Великий Понедельник — начало Страстной Седмицы
«Страдания честная настоящий день, якоже светила совершенна, возсиявают миру: Христос бо грядет страдати благостию, вся содержай дланию, изволяет простретися на древе, еже спаси человека» (Седален по 1 кафизме Утрени Великого понедельника)
В этих словах седальна Утрени Великого Понедельника в сжатом виде раскрывается смысл и содержание Страстной недели: Страдания Христа, Творца и создателя мира, который в своей руке содержит весь тварный мир, носят спасительный, добровольный и оживоряющий весь тварный мир характер. И эти страдания достигнут своего апогея на Кресте. Ибо на нем как на всемирном жертвенник Господь совершит таинственное искупление всего человеческого рода, своими непорочными страданиями Он заплатит бесценную цену за человека.
Как говорит свт. Григорий Богослов, Христос за древо преслушания расплачивается Крестом, за простертие руки Адама к запретному плоду распротертием рук на Кресте и пригвождением их, за вкушение плода прародителями — вкушением вина смешанного с уксусом.
Но сегодня мы еще взираем на этот всемирный жертвенник и как на совершенное событие и как на событие еще которому предстоит совершиться. Ибо Страстная неделя не только просто некое историческое воспоминание страданий Христа, но прежде всего сопереживание, соучастие этим страданиям. И только бесчувственный человек, безразличный к истине и спасению может с сухостью и без всякого чувства умиления и благоговения лишь внешне смотреть на события Страстной недели.
Сегодня Понедельник. Первый день Страстной Недели. День, который наступил вскоре после триумфального и смиренного входа Христа во Святой Град Иерусалим. Уже во время входа в Иерусалим надменные архиереи, и гордые фарисеи и книжники, обольщенные мыслью о возможной потере власти, приняли решение убить Христа и Лазаря. Господь об этом знает и поэтому в течение четырех дней беседует с учениками, описывая в образах и притчах состояние еврейского народа, его вождей, раскрывая их замысел убить Его, а также Он предсказывает и о разрушении Иерусалимского храма, взятии римлянами Иерусалима и разграбления его, возвещает о кончине мира и многое другое. Но мы остановимся на некоторых важных беседах и словах Господа.
И в понедельник после входа в Иерусалим Господь совершает достойного особого внимание действие.
Выйдя из Вифании и направившись к Иерусалиму, Господь увидел смоковницу, которая вся была в листьях и не имела ни одного плода. Хотя весна не является временем не только для созревания, но и для появления первых плодов смоковницы, которые появляются в августе месяца. Тем не менее Господь, видя это дерево без плодов, «проклинает его»: «да не будет же впредь от тебя плода во век» (Мф. 21, 19). И « тотчас смоковница засохла».
Почему это сделал Господь? Это было сделано со смыслом, глубоким и символическим смыслом. Первый заключался в том, чтобы показать своим ученикам, что Он имеет власть совершить праведный суд и высочайший над всем человечеством и над иудеями в частности. Что Он может покарать как и эту смоковницу одержимых идеей богоубийства вождей народа израильского. Однако, как мы видим, Господь предпочитает вступить на путь добровольных страданий. То есть в случае со смоковницей Господь явил опыт своего правосудия, но по отношению к людям предпочитаем долготерпение и смиренное восхождение на Голгофу (Свт. Иоанн Златоуст). Но в этом действии Спасителя просвещенные Святых Духом Отцы Церкви видели некий сокровенный, символический смысл. Оно является символом «древа преслушания», листьями которого прикрыли свою наготу согрешившие прародители. И она «человеколюбиво проклята Христом, чтобы не приносило более плода, послужившего причиною греха» (прп. Исидор Пелусиот).
