Пастырское послание на Рождество Христово 2013
Митрополит
Пирейский, Фалирский, Драпетсонский
и святого Иоанна Рентского
Серафим
Священному клиру и христолюбивой полноте митрополичьего сего округа
ΠΟΙΜΑΝΤΟΡΙΚΗ ΕΓΚΥΚΛΙΟΣ ΧΡΙΣΤΟΥΓΕΝΝΩΝ 2013
ΤΟΥ ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΤΟΥ
ΠΕΙΡΑΙΩΣ, ΦΑΛΗΡΟΥ, ΔΡΑΠΕΤΣΩΝΑΣ
ΚΑΙ ΑΓΙΟΥ ΙΩΑΝΝΟΥ ΡΕΝΤΗ
-
ΣΕΡΑΦΕΙΜ
ΠΡΟΣ ΤΟΝ ΙΕΡΟΝ ΚΛΗΡΟΝ
ΚΑΙ ΤΟ ΦΙΛΟΧΡΙΣΤΟΝ ΠΛΗΡΩΜΑ
ΤΗΣ ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΤΙΚΗΣ ΠΕΡΙΦΕΡΕΙΑΣ ΑΥΤΟΥ
Мои возлюбленные и желанные чада
Τέκνα μου ἀγαπητά καί περιπόθητα,
Здесь долу, посреди печали и ужаса современной жизни весть о Рождестве Христовом приобретает потрясающий и шокпирующий характер: Бог становится человеком, Он принимает облик человека, дабы соделать землю царствм небесным. Чтобы неприступный и далекий Бог всего творения стал Эммануиллом, то есть чтобы Он был «с нами Бог». Таким образом, Бог и человек не только вселяется под сенью мира, но Он мыслится нараздельным в едином лице Богочеловека Христа. Последствия этого «испостаного соединения» одновременно и просты и потрясающи. После вочеловечения Бога мы не просто осознаем и постигаем насколько Он человеколюбив, но и насколько человек является нашим Богом. Мы также постигаем не только то насколько человек многоценен и священен, но и насколько он божественен, насколько он являетсяя «богом по благодати».
Этому человеку, которого обожил Бог восприняв человеческое естество, Он приходит для того, чтобы изгнать одержимость из человека, ставшего ближним.
Satre(Сатр)говорит:«Ваш ближний это адские муки».
Рационализм, гуманизм, марксизм говорят: «твой ближний это ты».
Наша же вера говорит:«твой ближний это Сам Бог».
И она это гворит именем Святого Духа, Который при Его призывании претворяет хлеб и вино, принадлежание веществу этого мира, в «Тело и Кровь Христа».
Итак, Он есть истинный Бог, Бог, Который, как пишет прп.Никита Стифат1, «Всегда да пребудет во вне (т.е.во внешнем мире), внутри же пребывает всегда».
Мои братья и мои чада,
ристос рождается, славите»!
Исторически Христос родился в Вифлееме, однако мистически и таинственно Он раждается каждый час и каждую миниту в персех людей, которые горячо проникаются Его искупительной вестью. человек не смог бы исполниться «миром на земли», для того чтобы избавить мир от его множествв житейских и сверхжитейских проблем, если бы не поверил в свое божественное происхождене, которые его обязывает жить жизнью богоугодной. Достоинство человека неизмеримо, но и никогда не может быть измерено правильно и справедливо, если не будет приниматься в качестве меры тот неслыханный факт, что Бог стал человеком, чтобы соделать человека богом.
Этой мерой нам следует подавать людям хлеб.
Этой мерой мы должны давать людям образование.
Этой мерой должны давать людям справедливость.
Этой мерой нам следует давать людям мир .
Этой мерой следует преподавать людям вечность .
Где человек правильно несет служение и полуает освящение, там таинственно рождается Христос, там прославлется Христос, там отвечает Христос.
Чтобы нам с большей безопасностью приблизиться к тайне Рождества Христова, нам необходимо руководствоваться духовностью Святых Отцов. Общее учение всех Святых Отцов Церкви состоит в том, что еще задолго до Его исторического Рождетва, еще задолго до его вочеловеения при Кесаре Августе, Сын Божий, второе Лицо Святой Троицы таинственно «воплотился» в видимом творении «сотоврения мира, извечно»!
Св. Максим Исповедник является непревзойденным корифеем этого потрясающего учения: и последний камень, и самый скромная травка, и самая мельайшая пылинка в материальной вселенной являются основанием для Самого Христа! Впрочем разве задолго до него это не было ли высказано и вполне ясно и апостолом Павлом и Евангелистом Иоанном? «все Им и для Него создано», пишет апостол Павел в Послании к Колоссянам (Кол. 1,16). Итак, имено здесь коренится чудо. И вот здесь уже человек должен «прийти в изумление». Не только вопрошая «Како всегда невместимый вмещается во утробе?», но и в главной чудесной реальности, - как все сотворенное и подверженное разрушению имеет тоже нетварное основание, потому что рождаются, прорастают с помощью нетварных энергий Всесвятого Бога. И этот факт подтверждается благодая вхождению в историю Творца.
