Уроки Страстной седмицы
Μαθήματα Μεγάλης Ἑβδομάδος
Беседа митрополита Флоринского Августина Канциоту
Страдания честная настоящий день, якоже светила совершенна, возсиявают миру (седален по 1-й кафизме Утрени Великого понедельника)
Христос, мои возлюбленные, является светом для мира. Он является духовным маяком, который светит и ведет людей по дороге ответственности и добродетели. Этот маяк не может потушить никакой ветер, никакая буря, никакая сила, и даже не может уменьшить его света. Он будет светить вечно. Он будет светить учением Его, Его чудесами и Его святой жизнью. Весь свет, все добродетели, все совершенство недоступны.
Но там, где свечение Христа вознесено на саму высоту, там и «добродетель раскрыла небеса» и дух воскресения был вознесен как небесный духовный столп. Этим свечением являются святые Его Страдания. Страдания Христа являются неисчерпаемым источником для самых прекраснейших наставлений. Христианин, который не испытывает потрясение и не выносит назиданий в эти святые дни, тот является слепым и бесчувственным. Как говорит один германский философ и поэт, христианин, которого не трогают и не потрясают страдания Христа — это не человек, но некий камень не имеющей ни сердца, ни чувств. Перед нами дни Страстной недели — дни когда раскрывается таинство любви Христа.
И мы призваны не просто наблюдать за событиям, но воспринять нашими душами просвещение, которое ниспосылается Господом от Его страданий и о Его Креста. Я вам укажу на некоторые знаковые моменты Недели страстей Христовых, которые интересуют каждого христианина.
⃝С сокрушенным сердцем взирая на Господа Иисуса, мы увидим Великий Вторник, когда Господь метает свои сверкающие молнии, говоря «увы вам, книжники и фарисеи...» (Мф. 23, 14). Никогда прежде Господь не говорил с такой резкостью и столь сурово как теперь. Почему же? Потому что перед ним стояли лицемеры. И незлобивый Господь ничто так ненавидел, как лицемерие. Лицемерие это фальшивая монета, искусственный цветок, подделка добродетели. Поэтому то Он столь сильно клеймит лицемерие.
Но слушая, как Господь произносит «увы» лицемерам, да убоимся и мы быть отнесенными к категории лицемеров. Потому что лицемерие является микробом, который проникает в наши сердца. Если мы хотим быть истинными учениками, мы должны избавиться от чумы лицемерия.
В эти святые дни мы можем вынести и другой важный урок. В Великую среду мы видим Иуду, который за тридцать сребреников. Предательство Иуды прискорбных случаев и событий во время страданий Господа. Этот случай является прекрасным уроком для всех тех, которые поработили свои души деньгам, вещественному, маммоне.
Великая страсть это сребролюбие. Именно она превратила одного из Апостолов в предателя. Она и христиан превращает в идолопоклонников, которые более уже не служат Христу, но золоту. Взирая на скверное состояние Иуды, да будем и мы,дорогие мои, весьма внимательны, чтобы нам не попасться в сети этой страшной страсти сребролюбия. Потому что христианин, который поклоняется деньгам из-за которых он идет на клятвопреступление, позор, преступление и нечестие, он становится новым Иудой в современном обществе.
По мере раскрытия истории страданий Господних, перед нами вечером Великого Четверга открывается картина тайной вечери. В эту последнюю и незабываемую ночь Христос в последний раз вкушал пищу со своими учениками. Он дал им последние наставления. Он установил таинство Божественной Евхаристии, которое является самым важным Таинством Церкви, сердцем нашего богослужения и поклонения.
Он преподал Своим ученикам само сое тело и Кровь. Это было первое причащение. Но, к сожалению, и в этот день нашелся один недостойный из учеников, который причастился. Им был Иуда. С нечистой душой он подошел и причастился Святых Христовых Таин. И ныне, братья мои, многие будут подходить в эти святые дни для причащения Святых Тайн. Нам необходимо быть весьма внимательными, может и между нами есть Иуда, то есть нечистый и нераскаянный, не исповедавшийся христианин. Пусть да не подходит тот к Чаше, кто прежде не очистил свою душу слезами покаяния.