Но в богослужебных последованиях этого дня Страстной седмицы мы находим еще один символический смысл, который заложен в образе смоковницы и в ее проклятии Господом: «Законное неплодие проклял еси, яко листвие процветающее письменный разум, плодов же дел не имущее за беззаконие», «неплодное же изсохшее соборище законпреступное в неплодную приложил смоковницу». (Трипеснец малого повечерия Недели Вайи)
Бл. Феофилакт Болгарский: «Он иссушает дерево, дабы вразумить людей...смоковница означает иудейскую синагогу, которая имеет только листья, то есть показную букву, но не имеет плода духовного». Но такой бесплодной смоковницей может стать и всякий христианин, который предпочитает в своей жизни внешнюю обрядность, забывая о главном — исправлении своих нравов и сердца. К таким людям «принадлежит всякий человек, преданный удовольствиям настоящей жизни», «он подобен этой смоковнице: он не только не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, но только листья, временную и приходящую видимость». 1
Но совершив чудо над смоковницей, Господь использует его и в качестве назидания в вере. «Если будете иметь веру и не усумнитесь, не только сделаете то, что сделано над смоковницей, но если и горе скажете; поднимись и ввергнись в море, - будет. И все, чего не попросите в молитве с верою, получите».(ст. 21-22) В этих словах дано великое нам христианам православным обетование - «мы можем даже горы переставлять, если не будем раздумывать, то есть усумнимся, и все, чего только не попросим, без всякого сомнения веру в силу Божию, получим». 2
В притче о злых виноградарях, которые убили сына хозяина виноградника3, Господь показывает до какой степени злобы дойдут, а вернее дошли духовные лидеры еврейского народа: владея Божиим виноградником — Ветхозаветной церковью, имея закон — ограду, точило — жертвенник, башню — храм, они незаметно для самих себя из благоговейных хранителей Закона Божия превратились в узурпаторов, начетников и потеряли общение с Богом, утратили понимание Священного Писания, пророчеств. Причина этого глубочайшего падения заключалась в огромном самомнении, которое породило дерзость и нечувствие. И в конечном итоге, как предсказывает Христос, они станут убийцами Сына Божия, то есть совершат грех богоубийства. Но все участников богоубийства, злодеев, как Он их называет, Господь, «хозяин виноградника»«предаст злой смерти». По мысли Отцов Церкви эти слова указывают на двоякое наказание — от римлян, которые предадут в Иерусалиме на смерть несколько сотен тысяч евреев, и во время второго Пришествия Спасителя, когда Господь предаст вечной муке богоборцев и богоубийц. (свт. Иоанн Златоуст, бл. Феофилакт Болгарский).
Предсказание о разрушения Иерусалима и кончине мира.
Господь воздыхает об Иерусалиме, исчисляя все те проявления беззакония и богоборческих деяний его жителей: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камни побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется дом ваш пуст» (Мф. 23, 37-38)
«Этими словами Он хочет показать, - подчеркивает св. Иоанн Златоуст, -что иудеи всегда отдалялись от него, по причине грехов; сравнением же (с птицей) изъявляет Свою любовь, потому что эта птица горячо любит своих птенцов». Прежде Господь невзирая на преступления «покровительствовал им, поддерживал, хранил их, Сам и наказывал их всегда. И теперь угрожает Он наказанием, которого они чрезвычайно страшились, так как оно указывало на полное нарушение их гражданства» (свт. Иоанн Златоуст., т2, с. 748)
Любя Иерусалимский храм, как жилище Отца Небесного, который Он не раз посещал и молился в нем, Господь теперь, не без глубкой скорби, говорит о его разрушении и о разрушении Иерусалима: «Не останется здесь камня на камне: все будет разрушено» (Мф. 24, 2)
Это предсказание о гибели Иерусалима и храма, а также напоминание о Его Втором Пришествии вынуждает любопытствующих учеников спрашивать о знамениях, т. е. признаках этих событий. «Скажи нам, когда это будет , и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24, 3) Господь несколько уклоняется от ответа на вопрос о кончине мира и сначала описывает события, относящиеся к Иерусалиму:
-
Господь предсказывает о том, что им предстоит пережить войну как со стороны обольстителей, так и со стороны внешних врагов, а также лжебратий (свт. Иоанн Златоуст).
-
«Ибо многие приидут под именем Моим, и будут говорить «Я Христос», и многих прельстят».
-
О предстоящих иудейских войнах «также услышите о войнах и о военных слухах»,
-
О бедствиях иудейского народа
-
О болезнях,
-
О гонениях на христиан и их мучениях «ради имени Моего»,
-
О соблазне многих и междоусобицах,
-
О восстании многих лжепророков и обольщении ими многих христиан,
-
Об охлаждении во многих любви по причине беззаконий.
-
О проповеди Евангелия «по всей вселенной, во свидетельство всем народам».
