С событием Пятидесятницы, в момент которого Святой Дух сошел на членов Церкви, любые проявления слабости оставляют человеческую природу. Человек, который до сегодняшнего дня был беспомощной игрушкой в руках дьявола и смерти, укрепляется и становится способным «попрать змей, скорпионов и любую вражескую силу». Благодать, постоянно пребывающая с нами, – это «обещание Отца», данное Господом. Нет речи ни о страхе, ни о страстях, грехе, о наших злых привычках, о сатане и смерти, ибо рядом с нами во веки присутствует «Утешитель, Дух истины».
То, что должно волновать нас, – это действует ли Святой Дух внутри человека, освящая его. Приведу пример, чтобы пояснить мои слова. Предположим, мы получили сильное оружие, чтобы обороняться и бороться со своими врагами. Но если это оружие не работает, какой смысл нам его держать? «Мы верим, что Божественная Благодать находится рядом с нами, как учит нас Церковь, – мог бы спросить кто-нибудь из вас, – так почему же мы имеем столько недостатков? Почему грех одерживает над нами верх? Почему сатана сокрушает нас? Отчего мы боимся и проявляем малодушие? Зачем мы отступаем, вместо того чтобы идти вперед?». Как раз эта тема станет предметом нашего особенного внимания.
Если мы храним нашу веру, соблюдаем заповеди и отвращаемся от действий греха, тогда, естественно, как только мы призовем Божественную Благодать, она станет силой и даст нам не только смелость, но и вызовет страх и ужас сатаны. Этот путь приведет нас к триумфу и победе. Но если мы ленимся, пренебрегаем своим долгом и не оказываем сопротивления, тогда это освобождает путь страстям и нападкам греха, и когда мы призываем Благодать, она не оказывает на нас никакого действия.
Приведу соответствующий пример. История рассказывает нам о том, что некогда Юлиан Отступник обратился к магии. Несмотря на то, что он с детства воспитывался в христианстве, он стремился отвергнуть свою веру. С ранних лет он был неблагочестив. Став приверженцем магии, он хотел вернуть языческие традиции, которые были упразднены его предками. Когда Юлиан отправился на уроки магии и увидел различные изображения демонов и всю их дикость, он испугался и перекрестился. После этого демоны покинули это место, и маг не смог провести свои ритуалы. Тогда маг посоветовал ему перестать креститься. Однако перед страшным и жутким зрелищем в Юлиане взяла верх привычка, которой он обладал как христианин, и он не переставал креститься. И, таким образом, демоны были обращены в бегство. Тогда маг задумал нечто соответствующее своей нечестивости. Он убил одного маленького ребенка и взял в руки его сердце. Из-за этого греховного поступка, сила крестного знамения больше не действовала, и демоны не ушли.
Мы, православные христиане, не отрекались от Христа, и Божественная Благодать тесно связана с нами. Почему же мы согрешаем и не можем противостоять своим страстям? Именно потому, что отвращаемся от своего христианского долга, соблюдать который мы обещали при крещении. Часто мы не желаем греха как результата. Но мы порождаем причины, вызывающие грех и неизменно падаем. Тот факт, что мы так легко согрешаем, обязан своим существованием тому, что мы не соблюдаем заповеди. А значит, мы не являемся по-настоящему верующими.
Наше отношение к Богу сродни отношению сына к отцу, соответственно, мы верим в Бога потому, что любим Его. А если мы любим Его, значит, верим и тщательно претворяем в жизнь то, что Он хочет. «Тот любит меня, кто имеет заповеди и соблюдает их». Мы действенно дарим свою любовь Богу, как и Он щедро одарил нас Своей любовью, ибо «сначала Он возлюбил нас».
Тогда Божественная Благодать – Его дар – в момент, когда мы призываем ее, незамедлительно становится силой и совершенствует нашу личность. «Неграмотных научил мудрости, сделав их иерееми совершенными, и вечно хранит законы Церкви». «Все могу в укрепляющем меня Христе» (Фил. 3:14). Христос, укрепляющий нас – это Благодать Божья, которую мы приобрели при крещении и которую мы сохраняем и поддерживаем нашим постоянным участием в таинствах Церкви.
Если мы заставим себя быть честными в наших обещаниях, данных Богу, храня Его заповеди, искренне раскаиваясь в своих ошибках, тогда Божественная Благодать, которая находится внутри нас, увидит наши старания и действенно покажет свое присутствие. Наш испорченный характер укрепляется, в то время как грех теряет силу, ослабевая в присутствии Благодати. Дьявол уходит только посредством призыва Благодати, ибо знает, чем она ему грозит.
Как раз с тем, чтобы усердно работать над своим спасением, мы, монахи, оставили мир и отдалились от причин греха. Мы находимся в безмятежном месте с немногочисленными заботами, чтобы быть бодрствующими и внимательными не только для того, чтобы не грешить – это наша цель на ранней стадии – но чтобы достигнуть того состояния, когда мы будем желать лишь творить добро. Мы живем лишь для того, чтобы хранить волю Бога. Это наша главная цель и главный ориентир со дня нашего сотворения, особенно после грехопадения, когда мы были обмануты и оказались в руках смерти. Сейчас мы боремся еще с большим рвением, чтобы освободиться от жерновов погибели и стать наследниками обетов, которые даровал нам Господь Своим Божественным присутствием. Ни дома, ни ручной труд, никакие программы и уставы не помогут нам. Все это лишь обязательная материальная составляющая нашей жизни, ведь мы обладаем телом. Но все это не беспокоит нас, мы не считаемся с этим и не возлагаем на это надежд. Поэтому, когда возникает самая незначительнейшая опасность для нашего спасения, мы незамедлительно бросаем все и уходим, чтобы достичь своей главной цели. И все наши стремления обращены к ней. Мы анализируем. Все, что возникает в нашем сознании, – любая мысль, движение – мы схватываем это и задаемся вопросом: «Это наше или от врага?». Мы анализируем, какую цель преследует та или иная мысль или рассуждение. И если мы по-настоящему искренне его исследуем, мы непременно находим его источник, боремся и пресекаем греховные мысли на корню. Так мы избегаем столкновения со страстями и грехами.
Если же, не дай Бог, эти помыслы увлекут нас и станут реальностью, одержав верх над нами, мы не опустим рук, но с помощью искреннего покаяния будем скорбеть о них. Так мы убедим нашу внутреннюю Божественную Благодать не оскорбляться и не оставлять нас, но сочувствовать нам, одновременно укрепляя нас, чтобы мы смогли отвергнуть соблазнившего нас лукавого, и в дальнейшем, обладая опытом, стать более осторожными. Это и есть подлинное покаяние, которое и является смыслом нашей земной жизни.
Главная наша цель – не остановиться на первых стадиях раскаяния, но дойти до последней ступени бесстрастности. Где случаются ошибки, невнимательность, страсти, поражения, туда придут и добродетели. И мало-помалу с помощью Божьей Благодати вместе с добродетелями придут и дары, и тогда станет очевидно, что мы становимся частью обещаний Иисуса, наследниками Бога и «сонаследниками Его Сына», Который «так возлюбил нас». Аминь.
Источник: Старец Иосиф, “Послания с Афона”, издательство Священной Обители Ватопед.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.