Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

15/28 августа. Праздник Успения пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

 

Успение Богоматери — преставление к Животу[1]

Η Κοίμηση της Θεοτόκου – Μετάβαση προς την Ζωή

 

игумен священной Великой обители Ватопед архимандрит Ефрем

του Καθηγουμένου της Ιεράς Μεγίστης Μονής Βατοπαιδίου, Αρχιμ. Εφραίμ

Η Κοίμηση της Θεοτόκου. Τοιχογραφία καθολικού Ι.Μ. Βατοπαιδίου (1312).

Успение Богоматери. Фреска соборного храма монастыря Ватопед (1312г.)

 

Каждый раз, когда мы празднуем Успение Богоматери, мы словно совершаем Пасху, Пасху летнюю. Эту Паcху нам уготовила Госпожа Богородица. Удивительные слова «от смерти к животу». Вторая Пасха, святая, непорочная, животворящая для человечества, потому что сегодня действительно «побеждаются естества уставы».

«Как источник жизни переходит от смерти к жизни!», - возглашает прп. Иоанн Дамаскин. Смерть «началожизненной Матери»[2] Господа превосходит смысл смерти, так что она не именуется смертью, но «успением» (κοίμησις) и «божественным преставлением» (θεία μετάστασις) и отправлением[3] или переходом ко Господу. И хотя она названа смертью, но является живоносной смертью[4], поскольку Богоматерь переходит на небо и к бессмертию.

Преставление Богоматери как бесспорное событие, которое сохранилось в памяти священного Предания, было усвоено и в учении Православной Церкви и не имеет никого отношения к блачестивейшими взглядами западных христиан о непорочном зачатии и жизни Богоматери без испытания смерти.

Пресвятая Дева была тем особенным творением Бога, которое превзошло всех людей и ангелов. Она единственная из людей, которая прожила непорочную жизнь и непостижимо для всякого разумения, Она стала Матерью Бога. Поскольку Она была вовсе безгрешной, то она справедливо не уступила никакому помыслу наслаждения и не жила на земле телесными устремлениями, чувствами. Хотя Она и имела живоначальное тело (σώμα ζωαρχικό),  но как человек она испытала болезнь смерти и умерла. Однако и ее тело и ее душа не были отделены от Бога, и связь, которая соединяла их была прервана лишь временно,  точно также как это произошло во Христе. После смерти Ее душа немедленно соединилась со Христом. Потому что Господь во время Успения Своей Матери, сопровождаемый  надмирными чинами ангелов и святых принял Ее святую душу не просто на небо, но и «посадил ее на Своем царском престоле в пренебесной Святая Святых», как об этом сообщает прп. Иоанн Дамаскин. В то время живоначальное и богоприемное тело Пресвятой Девы после трех дней переносится в небесные чертоги, нетленное, к Единородному и возлюбленному Ее Сыну. То есть мы можем говорить и о воскресении Богоматери по телу. Однако воскресение это таково, что  оно восстало не само по себе, но силою Ее Сына и Бога.

 

Koimisi Theotokou 15cent
Успение. Писанная икона монастырь Ватопед, 15 в.

Свидетелем этого воскресения-преставления Богоматери является апостол Фома, который не присутствовал во время кончины Богоматери у Ее священного гроба, но он, как обычно, опоздал. Он пришел через  три дня, а после его просьбы, чтобы другие апостолы открыли гроб, они не нашли Ее достославного тела.  Однако они видят Богоматерь восходящей на небо и передающей апостолу Фоме Ее честный и святой пояс как  доказательство Ее перехождения, как нечто подобное, что произошло и во время осязания Господа рукой того же апостола Фомы.

Тело Девы Марии, как и тело Ее Сына не испытало истления во гробе, то есть оно не изменилось, оно не разложилось на те вещественные элементы из которых оно состояло.  Кроме того, после воскресения Христова тела многих святых не разлагались и частично становились нетленными мощами. Насколько же более разумно было бы не истлеть и «богоносной скинии», Матери Бога.

Святой Андрей Критский говорит, что ненарушенная девственность Богоматери при рождении Христа являет, как естественные следствие, и неистление тела во время смерти. «Рождение избежало тления, а гроб не приял истления».
Дева Мария после Своего Успения становится Матерью новой творения, Церкви Христовой. Поэтому она занимает центральное место в домостроительстве. Ибо от нее воплотился Господь, который является главой Церкви, и теперь Она пребывает в небесной Церкви, обладая полнотой благодати и славы и дерзновения. Она стала благодетельницей всей природы и всего творения, поэтому Ей воздается поклонение всей тварью как Госпоже и Владычице, и Царице, и Богоматери.

