Рождественское послание
Блаженнейшего Патриарха святого Града Иерусалима и всей Палестины
Феофила III
Ликуют Ангели вси на Небеси, и радуются человецы днесь. Играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа, яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки.
(Богородичен Стихир самогласных на литии службы Рождества Христова)
Православная Христова Церковь от конца и до края сегодня и в целом на протяжении всерадостных Двенадцати дней совершает торжественное празднование события чудесного и необыкновенного, сверхъестественного и парадоксального, события превышающего всякое человеческое разумение и мнение. Она переживает, возвещает и проповедует своим членам и всему миру событие совершаемая Богом на небе и благовествуется великая благодать людям на земле.
Это событие заключается в том, что всеблагой и человеколюбивый Бог наш в последние времена соблаговолил соединиться в Самом Себе со Своим созданием, человеком, обольщенного дьяволом, через грех удалившегося от Него, заблудившегося и скитающегося, смертельно раненого и тленного.
С помощью божественного и спасительного этого дела, согласно божественному апостолу Павлу: «но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» (Гал.4, 4) Бог послал своего Сына Единородного и «восприял человека» (Рим. 15, 7). Благоволением Бога Отца превечное Слово и Его Единородный Сын воплотился, вочеловечился от Духа Святого и Марии Приснодевы. Согласно словам Евангелиста любви «И Слово плоть бысть и вселися в ны» (Ин. 1, 14). Прежде безплотное Слово воплотилось. Приснодева Мария родила Бога во плоти. Бог Своей силой совершил избрание этой Богородицы. Сын Божий через Свое вочеловечение стал и Сыном человека. Он родился плотию и явился в нас не как человек богоносец, но как Бог плотоносный, как Богочеловек, как новый Адам по благодати, нося в Своем едином Лице двойное, то есть божественную и человеческую соединенные природы, в единой ипостаси. Это, согласно богоносному и выдающемуся отцу Церкви святому Кириллу Александрийскому, не означает, что «природа Слова изменилась и стала плотью, ни того, что Оно изменилось во всего человека, по душе и по телу, но то, что Слово в Себе по ипостаси соединилось с одушевленной плотью, разумной душой и неизреченно и непостижимо стало человеком и приняло наименование Сына человеческого».
Это таинство восприятия человека Богом совершалось не призрачно, но истинно. Христос восприял полноту человеческой природы, всецелое человечество и на самом деле в неукоризненной ее нищите и бессилии. Христос восприял временное начало. Как человек Он родился от Приснодевы Марии, когда «исполнишася дние родити Ей» (Лук. 2, 6), в конкретное время, при Кесаре Октавиане Августе, в конкретном месте, в Вифлееме Иудейском (Лук. 2, 1-4). Разделяя все, что является безукоризненным для человечества, и даже последуя смерти, и до Креста, через него придя к Воскресению, Христос родился не в гостинице для ночлега, но в пещере. Он был положен не в кровати, а в яслях, облекся не в одежды для ребенка, но был обвит пеленами, был сохранен от убийственного порыва Ирода не посредством силы, но благодаря бегству в Египет.
Христос в единой испостаси и в двойной Его природе был прославлен ангелами на небесах и вместе с небом хором пастухов благословенной деревни посредством ангельской песни «Слава в вышних Богу и на земли мир» (Лук. 2, 14). Ему поклонились пастухи и маги, но Он подвергся гонению со стороны Ирода и это поспособствовало бегству в Египет.
Ныне, как и тогда, отношение людей к Богочеловеку Иисусу Христу различно. Одними, как ангелами, пастухами и мудрецами ко Христу проявляется вера, Ему они поклоняются и Он ими славословится, а другими, как со стороны Ирода, Он отвергается и прогоняется. Подвергается сильному гонению Христос и осуждается Его весть на земле. Весть примирения, мира и улаживания отношений. Подвергаются гонению и верующие в Него, носящие Его имя, христиане, но и другие невинные люди, все те, которые, независимо от вероисповедания, являются теми, которых Христос назвал Его «наименьшими братьями». Это отвержение личности Христа и Его дела является причиной преступлений и даже насилий и мерзостей в различных регионах мира, Сирии, Ираке, Газе и других странах Ближнего Востока.
Из богоприемной Пещеры, в которой родился Христос, и из яслей, в которых был положен Нераздельный, и от базилики Рождества Христова императоров Константина и Юстиниана, в которой как зеница ока хранится Сионская Церковь на протяжении веков, мы направляем праздничное приветствие Двенадцати дней, благовестие радости и мира Начальника мира, нашей пастве Богом утвержденной в вере, которая проживает на Святой Земле и где бы то ни было пребывающей на земле и благоговейным паломникам, и находящихся в эмиграции и наблюдающих за всеми всесвятыми местами паломничества. И всем им везде мы желаем благословения, благодати и укрепления от нашего невыразимо милостивого Вочеловечшегося и Рождаемого по плоти от Девы Бога.
Ἐν τῇ Ἁγίᾳ Πόλει Βηθλεέμ, ΧΡΙΣΤΟΥΓΕΝΝΑ 2014
Διάπυρος πρός Κύριον εὐχέτης,
ΘΕΟΦΙΛΟΣ Γ΄
Πατριάρχης Ἱεροσολύμων
Во Святем Граде Вифлееме
Рождество Христово 2014 год.
Пламенный ко Господу молитвенник
ФЕОФИЛ III
Патриарх Иерусалимский
http://poimin.gr/minima-tou-patriarchi-ierosolimon-gia-ta-christougenna/
© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015год.