Пастырское Окружное Послание на Рождество Христово 2014
МИТРОПОЛИТА
Пирейского, Фалирского, Дрепецоны
и святого Иоанна Рентского
Серафима
Мои возлюбленные чада,
Собратия сослужители и дорогие чада во Христе рожденные, «Приидите видим, вернии, идеже родися Христос, последуем прочее, аможе идет звезда !»
Эта стихира (седален по полиелее) из утрени Рождества Христова не только является вопросом и удивлением, не только утверждением и наставлением. Как призыв, послание, она одновременно декларирует себя как желанное и данное, как это всегда случается в критические моменты, когда человек вступает с Богом в непосредственные отношения, как обязанный дать отчет со всей ответственностью за то, что он воспринял и за то, в чем он в долгу.
Следовательно, «где родился Христос» и «аможе идет звезда» – это то, что никогда не может восприниматься в качестве риторического приема – эти слова являются прочными ориентирами для христианина, на протяжении вековой, изменчивой истории, и они не имеют никакого отношения к географическим и локальным связующим.
«Где» и «аможе» в данном случае не говорят, не могут говорить о «месте», но об «образе», дабы мы вспомнили дорогой язык Отцов.
То, что Христос географически родился в Вифлееме, из дома Давидова и из колена Иудова это доказывает Его мессианство, то, что исполняется пророчества Живого Бога.
Невыразимую тайну «о которой от вечных времен было умолчано» (Рим. 14,24), является «как» и «через что» Домостроительством Господа по плоти, которое относится ко всему человеческому роду, потому что Бог «хочет чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (I Тим. 2,4).
Таким простым и тихим «Приидите видим» мы сегодня снова вновь призываемся к тому, чтобы услышать, как родился Спаситель мира. И посему мы удостаиваемся «благодеяния», дабы последовать далее «аможе идет звезда».
Только так постигается смысл этих слов, когда для каждого члена Церкви и для всего Евхаристического собрания то, о чем мы характерным образом заявляем во время нашего крещения, делается искренне и с обязательностью.
« Мы исповедуем Благодать,
пропозвещаем милость
Не скрывая Благодеяниеκηρύττομεν τόν ἔλεον».
То, что в одном и неделимом Лице Богочеловека Христа Бог «явился во плоти», не «призрачно», но становясь «во всем подобным нам, кроме греха», и при этом постоянно совершенным и неизменным Богом, это действительно является тем, что является гарантией «обожения по благодати» человека. И «обожение», несомненно, не означает ничего хульного и соблазнительного. Оно означает волю человеколюбивого Бога о сосуществовании нераздельном и неслитном Бога и человека, вплоть до скончания века, а за его пределами - в вечности Божественной Любви.
Но для того, чтобы не прислушиваться к тому, что говорят маловерные как о «благочестивых порывах» или «проявлениях романтики», давайте более конкретно разберем, что в действительности означает тот факт, что вочеловечение Бога соединило в лице Христа, «неслитно» и «нераздельно» Бога и человека.
«Неслитно» означает, что какое бы то ни было возвышение и совершенствование человека не происходит никогда его собственными силами или автономно, но по милости и благодати Божией, которые соделали человека способным к совершенству. Когда человек помнит об этой фундаментальной истине, то он не способен дойти до лживого «нарциссизма», который роковым образом развивается у человека в «идолопоклонство» и «демонизацию». Человеческая природа, как созданная и ограниченная, всегда будет иметь нужду в любви Бога, некой несозданной любви и бесконечной, которая посему всегда подается как дар и называется «благодатью». Если же человек это забывает, пуст даже на некое мгновение, то он смешивает божественное и человеческое, проповедуя тем самым на деле страшнейшую ересь, и вызывая появление преступного раскола.
Но и «нераздельно» является в равной мере весьма важным наречием. Оно указывает на глубокую несомненность в том, что воплощенный Бог никогда более не отделяется от Своего божественного чада и богообразного создания, которое называется человек, при твердом обращении его к Богочеловеку.
Богочеловеческий образ Христа был вознесен «над» всей Историей как «праведное иго». И Он был вознесен не просто для того, чтобы «восстановить» нарушенный баланс, произошедший по причине человеческого «преслушания», но и для «пересоздания» на новой основе (в крови Нового Завета) «замаранного» образа Божия в человеке.
Итак, богочеловеческая тайна, которая хранится и увековечивается в мировой Истории Церковью, как Телом Христовым, является самым светлым видением и священнейшим состязанием для тех, которые его не отвергли. Величайшим видом преступления в Истории человечества, несчастьем, является то, что есть такие люди, которые не познали и не признали вочеловечшегося Бога. И это совершили, увы, те самые, Его присные, которые Его отвергли. Вечное и горькое «осудительное» для христиан всех веков является слово Евангелиста Иоанна;
«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 11).