Через Богородицу и благодаря именно Ей вся история мира вошла на новую стезю, несравненно более величественную и более возвышенную, нежели тот путь, по которому история человечества шла до Нее. Никакое творение не могло и не смогло стать более совершенным нежели она, также как и Она не могла стать более совершенной нежели она есть. Однако согласно Отцам Церкви три вещи не мог всесильный Бог сделать более совершенными. Это воплощение Бога Слова, Пресвятую Богородицу и блаженство, которое восприимут спасенные люди.
Богоматерь после воскресения Христа была поддержкой и опорой для Апостолов и для новооснованной Церкви Христовой. Она обучала новых христиан, она их наставляла, их утешала в скорбях. В Ее пространном жизнеописании мы читаем, что архангел Гавриил, как и во время Благовещения, посетил Ее за три дня до Ее успения, и ей возвестил о Ее достославном переселении от смерти к Жизни. Затем и Святой Дух чудесным образом собрал всех учеников в Гефсиманском саду, в доме Богоматери для того, чтобы присутствовать при Ее славном гробе и получить Ее благословение. Когда они восхваляли в песнях превысшую всякой хвалы Матерь Божию они упросили Ее преподать им Свое наставление как своего рода вклад в их дело. Тогда Богоматерь им приводит одну притчу, в котором мир этот уподобляется некоему праздничному торжищу купца на котором купец ведет хороший торг, то есть тот, кто устраивает лучший торг, тот имеет и большую выгоду. И далее Она им поясняет, что точно также и в духовной жизни. Тот, кто соблюдает с великой ревностью и точностью заповеди Христа, тот получает наибольшую пользу, он прославляется в царстве небесном. И Она их убеждает пребывать в «добром подвиге».

«Απόστολοι εκ περάτων συναθροισθέντες ενθάδε Γεθσημανή τω χωρίω…». Λεπτομέρειες από την φορητή εικόνα της Κοιμήσεως της Θεοτόκου.
"Апостолы в Гефсиманийской весb совокупльшеся от конец земли ...". Детали иконы Успение Богоматери.

Действительно, насколько же Пресвятая Дев радуется, когда она видит, что мы ведем борьбу за наше спасение! Насколько же Она упокаивается! Но  и Она какой же подвиг несла Сама, живя на земле, невидимым образом, в то время, как будучи безгрешной, Она не имела в нем нужды. Однако она его совершала  для того, чтобы оставить нам пример совершенного подвижничества. В Гефсимании, то есть там, где Она жила после Ее успения,  была найдена плита, на которой совершались земные поклоны, а на ней были запечатлены  впадины, углубления, ямки из-за частого ее использования и стертости.
Давайте и мы станем подражать Ее послушанию, Ее любви и смирению, ее таинственному внутреннему духовному труду, Ее пламенной молитве, Ее непрестанному трезвению, как мы об этом слышали, Ее божественной любви, духовной боли, которую словно пронзающий меч Она пережила, стоя при Кресте Своего Сына.
Для тех, кто несет подвиг борьбы Она является «взбранной воеводой и помощницей», независимо от того, что они жили до этого словно блудный сын. Давайте помнить о том, что  и для прп. Марии Египетской Богоматерь стала «Поручительницей» ради ее покаяния. А поскольку прп. Мария удалилась в пустыню, где она вела духовную брань, сокрытую от человеческих глаз, то Сама Богоматерь ее утешала Своими божественными явлениями.

 
Богоматерь как питательница монахов является для них подательницей божественной благодати, и в особенности для святогорцев. Она дала благодать умной молитвы прп. Аксиму Кавсокаливиту, свт. Гигорию Паламе, прп. Силуану Афонскому, но и старцу Иосифу исихасту, который связан самым тесным образом с нашим братством.И сегодняшний день имеет особенное значение для нас, духовных внуков старца Иосифа Исихаста, потому что, именно в нынешний день, после Божественной Литургии, он уснул преподобнической смертью в 1959г. Он, который настолько полюбил нашу Пречистую Деву Марию, - сладчайшую Мамочку, как он ее называл -он восприял от Нее множество переживаний и впечатлений, божественных явлений и божественных даров. Действительно, одной их особенностей для преподобных отцов Святой Горы являлась особенная любовь к Богоматери. При одном только слышании Ее имени они не могли удержать своих слез, они истекали по причине всенепорочной  любви в Приснодеве. Как только ими было слышано имя Богоматери их боголюбивая душа приходило в восторг, благодарение, признательность. Так что даже и одна лишь память о Богородице, то есть пребывание умом в памяти о личности Богоматери, освящает того, кто использует ее имя. Блаженной памяти о. Афанасий Иверский говорил, что любовь к Богоматери спасает человека и пусть даже он и не имеет трудов подвижничества.

Современному человеку следует достойным образом прибегать к  заступничеству Богоматери, ибо это спасительно. В каждой скорбели и проблеме, и горе не забывайте, что есть "помощница в  скорбех, предстательница, защитниц, утешение и отрада немощных", в Которой мы можем  обрести утешение, непосредственное разрешение проблем и получить ответ. Мы молим Госпожу Богородицу, которая «преставилась к Животу», чтобы Она всегда всем нам подавала Свое благословение, чтобы нам пройти через эту жизнь как можно с меньшим вредом, невредимо, и без опасностей  со стороны обольщений и козней дьявола, чтобы Она нас удостоила небесного царствия Сына Своего. Аминь.

 

Источник: http://vatopaidi.wordpress.com/2012/08/14

 

Перевод: Иеромонах Сергий Троицкий 2012г.

 


[1]  т. е. к Жизни, которой является сам Христос и Спаситель. «Я есмь путь, истина и живот»(слав. Текст) ()

[2]     ζωαρχικῆς Μητρός

[3]     ἐκδημία ή ἐνδημία

[4]     θάνατος ζωηφόρος

 



Подписка на новости

Последние обновления

События