25 декабря /7января
Православная Церковь Христова празднует Рождество Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
Ἡ κατά σάρκα Γέννησις
τοῦ Κυρίοῦ καί Θεοῦ καί Σωτῆρου ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ
Ἡ κατά σάρκα Γέννησις
Ἡ κατά σάρκα Γέννησις
Христос раждается, славите!
Христос с небес, срящите!
Христос
на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля.
Всех дорогих наших читателей и посетителей нашего сайта мы сердечно поздравляем с великим праздником Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Молитвенно желаем спасения, просвещения от Бога и верности Ему. С благоговением и трепетом мысленно припадем к яслям Богомладенца Христа и возблагодарим Его за совершенное Им таинство нашего спасения, которое совершается с Его невыразимого и неописуемого истощания, величайшего смирения и уничижения.
Богословский смысл этого праздника прекрасно раскрыт в словах свт. Григория Богослова в его 38 слове «на Богоявление или на Рождество Спасителя»: «Христос раждается: славите! Христос с небес; выходите в сретение! Христос на земле возноситесь Воспойте Господеви вся земля(Пс. 95, 1). И скажу обоим в совокупности: да возвеселятся небеса, и радуется земля (ст.11). Ради Небесного, затем Земного! Христос во плоти; с трепетом и радостью возвеселитесь, - с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды...И я провозглашу силу дня, Безплотный воплощается, Слово отвердевает, Невидимый становится видимым, Безлетный начинается. Сын Божий делается сыном человеческим...
О новое смешение! О чудное растворение! Сый начинает бытие; несозданный созидается; Необъемлемый объемлется через разумную душу, посредствующую между Божеством и грубою плотию...Я получил образ Божий, и не сохранил Его; Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обезсмертить. Он вступает во второе с нами общение, которое гораздо чуднее первого...»
Особый промысел Божий о спасении человека был явлен и в истории, о чем так красочно и глубоко, поэтично и торжественно говорит нам знаменитый догматик Великой вечерни на Рождество Христово, написанной инокиней Кассией:
Августу единочальствующу на земли, многоначалие человеков преста: и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися; под единым царством мирским гради быша, и во едино владычество Божества языцы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым: написахомся вернии именем Божества, Тебе вочеловечшагося Бога нашего. Велия твоя милость, Господи слава Тебе.
Создание величайшей в мире Римской империи, охватившей многие народы и государства со своими многочисленными правителями, завершено было появлением единодержавного правителя — императора Октавиана Августа (годы фактического правления 30 г. до Р. Х — 14г. По Р. Х). То есть этот император под своей властью совершил окончательное объединение государств Средиземноморья в единое царство — Pax Romana. И это событие прообразовало последующее чудо — явление в мир Богочеловека Христа, единого истинного Бога. Сам Август, как подчеркивает бл. Августин, явился орудием Божественного промысла, благоустроив путь для христианства. Народы мира, вошедшие в лоно церкви Христовой, благодаря апостольской проповеди и усилиями последующих их учеников народы Pax Romana, и даже находящиеся за ней, оставили многобожие, идолопоклонство и уверовали единого в Трех Лицах Бога. Также и такое событие в жизни Римской империи времен императора Октавиана Августа, которое не иначе оценивается как дерзость, перепись населения нового государства - прообразовало собой другое спасительное Божественное действие по отношению ко всему человечеству — вписание людей, принявших святое Крещение во имя Троичного Бога — Отца и Сына и Святого Духа, в книгу жизни. Принявшие святое Крещение усыновляются Богу, они становятся гражданами Царства небесного (свт. Иоанн Златоуст).
Дай Бог, чтобы каждый из нас ценил эту принадлежность к Царству Божию, которое ныне, в день Рождества Христа Спасителя в пещере близ города Вифлеема, созерцается искренними и простыми пастухами как явление Света и Ангелов, воспевающих премирную песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение !».
Само событие, празднуемое нами — невыразимо торжественного и неописуемо глубоко. Апостол Павел именует его как «таинство благочестия». Посему и сам образ празднование нами христианами этого события должен соответствовать его величию. «Итак, - подчеркивает свт. Григорий Богослов, - будем праздновать не пышно, но божественно, не по мирскому, но премирно, не наш праздник, но Того, Кто стал нашим, лучше же сказать, праздник нашего Владыки, не праздник немощствования, но праздник уврачевания, не праздник создания, но праздник воссоздания».
Редакция «Православного Апологета » 25 декабря/ 7 января 2013г.