Мы все должны исповедовать сокрушенно всю величайшую глубину нашего несчастья. Речь идет о несчастье, которое было вызвано не непредвиденными или внешними факторами, но оно имело быть как продуманное и как направляемое, поэтому то оно было действительно сознательным предательством. И предана была не только кровь «Агнца, закланного от создания» (Откровение. 13.8), но и кровь всех мучеников, исповедников, воздержников, и «всякой души праведной в вере скончавшейся».
Без проповеди покаяния, ни миссионеры, ни монахи и никакое свидетельство 20 столетия не смогут остановить варварство, направленное в основном на унижение христиан, а посему когда на них прекращаются гонения и они сами становятся гонителями, не только других, но и самих же себя.
Во время преимущественно второго тысячелетия Христиане Востока и Запада - в особенности Запада - продемонстрировали соблазнительное презрение к двум основным догматам христианства, которыми являются квинтэссенцией христианства. Это догмат о Святой Троице и догмат об ипостасном соединении при вочеловечении Господа.
И истиной является то, что в православном богослужении эти два догмата занимают главенствующее положение, как краеуголные камни, на что указывается с одной стороны через трикирий, а с другой – через дикирий, находящиеся в руках архиереев. Но что является практично, то есть нравственно, с чем мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни и деятельности? Так и тайна Триединого Бога, и тайна двух природ во Христе, возвещают о двух пламенных истинах для жизни людей и человеческого общества.
Во-первых, божественная жизнь, как непрерывное продолжение и вечность, означает неделимое единство, мир, общение и блаженство личностей, и все это подпитывается и поддерживается по взаимной, безусловной любви. А во-вторых, что взаимная любовь требует взаимного уважения между людьми.
Итак, тождество сущности и различие лиц, эти две вещи проповедуются в Боге.
Однако как у христиан осуществляется «общение лиц»? Как мы проявляем уважение и почтение к удивительному отличию каждой персоны?
Сравнение с древними еретиками, в ранее указанных вопросов жизни и смерти, покажет нас хуже собак. Антитринитарии, христоборцы, духоборцы, пелагиане, монофизиты, иконоборцы, и некоторые другие боролись с истиной, преимущественно на теоретическом уровне. Мы же, христиане, главным образом 2-го тысячелетия стремимся изгнать и свергнуть Бога, удалив Его от Его собственного создания и священными соделать природу и историю.
Таким образом, образ Божий, неповторимая человеческая личность, оказывается униженной и низведенной до индивидуума, до бездушного номера. Прогресс и развитие рассматривается исключительно только как экономическое благосостояние и материальная сила, а это то же самое сказать, что человек это только желудок и плоть. Право каждого лица на «участие» и на «общение» во всех божественных благах, было заменено на «кто может захватить и потреблять больше».
Не Азиаты, ни Африканцы ввели капитализм, фашизм, коммунизм и экологическое разрушение планеты. Это сделали европейцы и американцы, члены парасинагог, ересей, Папизма и Протестантизма, расколов, которые дискредитировали христианство.
То есть те сами, кто были организаторами и осуществителями двух всемирных войн. Именно они являются теми, кто разделили жителей земли на граждан первого мира, которые в опьянении предаются роскоши и процветают за счет граждан второго мира, которые подвергаются достаточно часто, почти, что каждый день давлению, дабы они подражали первым. А если же возможно для них, то хотя бы помочь преодолеть их превращение в граждан третьего мира, самые трагические жертвы голода, болезней и неграмотности.
Средства массовой информации, которые, как правило, в качестве "новостей" преимущественно выставляют катастрофы и трагедии, происходящие во всем мире, главным образом, о стихийных бедствиях и трагедий во всем мире, нам об этом постоянно сообщают. Поэтому никто не может уже более сказать, что «я не видел» или «чего не слышал».
Будем молиться в покаянии, и давайте трудиться со смирением ради справедливого, более честного и человеколюбивого мира. Третье христианское тысячелетие не должно повторить преступления второго. Оно не должно стать из-за христиан антихристианским.
Ради нас вочеловечшемуся, пострадавшему и прославленному Богу любви, подобает всякая честь и поклонение во веки.
ΧΡΙΣΤΟΣ ΕΤΕΧΘΗ!
ΑΛΗΘΩΣ ΕΤΕΧΘΗ!
Χρόνια πολλά μέ ὑγεία καί εὐλογίες!
Ο ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΤΗΣ ΣΑΣ
+ ὁ Πειραιῶς ΣΕΡΑΦΕΙΜ
ΧΡΙΣΤΟΣ ΕΤΕΧΘΗ! ХРИСТОС РОДИСЯ!
ΑΛΗΘΩΣ ΕΤΕΧΘΗ! ВО-ИСТИНУ РОДИСЯ!
Χρόνια πολλά μέ ὑγεία καί εὐλογίες!
Многая лета со здравием и благословениями!
Ваш Митрополит
+ ὁ Πειραιῶς ΣΕΡΑΦΕΙΜ + Пирейский Серафим