Вот почему Христос при Его Рождении вовсе не создается из ничего, то есть не лишен связи с тварным и нетварным. Несомненно, об этом желает сказать и богословие, когда характерным образом говорится, что Христос во время Его Вочеловечения «соединил под своей главой все» (Еф. 1,10).2
На этих основаниях христианство имеет право проповедовать о священности всей вселенной и верить в примирение и преображение всего мира.
На этой прочной и прежде всего богословской основе выстраивается не только наш оптимизм во Христе, но и наша эсхатологическая надежда на явление Царства Божьего уже в этом мире.
Если же мы будем игнорировать этот богоприличный взгляд на связь между Богом и миром, тогда и на Рождество Христово мы будем взирать дробно, по монофизитски, то есть еретически и не православно. И в свете такого еретиеского взгляда мы не только лишаем мир его жизненного центра и его единственной прочной и удерживающей связи, но и в лице Бога мы создаем предпосылку для некой богохульной ереси, говоря, что один Бог создал мир, другой же воплотился для его искупления!
Итак, безвременный Бог воплощается условно и во времени в тот момент, когда Он Своими руками творит человека «персть из земли» (Быт. 2,7)! И условно человек во времени также с того самого момента, когда он уже удостаивается под кровом преходящего времени наблюдать, желсть и переживать то что вне времени. .
Только с такой верой мы будет воздавать подобающую честь всем благодеяниям совершенным Богом во времени, которые нони несомненно происходят от Того, Кто вне времени, которые имеют вечные и временные пределы. .
Только с такой верой мы сможем переживать радость спасительной вести во всей ее таинственной силе, весть о том, что ради нас родился «Отроча младо превечный Бог».
Ключ для проникновения в страшную тайную истину того, что «Христос раждается» находится в образе преподнесения этой вести. Она нам не говорит «Христос родился». Ни «Христос родится». Она нам говорит «Христос раждается». Что означает это странное благовестие в настоящем времени? Оно означает довольно простую истину о том, что Христос, «Сын Бога живаго», не в прошлом. И Он не будет в будущем,
Бог есть «иже везде сый и вся исполняй». Он есть Бог ныне существующий и здесь. Во всяком здесь и во всяком сегодня.
С того момента, как Бог вочеловечился, в лице каждого человека мы можем найти стремление к богочеловеству. Потому что если бы Бог не соединился бы с человеческой природой «неслитно», то не было бы отвергнуто всякое идолопоклонство, но Он соединился и «неразлучно», для того чтобы было отменено и упразднено всякое святотатство.
Св. Максим Исповедник снова нас заверяет в том, что Слово Божье постоянно «воплощается» в истории, в каждом человеке. И от того в какой мере и какое место мы Ему дадим будет зависеть какой конкретный облик и видимый Он даст нашему тленному телу. Разве апостол Павел не преподал ли нам то же наставление, конено же в весьма прискорбном тоне, когда он говорил: «я же язвы Господа Иисуса на теле моем ношу»(Гал.6,17)? ;
«Христос рождается», таким образом описывается в стихах с одной стороны непрекращающееся сейчас присуствие Бога в этом мире вечной текучести, поточности и его нестабильности. С другой стороны, отымается единственное утверждение для мира, которым явлется по благодати богомужество в потоке истории. Между этими двумя «коренными основами» Божественного домостроительства мы веруюшие призывемся к тому, чтобы жить с чувством ответственности и признательности непрерывному божественному теперь, и приходящему, временному ныне человеку.
Таковы два основных чувства - ответственность и признательность, которые должны направлять нашу жизнь, когда мы знаем, что ничто в истории не проходит без Бога, и ничего н сершается при отсутствии человека.
Нашими собственными установленияи определяется настоящее, но когда мы остаемся открытыми для дейтвенного свечения повсюду пребывающего Бога, то тогда нет более нужды в ограничениях, в которых личное время каждого из нас исчерпывается. Они изменяются в ограничения божественной благодати, которые преображают кончину человека в кульминацию, и наше последнее прощание в благодарственное славословие.
Итак, исполненные оптимизма, давайте вновь взглянем на мир с любовью и доверием, с терпением и терпимостью, с любовью и вдохновением. За всем этим, сильным и мощным движением будет всегда иметься уверенность в том, что «родися ради нас Отроча младо, прежде век сый Бог».
Христос родилсяо-истину родился!а и благословенная лета!
С моей всецело отеческой любитрополит Пирейски+ СерафимΧριστός ἐτέχθη!
Ἀληθῶς ἐτέχθη!
Χρόνια πολλά καί εὐλογημένα!
Μέ ὅλη μου τήν πατρική ἀγάπη!
Ο ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΤΗΣ ΣΑΣ
+ ὁ Πειραιῶς ΣΕΡΑΦΕΙΜ
Источник: http://www.imp.gr/2012-03-27-20-22-23/677-
© перевод интернет-портала «Павославный Апологет» 2014 год.
1Прп. Никита Стифат ближайший ученик прп. Симона Нового Богослова, составиnель жития прп.Симеона Нового Богослова, полемист, богослов.
2Синодальный перевод не в тоости передает грееский тект подлинника, в славнском тексте даетс более тоный вариант «возглавити всяческая о Христе»