Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

21 января 2019 года

Обращение к Священному Синоду Элладской Церкви в отношении украинского вопроса (Священная Пирейская Митрополия)

 
 
 

СВЯЩЕННАЯ ПИРЕЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

ОТДЕЛ ПО ЕРЕСЯМ И ПАРАРЕЛИГИЯМ

 

ΙΕΡΑ ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΣ ΠΕΙΡΑΙΩΣ

ΓΡΑΦΕΙΟ ΕΠΙ ΤΩΝ ΑΙΡΕΣΕΩΝ ΚΑΙ ΤΩΝ ΠΑΡΑΘΡΗΣΚΕΙΩΝ

 

ОБРАЩЕНИЕ К СВЯЩЕННОМУ СИНОДУ ЭЛЛАДСКОЙ ЦЕРКВИ В ОТНОШЕНИИ УКРАИНСКОГО ВОПРОСА

 

Пирей, 21 января 2019 года

В день Богоявления 2019 года Вселенский Патриарх Варфоломей всё-таки вручил Томос об автокефалии новой раскольнической группировке (под руководством новоизбранного «митрополита» Епифания), которая возникла в результате проведения так называемого «Объединительного собора», состоявшегося 15 декабря 2018 года в Киеве.

Вселенская Патриархия не приняла во внимание горячие призывы и мольбы многих других Православных Поместных Церквей, которые указали, что единственно подходящим способом для решения украинского вопроса мог бы стать только диалог или даже Собор при участии всех Поместных Православных Церквей. Русская Церковь уже прервала всякое церковное общение с Вселенским Патриархатом, после того как Патриарх Московский Кирилл перестал поминать за Божественной литургией Вселенского Патриарха Варфоломея. Теперь совершенно очевидно, что после одностороннего решения Вселенской Патриархии о предоставлении автокефалии некой «церкви», которая является не более чем сборищем раскольников, отлучённых от Церкви и самосвятов, мировое Православие быстрыми шагами движется навстречу новому великому расколу. Возможно, это будет второй великий раскол после 1054 года, чреватый неисчислимыми экклезиологическими последствиями для общеправославного единства, к величайшей радости врагов Православной Церкви.

Украинская автокефалия, безусловно, представляет собой особенный, уникальный случай, который до сих пор не имел прецедентов в истории нашей Церкви. Это связано с тем, что в данном случае была проигнорирована воля митрополита Онуфрия, предстоятеля канонической Поместной Церкви, которая не просила статуса автокефалии. Следует отметить, что в эту Поместную Церковь входит примерно 4/5 населения Украины. С одной стороны, автокефалию попросило украинское правительство во главе с президентом Украины Порошенко, а с другой стороны – небольшая группа самозваных «епископов», состоящая из отлучённых от Церкви и самосвятов. Вот кому была предоставлена автокефалия на самом деле.
 
Также следует принять во внимание еще один аспект этой проблемы, который объясняет эту парадоксальную ситуацию, а именно почему была проигнорирована каноническая Поместная Церковь и подавляющее большинство украинского народа. Как показали церковные и политические новости, за предоставлением автокефалии снова стоят политические и геостратегические мотивы. Это наглядно демонстрирует не только благодарность со стороны Президента Украины. Порошенко по отношению к США за их «активную поддержку процесса предоставления автокефалии» [1], но и официальное заявление пресс-секретаря Министерства иностранных дел США о том, что «Соединенные Штаты Америки поддерживают предоставление автокефалии Православной Церкви Украины». [2]
 
Как мы уже указывали в нашем предыдущем заявлении, этим вопросом занимались такие выдающиеся личности и специалисты, как Высокопреосвященнейший митрополит Серафим Пирейский [см. его памятное исследование под названием: «Разве в Православной Кафолической Церкви кто-то обладает правом верховной юрисдикции над всей Церковью, кроме Вселенского Собора?», (18.10.2018)], прот. Анастасиос Гоцопулос, клирик Свято-Никольского храма в Патрах [(см. его столь же важную работу под названием «Небольшой вклад в диалог об украинской автокефалии: принадлежит ли Украина Вселенскому престолу?» (8.01.2019), прот. Феодор Зисис, почётный профессор богословского факультета Университета Аристотеля в г. Салониках (см. его важнейшую исследовательскую работу под названием «Украинская автокефалия», Салоники, 2018, издание «Палимпсистон»), которые проанализировали и с помощью убедительных аргументов доказали, что:

