. Каждый год в этот день все те, кто самым непосредственных образом задействован в процессе образования, преподаватели и студенты на всех уровнях образования, воздают честь Трем великим христианским иерархам и вселенским учителям: Василию Великому (всем нам известный как Ай Василий), Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Таким образом, мы признаем их важный вклад в образование и мы их представляем в качестве исторических прототипов не только учителей, но и учеников.

 

Эти великие святые мужи, великие представители эллинизма жили в 4-м. столетии по Р. Х. , в золотой век, как его назвали, в век христианской  литературы и письменности. Празднование общей их памяти каждый год совершается 30 января (по старому стилю), хотя для всех них Православная Церковь определяет свой собственный, отдельный праздник, и как таковой он был установлен уже тысячу лет назад, в эпоху правления Византийским государством императора Алексия Комнина. Тот праздник, несомненно, имеет выдающийся характер, как один единственный праздник, который не связан с победоносными военными триумфами нашей нации, но он непосредственно связан с достижениями ее в области духа и образования. Мы вспоминаем и выражаем наше почтение лучшим образцам духовного сокровища, которым обладает Православная Церковь.

 

Василий Великий родился в 330 в Кесарии Kaппадокийской. Начатки своего образования он получил от своего отца, а затем он обучался в различных школах нашего Отечества и в Константинополе. В возрасте 20 лет Василий приехал в Афины, где он в течение четырех лет жил рядом с известными педагогами, и изучил почти что все известные тогда науки: философию, риторику, литературу, историю, медицину, астрономию, алгебру и геометрию.. В 356 Василий вернулся на родину, в Кесарию, где в течение некоторого времени он занимался своей профессией ритора, а потом он крестился. .В 362 он был рукоположен в сан диакона, а когда  умер епископ той области, он занял его место. С этого времени он занимался огромной христианской и социально-общественной, благотворительной деятельностью. Однако, по причине крайне тежелого состояния своего здоровья из-за не только духовной, но и телесной борьбы, он скончался 1 января 379 года, когда ему едва исполнилось 49 лет.

Святитель Григорий Богослов родился в 329 в Aрианзе, в селении, расположенном недалеко от Назианза Каппадокийского. Как только он был обучен начальной грамоте в Назианзе, родители послали Григория для обучения риторике в риторскую школу Кесарии Каппадокийской. Жажда к науке толкнула Григория продолжить свое высшее образование в философской школе Кесарии Палестинской, Александрии и Афинах. В 358 году  Григорий вернулся в Назианзин и был крещен христианином. В 372 он стал епископом Сасимы, одного из провинциальных городов Каппадокии, а в 380 году византийский император Феодосий Великий провозгласил его патриархом Константинопольским. Занимая именно эту кафедру, он вскоре ушел на покой. Он повернулся к Aрианз, где в 391 году скончался.

 

Святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии в 354 году, в великой столице эллинистический Сирии, Афинах Азии, как ее тогда называли. Иоанн был учеником в школе по риторике у языческого преподавателя Ливания и в философской школе у Андрагафия. В течение краткого времени он занимался своей профессией и с большим успехом вел свои дела как адвокат или учитель риторики. Видя, однако, несправедливость судов, он решил продолжить богословское образование в то время процветающей Антиохийской школе, а затем в Александрии, в  Египте, другой великой эллинистической столице той эпохи. В 380 году он был рукоположен в сан диакона в Антиохии, а спустя пять лет во пресвитера. В 397 году он был рукоположен в патриарха Константинополя. Находясь на этой кафедре и занимая такое положение, он  втупил в конфликт с императрицей Евдоксией и аристократией византийской столицы. После его изгнания, вскоре он скончался 14 сентября 407г.

 

Примеры многолетних и разносторонних трудов Трех Святителей, как мы видели, их важность свидетельствуют о том великом доверии, которым обладали эти Учители в процессе нововозраждающейся силы образования, которое оценило их вклад в образование как вклад всей их жизни. Поэтому что образование это не только философия, или риторика, или астрономия, или богословие, или психология, но все что составляет единое целое, то есть воспитание-пайдейя тела и души.

 

Три Святителя были цельными личностями, ибо они не говорили только об одном разделе науки, но о целой плеяде научных знаний. Все преимущественно их оценивали за богословие, но также и за их более широкий научный вклад, их широкий научный кругозор и устроение, их по сути важное присутствие в обществе, открытость духа и их критическое отношение к любому типу власти. Они хотели сделать Церковь ближе к народу, чтобы более внимательно прислушиваться к вызовам времени, дать своевременные ответы, дабы быть в миру, но не от мира сего.

Три Святителя возмутили воды их эпохи и оставили огромный вклад с вечными ценностями. Кто-то скорбит, когда он видит признание их научных трудов на всемирном уровне, в той или иной части мира, и одновременно видит, как их игнорируют и какое к ним имеется даже презрение в нашем отечестве. В стране, где Три Святителя чтутся во время праздника образования крайне бедно, например знают о вкладе свт. Василия Великого и Иоанна Златоустого в области медицинской науки. Однако же существует далеко немалое количество ученых, которые занимаются уже на протяжении двух столетий вопросом о их вкладе. Согласно выводам, которые были сделаны исследователями, свт. Василий Великий рассматривается как глубочайший знаток знаний по медицине его эпохи, а его научный вклад рассматривается как драгоценный для медицинской науки.

Только через несколько лет после смерти Трех Святителей их тексты были переведены на латынь, а в последствии и на все европейские языки. На Западе, но и во всем мире, существует не такое уж малое количество ученых в области медицины, социологии, политических наук, педагогики, философии, богословии и психологии, которые изучали труды трех отцов Церкви, подчеркивая их ценность. Особенно важным было влияние их литературных трудов на европейских ученых, особенно  в области гуманитарных наук, начиная от эпохи Возрождения и завершая нашими днями.

 

Особенно нам необходимо сказать о трудах свт. Василия Великого, которые начали изучать в 16 столетии в Парижском университете. А книга его К юношеству… («Προς του νέους…») вызвала на Западе такой восторг, что на протяжении 50 лет (1149-1500гг.) было предпринято 20 изданий этой книги. Полное собрание его сочинений были опубликованы в Германии в 1776 году. Отрадно, что в последние годы в нашей стране были предприняты усилия для открытия трудов Трех Святителей и  в области богословия, но и в за ее пределами, что также весьма перспективно.

 

В заключение необходимо сказать, что именно эти три вселенского свечения личности, согласно решению нового Греческого государства от 1843/44  были избраны в качестве символов для своего образования. И правительство установило их праздник, совершаемый 30 января, совершать в качестве официального праздника Науки и Образования, а не в качестве дня, когда мы оставляем наши уроки и идем в кафе. А так как в нынешнее время, которые мы, неоэллины, как общество, переживаем теперь,, является весьма трудным неопределенным,, то для того чтобы динамично развиваться далее было бы хорошо, чтобы мы не бросали в мусорное ведро,,, но продолжать следовать примерам, образцам для подражания ценностям вселенского характера, представителям нашего трехтысячелетнего пошлого, причисляя к ним и этих Трех Иерархов.. Мы должны в настоящее время научиться творческий по достоинству оценить важность и драгоценные стороны как их жизни и деятельности,, а также характера их труда..

 

Источник: http://syndesmosklchi.blogspot.ru/2015/01/h.html

© Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015 год.



Подписка на новости

Последние обновления

События