⃝Еще один урок нам преподает отречение апостола Петра. Он нам показывает насколько немощным, бессильным и греховным является человек. Поскольку мы видим главу всех учеников павшим. Кем был Петр? Он был колоссом веры и добродетели. Однако ночью в Великого Четверга мы видим как он отрекается перед некой служанкой от имени Господа. Петр пал дабы и он научился быть смиренным. Он пал чтобы нам всем преподать урок насколько же нам необходимо молиться и страшиться греха. Грех настолько опасен, так что в его сети впадали и апостолы и пророки и святые и подвижники. Итак, христиане, станет ли святым достигший высоты добродетели? Пусть он не гордится. Потому что и он может пасть, а тот, кто сегодня по своему мышлению является грешником, может стать святым и обрести первое место в раю.
Достигая пика страданий Господа мы ощущаем, что Господь наш хочет вкусить мученическую смерть. Мы Его увидим павшим на колени, упавшим на землю в Гефсиманском саду. Мы услышим молитву «Отче мой,...но не так как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). Мы увидим как его всю ночь водили из одного судилища а другое. Мы увидим Его врагов, которые накинут на него порфирную хламиду, как на Него возложат «терновый венец», как над Ним издеваются и как его бичуют плетьми.
Мы слышим дикие вопли: «Возьми, возьми, распни Его» (Ин. 19, 15). Мы увидим Пилата, который будет выносить Ему приговор. В завершении, в день Великой Пятницы, мы увидим нашего Господа понимающего тяжелый крест и падающим под его тяжестью. Но какие взоры смогут вынести лицезрение процесса распятия Христа? Мы будем взирать а то, как Его обнаженным поднимают на древо креста и мы услышим как Он говорит одно из семи слов произнесенных Им на Кресте, первым из которых является словом любви ко множеству людей и прощения («Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» Лука 23, 34), а также последнее слово обращенное к Отцу («Отче, в руки Твои предаю дух Мой» Лук. 23, 46). Христианин, можешь ли ты жить так, чтобы сказать «Отец Небесный, я прощаю всякого моего врага», и когда закроешь свои глаза в этом тщетном мир, то сказать «Отче мой, предаю душу мю в Твои руки»?
Эти высочайшего смысла уроки нам преподает Великая Страстная Седмица. Уроки покаяния, сокрушения, страха ко греху, любви и надежды. Посему будем наблюдать за богослужебными последованиями с великим благоговением. С этой минуты, когда мы входим во святой храм, наш дух, сердце и ум наш, мы всецело посвящаем себя Распятому за нас и пострадавшему за нас. Какие-либо разговоры, беспорядок, непристойности не подобает совершать в эти святые дни. Малые и взрослые, мужчины и женщины, молодежь и старики, все люди должны стоять в храме с благоговением, а не приходить для обсуждения проблем, или чтобы улыбаться, но для того, чтобы вспомнить что ради нас принес Господь. Мы должны воспринять назидания и измениться.
В вопросе о посещении школы я настаиваю на своем. Эти святые дни налагают на нас великую ответственность. Родители, не оставляйте ваших детей чтобы они разгуливали в церкви словно по полю. Каждая мать должна находиться рядом со своим малышом, каждый отец возле своего дитя. Все мы должны предстоять вокруг Креста и Плащаницы Христа с благоговением. Так же как собираются вокруг усопшего отца его дети и плачут, точно также и мы должны предстоять вокруг Великого нашего Усопшего, Господа нашего Иисуса Христа. Давайте же вместе собираться и давайте откроем наши сердца для принятия просвещения от всечестных Страданий Христа. Тогда мы ощутим, что принес Господь за каждую нашу душу и с благодарным сердцем и мы скажем нашему искупителю Христу, уневести наши души.
Твои страдания пленяют, просвещают, освящают наши души. За то, что Ты совершил ради нашего спасения мы тебя благодарим и выражаем признательность. Пред Твоей любовью мы даем обещание, что мы всегда будет оставаться твоими.
http://aktines.blogspot.ru/
Записанная беседа.
перевод выполнен "Православным Апологетом" 2013год.