Православная Церковь посвятила второе воскресенье Великого поста святителю Григорию Паламе, в котором она видела преемника святоотеческой традиции и одно из воплощений торжества Православия. Для современного человека, страдающего от всякого рода кризисов, важно не разумное и эмоциональное, через западные протестантские учения познание Бога, а познание Его через святодуховный опыт, как о нем свидетельствовали великие отцы Церкви и, в особенности, святой Григорий Палама.
Сведения из его жизни
Воистину незыблемая опора православия, святой Григорий Палама, являлся крупнейшим византийским богословом XIV века и одним из величайших подвижников всех времен. В нём сочетались, по словам профессора Г. Maдзаридиса, лучшие стороны преподавателя духовного знания и опытного апологета мистического богословия и богословия трезвения своего времени.
Согласно подлинникам, спасённым его биографом, святым Филофеем Коккиным, в XIV веке украшением великого Константинополя была большая известная семья Константина Паламы и его жены Кали, чьим первым ребенком был Григорий.
Благодаря своим чудесным родителям, Григорий получил прекрасное воспитание и образование, став “неиссякаемым сосудом благочестивой и светской мудрости”. Несмотря на ожидавшую его блестящую светскую карьеру, он пренебрег мирскими занятиями и в возрасте 20 лет обратился к отшельникам и учителям добродетели Святого Афона, которым хотел подражать в благочестивой аскезе и христианском совершенстве.
В этой великой личности сочетались редчайшая природная одарённость, отличное семейное воспитание, светское образование, богословское образование, аскетический уклад и нерушимая воля.
Поэтому он считается равнодостойным великим святым отцам, опорой Церкви и незыблемой опорой Православия.
Само Божественное Провидение привело в мир св. Григория в критический для Церкви период исихастского возрождения, чтобы он взял на себя защиту оклеветанных отцов-исихастов Святой Горы.
Знаток практических знаний святоотеческой традиции, он внёс огромный вклад в дело оправдания исихастов тремя великими местными Соборами, которые тогда проходили в Константинополе, а также в дело осуждения еретика Варлаама Калабру.
Отрывки из богословия святого Григория Паламы
Богословие святого Григория Паламы не было “богословием подражания”, как утверждают его западные враги-мыслители. Напротив, оно было творческим отображением древней традиции Церкви. Святой Григорий упорядочил всю традицию Церкви. Он отличает недоступную сущность Бога от Его доступных энергий. Это становится центром его учения. Разграничение между сущностью и энергиями Триединого Бога является древним учением Церкви. Василий Великий писал: “Мы уже утверждаем, что познаем Бога нашего по действованиям, но не даем обещания приблизиться к самой сущности. Ибо хотя действования Его и до нас нисходят, однако же сущность Его остается неприступною”.
Многие отцы Церкви учат, что для восхождения к Богу человек обладает двумя разными очами. С одним оком он восходит к Создателю через природу и деяния Сотворения, с другим – через несотворенные Божественные энергии.
Это показывает, что Бог нисходит к человеку со Своей благодатью и деяниями, то есть Божественными энергиями, не выходя за пределы недоступного Божественного Света, в котором Он пребывает вечно, как об этом пишет наш современник отец Георгий Флоровский.
Конечно, возможности познания Бога через доступные нам Божественные энергии ограничены. Богословие святого Григория Паламы является его учение о человеческом совершенстве. Человек, поучает он, в условиях непрестанной молитвы, очищения и Божественного просвещения подводится Богом к обожению.
Современное восприятие богословия Григория Паламы
Учение о возвышении природы человека и мира и об участии Бога в мире через Божественность и несотворенность света является, так скажем, острой необходимостью для нашего времени. Справедливо говорят, что богословие Православной Церкви, как определил и сам святой Григорий Палама в XIV веке, особенно актуально для людей грядущих веков. Потому что измученный заботой о материальном человек нашего времени лучше воспринимает послание святого ибо: “только через опыт Церкви сможет он приблизится к Богу”.
Сплошь и рядом мы слышим чуждый Православию призыв к “отторжению от отеческих поучений и приятию лишь социальности христианства”. Даже в области религиозного образования идёт речь о его заключении в социальные и религиозные рамки и об избавлении от его обязательного характера.
Таким образом, однако, мы рискуем смешать апокалиптическое христианство с социально-политическими системами, а также с восточными религиями и философиями.
В то время как православная духовность, своеобразно выраженная святым Григорием Паламой и другими отцами Церкви, решительно демонстрирует нам, что великий Бог не отсутствует в нашем мире, а через несотворенные Божественные энергии входит в мир, поддерживает и направляет его.
Источник: Журнал “Эро”, Центр Единства и исследования наших традиций, 9-е издание, январь-март 2012 года, Салоники
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”