Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Опыт великого сосредоточения
К 700-летию преподобного Сергия Радонежского


Священник Димитрий Шишкин

 

Может быть, один из главных вызовов современности – это всеобщая духовная рассеянность, следствием которой становится забвение Бога, забвение высоты человеческого призвания и достоинства и далее – распространение идеологии всемерного и всестороннего обслуживания человеческих страстей и похотей.

О преподобном Сергие Радонежском написано столько, что вряд ли можно что-то существенное добавить к сказанному. Но сегодня хотелось бы остановить внимание на одной важной черте преподобного. Несомненно, основанием его подвига, его жизни было великое сосредоточение, всецелое устремление к Богу, крайнее желание познать и воплотить в своей жизни Его святую волю. Само это желание, определяющее всё, чем прославился преподобный Сергий в истории Руси – заставляет нас о многом задуматься. А прежде всего о себе, о главном в нашей жизни, о том, что определяет не только её течение, но и само содержание.

Этот вопрос – сосредоточения в Боге – это важнейший вопрос, потому, что именно он определяет представление человека о том, кто он есть на самом деле. Представление не умозрительное, не рассудочное, а метафизическое если можно так сказать. Осмысление, от которого зависит очень многое в устроении как личной, так и общественной жизни. Осознание себя вечным мыслящим существом, призванным к достижению единства с Богом в любви. Именно это осознание было основанием жизни преподобного Сергия.

Время духовного становления преподобного Сергия было временем так называемых Паламитских споров, результатом которых стало соборное утверждение учения о Нетварном свете, а в более широком смысле – акцентирование на идее триединства человеческой природы. Это триединство определил преподобный Симеон Новый Богослов такими словами: «Отец, Сын и Дух Святой – Бог един, Коему мы служим и поклоняемся. Бог, душа и тело – человек, созданный по образу и подобию Божию, и удостоивающийся быть богом по благодати».

То есть только в Боге и с Богом человек может обрести и познать полноту своего призвания, раскрыть себя как человек в высшем значении этого слова. Этот вопрос – о природе человека, вообще был основополагающим в XIV веке и именно в это время стали вырисовываться с особенной чёткостью две традиции понимания того кто есть человек, и как следствие этого – две модели развития истории и культуры. Мы даже можем говорить о двух «моделях» гуманизма – первая, условно говоря богоцентричная, вторая – человекоцентричная. Первая – высшей ценностью человеческой жизни признаёт достижение единства и согласия с Богом. Вторая в конце концов пришла к признанию человека высшей ценностью в мире и мерой всех вещей.

Первое понимание, то самое, которое последовательно отстаивал святитель Григорий Палама – это понимание того, что Бог познаваем в его энергиях и главные усилия человека должны быть направлены на приобретение (стяжание) этих энергий, именуемых благодатными. Это познание основано на Откровении, на целостности восприятия, которое озаряет собою и частное. Это понимание природы человека лежит в основе того, что называют иногда «Восточноевропейским возрождением».

В основе же западного понимания человека легла мысль о том, что Бог совершенно непостижим и всё что может человек – это по возможности тщательно исследовать, изучать и анализировать этот мир и таким образом приблизиться хоть отчасти к познанию Бога. Условно говоря – это теория познания через разложение, анализ, основание современной науки. В результате на Западе и на Востоке стали складываться два направления духовной жизни. Первое делало акцент на внутреннем, на покаянном устремлении к Богу, на сосредоточенности и молитве, а дела внешние считало средством познания Бога и выражением исполнения Его воли. А второе направление бóльший акцент делало именно на внешнем служении Богу, на делах веры, в то время как духовное единение с Богом считало по сути невозможным.

Впоследствии идеи западного гуманизма трансформировались в идею самодостаточности человека, его самоценности, отсюда и все «перегибы» с обожествлением человеческих страстей и похотей. Восточная же Церковь хранила и хранит представление о человеке, полнота жизни которого раскрывается только в познании Бога, в достижении единства и согласия с Ним. Отсюда, быть может и происходят многие нынешние противоречия в понимании того, что есть благо для человека, а что есть зло. Западный мир утверждает, что благо для человека то, что сам человек посчитает благом, а восточный мир утверждает, что благо человека заключается исключительно в познании воли Божией и в тщательном исполнении Его заповедей.

Так называемые Паламитские споры оказали чрезвычайное влияние на развитие духовной культуры как на востоке, так и на западе. Эти споры, условно говоря, стали определённым водоразделом между западным и восточным христианством.

Идея возможности познания Бога в любви, возможности стяжания Духа Святого Божьего, теснейшего единения человека со своим Творцом – оживила духовную жизнь православных как в Византийском мире, так и на севере в пределах Руси. И ярчайшим примером этого оживления как раз является пример жизни преподобного Сергия Радонежского. То, что это вдохновение и подъем не были спонтанными отчасти свидетельствует нам история с посланием ближайшего сподвижника святителя Григория Паламы – святого патриарха Филофея преподобному Сергию. Здесь мы видим преемственность даже не культурную, а именно сокровенную преемственность духовной традиции, что важнее конечно любых других преемственностей.

И ещё раз хочется отметить то главное в наследии преподобного отца Сергия, что способствовало не только собиранию Русских земель, но и – собиранию Русского духа. Это главное – ясное понимание того, что полнота человеческой жизни возможно только в достижении согласия с Богом. И об этом особенно важно помнить сейчас, когда о духовном принято у нас говорить, как о некоем «дополнении» к жизни как о некоем моральном и нравственном украшении её, в то время, как вера, всецелое устремление к Богу – есть единственное надежное основание для доброго строительства личной, общественной, а в конечном счёте и государственной жизни. И другого основания у нас нет.



http://blagogon.ru/digest/540/



Подписка на новости

Последние обновления

События