И тогда после исполнения всех этих знамений придет конец. О каком же конце говорит Христос Спаситель? О конце «не мира, а Иерусалима»4, - подчеркивает свт. Иоанн Златоуст. И подтверждение этому мы находим в приводимых Христом слов пророчества пророка Даниила о «мерзости запустения» в Иерусалимском храме. В последствии, после завоевания Иерусалима в храм была внесена статуя императора Веспасиана, что рассматривалось иудеями как осквернение святого места.
Далее Господь описывает в ярких определениях те бедствия, которые постигнут Иерусалим: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет». Истинность этого страшного предсказания Христа раскрывается нам описании «Иудейской войны» Иосифа Флавия. Голод в Иерусалиме был такой силы, что даже матери съедали своих детей.
Святые Отцы, комментируя эти пророчества Христа о бедствиях Иерусалим и иудеев, также видели в них и признаки кончины мира (Свт. Иоанн Златоуст и бл. Феофилакт Болгарский). То есть пришествию Христа будет предшествовать хаос, смятение и «мерзость запустения», приход антихриста как главы всех предшествующих обольстителей. «Немалое смятение тогда будет обладать вселенной»5,- подчеркивает св. Иоанн Златоуст.
Однако ход речи Спасителя таков, что непосредственное описание знамений Второго пришествия Христа необходимо отнести к следующим словам: «Тогда, если то скажет вам: «вот здесь Христос», или «там» - верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Свт. Иоанн Златоуст подчеркивает, что обольстители, которые явятся во времена антихриста «будут хуже первых», то есть тех, которые были во времена апостольской проповеди. Они настолько будут изощряться в прельщении, что смогут прельстить и «избранных», то есть православных христиан, епископат и духовенство.
-
«Ибо, где труп, там соберутся орлы», - предсказание о собирании под главою Христом «множества ангелов, мучеников и всех святых».6 То есть вокруг убитого Господа, но воскресшего в теритий день. Соберется Церковь Христово, это общество обоженных и обновленных Духом Святых людей (свт. Григорий Палама), дабы возвещать совершенства Отца Небесного (ап. Павел)
-
Во второй раз Господь явиться на землю «по скорби дней тех», то есть после дней антихриста(свт. Иоанн Златоуст). Это явление будет не прикровенным, как во время Рождества, но явным: «ибо как молния исходит от востока и бывает видна даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого»(Мф. 21, 27) Во время пришествия Христа «солнце померкнет и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются». То есть свет солнца, луны и звезд будут меркнуть перед нетварным Божественным Сетом Славы Христа. А все стихии поколеблются от трепета при виде явления своего Творца.
-
Явление Христа будет сопровождаться и явлением «знамения Сына Человеческого», т. е. кресте Христова. Он явится для того, чтобы «совершенно посрамить бесстыдство иудеев».7
-
Явление Христа будет сопровождаться явлением Ангелов и звуками из «трубы громогласной». И все верные, избранные Господом будут собраны вместе.
«Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» - т. е. скорее разрушаться небеса и земля, нежели что-то из слов Спасителя не совершится, не сбудется. Сомнения в истинности слов Христа относительности Его Второго Пришествия исчезают сразу же, как человек изучая древнюю историю узнает о точном исполнении слов Христа о судьбе Иерусалима и храма. Господь скрывает от своих учеников «день и час» Своего пришествия, но только напоминает о необходимости каждому верному «бодрствовать», чтобы Господь не застал бы нас врасплох, то есть не готовыми к вечности. Поэтому христиане изначально стремились обрести дух трезвения, внимательности и взращивали в себе столь необходимую память смертную. Эта память всегда истребляет в человеке легкомыслие, беспечность.
Именно это легкомыслие пораждает греховное нечувствие и безразличие, приводит к беспечности и делает человека доступным для всякого обольщения со стороны слуг дьявола. «Посему мы должны быть особенно внимательными к слышанному, чтобы не отпасть»8,- напоминает ап. Павел.
©Православный Апологет 2013г.
1Блаженный Феофилакт Болгарский. На Матфея., с. 238
2Там же., с. 239
3Мф. 21, 33-46
4Там же с, 755
5Там же, с. 766
6Там же, с. 706
7Там же., с. 767
8Евр. 2, 1