а) согласно священным канонам, Священный синод Вселенской Патриархии не имеет право признать наличие священства и архиерейского сана у украинских раскольников после того, как произошло их извержение из сана по решению Московской Патриархии: в данном случае, по отношению к другому Священному синоду, собравшемуся и принявшему решение в полном составе (τελεῖα Σύνοδος), не действует так называемое «право на апелляцию» (έκκλητο), но этим вопросом может заниматься только Вселенский собор. Как утверждает Вальсамон: «Голоса Патриархов не подлежат апелляции» (50, 123, 22 ВГ 1, 38); «Блаженнейший Патриарх того диоцеза среди них да будет выслушан и пусть постановит то, что согласно с церковными правилами и законами, если никакая из сторон не высказывается против его мнения». В «Эпанагоге» 11, 6 (JGR, том II, 260) говорится: «Суд Патриарха не подлежит апелляции и не исследуется другим, поскольку он является главой церковных судов».

б) Предоставление автокефалии Украине является вторжением на каноническую территорию Русской Церкви, к которой перешёл Киев после издания соответствующего акта за подписью Вселенского Патриарха Дионисия IV в 1686 году. Антисоборное поведение Вселенской Патриархии по украинскому вопросу и её сотрудничество с раскольническими группировками, а не с канонической Церковью Украины и Церковью России, юрисдикции которой принадлежит первая, ставит под сомнение функцию координатора, способствующего единению Православных Поместных Церквей, которую Константинопольский Патриарх издавна выполнял в православном мире.

в) Тщательное изучение и исследование списков митрополий (Синтагматион)[1], в которых прописаны канонические юрисдикции престолов, является источником авторитетных свидетельств и неоспоримым доказательством церковной юрисдикции Украины. Это исследование совершенно ясно показывает, что с 17-го века и далее ни в одном списке «Синтагматион» Украина не упоминается в числе епархий, входящих в юрисдикцию Вселенского Патриархата! Также в «Синтагме Божественных и священных канонов» Г. Ралли-М. Потли, где перечисляется «порядок престолов Восточной Православной Церкви», среди епархий Вселенского Патриархата указана не Украина, а «Автокефальная Церковь России». И, наконец, ежегодно публикуемые «Календари» или «Летопись Вселенского Патриархата» вплоть до 2018 года указывают на то, что Украинская Церковь находится в канонической юрисдикции Русской Церкви.

г) Всеправославное экклезиологическое сознание, зафиксированное в ежегодно издаваемых «Календарях», «Диптихах» или «Анналах» Поместных Православных Церквей», единогласно свидетельствует о том, что Украинская Церковь находится в канонической юрисдикции Русской Церкви. Все патриархаты и автокефальные Поместные Православные Церкви считают Блаженнейшего Онуфрия, который подчиняется Русской Церкви, единственным каноническим митрополитом Киевским. Только с ним и с его Священным синодом находились и находятся в церковном общении (на протяжении веков и до сегодняшнего дня) все Православные Церкви, а их Предстоятели периодически сослужат с митрополитом Онуфрием во время всеправославных празднеств и при случае заседают в межправославных комитетах. Это единодушное согласие является выражением всеправославного экклезиологического сознания, которое Вселенский Патриархат теперь парадоксально и вопреки священным канонам оспаривает и отменяет одним росчерком пера, по сути, находясь в вопиющем противоречии с самим собой!
 
Между тем, церковные СМИ сообщают нам о новых событиях, и о продолжающемся ухудшении ситуации в Церкви, поскольку образовавшийся раскол не был уврачеван, а, напротив, становится всё более и более глубоким. После неканонического предоставления автокефалии в Украине началось беспрецедентное гонение канонической Православной Церкви под омофором митрополита Онуфрия. Епископы, священники, монахи и простые верующие подвергаются нападениям, захватываются храмы и монастыри, откуда изгоняются общины канонической Церкви, которая была переименована в «Русскую Православную Церковь». Происходит совершенно беспрецедентное гражданское противостояние. И в то время, как в Украине бушуют гонения, Вселенский Патриархат в своем письме (№ 119/24-12-2018) просит 13 Поместных Церквей признать автокефалию и новую «Церковь» Украины. Однако уже три Автокефальные Церкви: Сербии, Польши и Чешской Республики не признают раскольнического «митрополита» Епифания и в то же самое время открыто обличают Патриарха Варфоломея. Ожидается, что этой же линии будут придерживаться Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская и Болгарская Поместные Церкви. Нам сообщили, что вопрос предоставления автокефалии был рассмотрен и Священным Синодом Элладской Церкви, который своём заседании 8.01.2019 г. зачитал вышеупомянутое письмо Вселенского Патриарха Варфоломея относительно «избрания первого предстоятеля новой Автокефальной Церкви Украины», а также соответствующее письмо «нового предстоятеля Украинской Церкви г-на Епифания» и послание «Святейшего Патриарха Кирилла». В конце концов, Священный Синод Элладской Церкви решил передать этот вопрос на рассмотрение будущего Архиерейского собора.
 
