празднование дня святой Пятидесятницы
Славное завершение и начало победоносного шествия
ΕΝΔΟΞΟ ΤΕΡΜΑ ΚΑΙ ΑΡΧΗ ΝΙΚΗΦΟΡΟΥ ΠΟΡΕΙΑΣ
Незадолго до Своего Вознесения Воскресший Господь дал Свои ученикам дал наказ. Он им сказал, чтобы они не покидали Иерусалим. Я вам пошлю Святого Духа и «а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1, 5)
Говорил Тот Который за несколько десятилетий назад сошел с небес для того, чтобы вознести человеческий род, который был увлечен в последнее падение и безчестие из-за сатаны. Говорил Единородный Сын и Слово Божие, Который воспринял плоть и кости от Своей пренепорочной Всесвятой Матери ради того, чтобы спасти «словесное» свое стадо, человека, последнее создание Его рук.. В завершении Он говорил об Своем исхождении из мира, затем о поразительного Его чуда и впервые услышанных Его наставлений , после ужасных Его страданий и бесчестной Его смерти на Голгофском Кресте и после торжественной победы над смертью Его Воскресением.
Дело ради которого Он пришел на землю было завершено. Он этом Он говорил и в Своей молитве. Обращенной к Отцу небесному еще незадолго до начала Его Страданий. «Совершил дело, которое Тыпоручил Мне исполнить» (Ин.17, 4) Отче Мой, Я завершил то дело, которое Ты мне предложил дабы Я совершил го ради спасения мира.
Завершающим деянием, которым запечатлевалось Его дело было ниспослание Им как победителя и властителя над всеми Всесвятого Духа, дабы совершилось освящение всех тех, которые уверуют в Него и которые будут жить в соответствии с Его заповедями, дабы тем самым каждый человек имел бы возможность стать причастником духовных благ, которые Он даровал посредством Своего спасительного дела совершенного на земле.
Итак, Пятидесятница, во время которой Господь послал Всесвятого Духа Своим ученикам , а через них и миру, стала славным завершением Его деятельности на земле.
Но одновременно в тот час, когда снизошел Святой Дух , началась и новая эпоха Благодати и святости, эпоха Церкви. Новая реальность ныне явилась в мире, Церковь Христова. И начался ее спасительный путь совершения спасения мира. Наставником ее на этом пути, пишет свт. Кирилл Иерусалимский, является «Утешителем, хранителем и осветителям Церкви, судией душ, управителем попадающим в бедствия, просвещающий заблудших и вдохновитель ведущих брани и венчающий одержавших победы» (ΒΕΠ 39, 222).
Этот путь шествия Церкви, освященный Святым Духом, непрерывно продолжается на протяжении всех веков. Путь света, который излучает свет Евангелия и постепенно разевает тьму неведения, заблуждения, магии, суеверий, которые угнетают мир. Путь любви, который несет собой весть о Крестной любви там, где воцарилась ненависть и жестокость. Путь надежды, где открывается безвыходность, тупик и еще худшая безвыходность.
И все это Церковь имеет и этим обладает, поскольку с самого этого первого дня святой Пятидесятницы с ней пребывает Всесвятой Дух, то есть третье Лицо Святой и единосущной Троицы. В месте с ней пребывает «Вседержитель» (Откр. 1, 8), всесильный Бог, и никто не может ниспровергнуть Его планы.
Поэтому и те, которые подвергаются гонениям, которые возлагались на Церковь, в конечном итоге они обретут нескончаемый победный путь, который проходил и проходят через века. Поскольку и сегодня , теперь с Церковью пребывает Святой Дух. Этом нас заверил Богочеловек Господь, Который Своей пречистой Кровью соделал Свое творение Церковью, потому что Он умолит Отца Своего ниспослать на землю Святого Духа не в виде мимолетного посещения, но «да пребудет Он между вами во веки» (Ин. 14, 16)
И действительно, с тех пор Святой Дух пребывает в Церкви постоянно. Он укрепляет в священной борьбе с ересями и подает освящение верующим Своей благодатью через священные Таинства.
Он оказываем вспоможение всякому верующему «отложить», сбросить с себя как нечистую старую одежду «ветхого человека» благодаря своему деланию и своим стремлениям облечься «в нового человека, созданного по Богу» (Еф. 4, 22-24), содействуя окончательному духовному обновлению человеческого рода, за которым последует и обновление всего мира.
Святой Дух является сутью всей жизни нашей Церкви. Но нам верующим необходимо лично и вместе всем ощущать нашу жизнь. Нам необходимо ощутить Его присутствие. Нам необходимо принять благодать от Его благодати, укрепиться всесильной святостью от Его святости. Давайте же Его умолять о том, чтобы Он вселился бы в нас, ради того, чтобы нас очистить от всякой скверны и нас утвердить на пути добродетели и благочестия.
Источник: периодическое издание Союза богословов «Ο ΣΩΤΗΡ», τεῦхος 2046, 1 Ἰουνίου 2012
© перевод ПА 2013г.