Поэтому по случаю вышеупомянутого объявления Священного Синода Элладской Церкви и в связи с предстоящим созывом Архиерейского собора, с чувством тревоги и ответственности за всеправославное единство нашей Церкви, мы хотели бы обратиться к нашим достопочтенным иерархам и выразить свою обеспокоенность по поводу этого важного вопроса. Мы горячо просим наших собратьев-иерархов исполнить свой долг с высоким чувством ответственности. Пожалуйста, рассмотрите этот вопрос с трезвением, страхом Божиим и любовью к Церкви, принимая во внимание Священные Каноны и все, что мы указали выше, чтобы наше решение послужило общеправославному единству и пользе Церкви.

Мы также просим их принять их во внимание:

а) тот факт, что президент Украины Порошенко является униатом, поскольку недавно была опубликована фотография, где он «причащается» у украинского униатского «епископа»;

б) что «митрополит» раскольников Епифаний просил сотрудничества с униатами! [3]

в) тот факт, что «монах Филарет Денисенко, будучи клириком Московского Патриархата в качестве митрополита Киевского в 1992 году был отстранён от высокого архиерейского служения и лишён сана, а после этого предан анафеме за учинение раскола и за другие антиканонические действия. У второго же иерарха новосозданной «церкви»[1] и вовсе нет канонического рукоположения, поскольку он получил «рукоположение», корни которого восходят к «иерархии» обновленческой «живой Церкви», основанной в 1921 году при Советском Союзе», как отмечает Его Высокопреосвященство митрополит Серафим Пирейский.

г) тот факт, что ранее Вселенский Патриарх кир Варфоломей в своём патриаршем письме № 1203/29.08.1999 к Святейшему патриарху Московскому Алексию признавал это, когда писал: «В ответ на телеграмму и письмо Вашего возлюбленного и дорогого нам Блаженства по возникшей проблеме в Вашей братской для нас Святейшей Русской Церкви, которая сподвигла Ваш Священный Собор к принятию, по известным ему причинам, решения о лишении сана некогда занимавшего одно из первых мест члена данного Синода Митрополита Киевского господина Филарета, желаем братски довести до сведения Вашей Любви, что наша Святая Христова Великая Церковь, признающая полное исключительное право на решение данного вопроса Вашей Святейшей Русской Церкви, признает все Соборные решения по данному вопросу, совершенно не желая доставить какие-либо неудобства Вашей братской Церкви».

Мы хотим верить, что наши иерархи будут на высоте и не признают новую раскольническую «Церковь» под омофором «митрополита» Епифания, следуя священным канонам, которые они клятвенно обещали соблюдать в день своего архиерейского рукоположения.

Отдел по ересям и парарелигиям

 

[1] http://www.romfea.gr/epikairotita-xronika/23802-presbeutis-sam-mpraounmpak-oi-ipa-upostirizoun-tin-autokefalia-stin-oukrania, см. Анастасий Гоцопулос «Наивные вопросы наивного священника» на http://anastasiosk.blogspot.com/2018/09/blog-post_45.html

[2] http://www.romfea.gr/epikairotita-xronika/24036-oi-ipa-sto-pleuro-tou-oikoumenikou-patriarxeiou-gia-tin-oukrania

[3] См. статью в блоге Ακτίνες (6.01.2019) под названием: «Объединительный собор» в Киеве: ход проведения, итоги и перспективы», Тарас Мельник, перевод OrthoChristian.com. Первоисточник: Православие.ру 12.22.2008. Среди прочего он пишет: «Выступая в эфире телеканала ICTV, Епифаний не отмел сценария слияния ПЦУ с греко-католиками. По его словам, сначала нужно объединить украинское Православие, а там будет видно. Однако, как отметил глава ПЦУ, настрой на углубление взаимодействия с УГКЦ у его структуры присутствует. И начнется это сотрудничество с образовательной сферы».

 

Источник: http://aktines.blogspot.com/2019/01/blog-post_816.html#more

 

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2019 г.

 

[1] Имеется в виду «митрополит» неканонической Украинской автокефальной православной церкви Макарий - прим. переводчика.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События