Ваши Блаженства, Ваши Преосвященства, охраняйте чин, строй нашего Богослужения!»
Μακαριώτατε, Σεβασμιότατοι, περιφρουρήστε την τάξη της Θείας Λατρείας μας!
Трифон Цобанис, доцент Богословского факультета Фессалоникского университета
Τρύφων Τσομπάνης, Αναπληρωτής Καθηγητής της Θεολογικής Σχολής του ΑΠΘ29 Απριλίου 2022
Вопросы относящиеся к Богослужению часто волнуют людей, священнослужителей и мирян, которые иногда с любовным, а иногда и с негативным расположением занимаются вопросами, связанными с богослужебной жизнью, обрядами. И, может быть, не ошибаются те, кто борется и за богослужение и ревнуют о нем, когда это движется в контексте и Разумного Служения ( Λογική της Λατρείας), то есть в чистой традиции без наложения покрытий и «наносов» или «ржавчины» во возникших с веками.
Несомненно, наше Богослужение является живой стихией нашей церковной действительности и жизни, но когда оно оторвано от своего исторического корня, оно представляет пустые и неизвестные поля, которые нуждаются в исследовании и изучении источников.
Богослужебное время и ежедневный цикл богослужений седмицы, и особенно Страстной седмицы, несомненно, создает некоторые прочные основания для тех, кто хочет называться членами церковной общины и следовать за жизнью святых. Однако во всей структуре нашего Богослужения есть и все те элементы, которые создают обычаи и условия для воспитания не только по Богу, но и по человеку, потому что оно действительно служит, работает как великая школа, обучающая вечности, вечности теперь, поэзии, языку, красоте, музыке, архитектуре, живописи, эстетике и изяществу. Это изящество приобщает его к небесному верному небесному порядку (ευταξία), о чем святитель Григорий Богослов говорит, что «мы не должны бесчестить благой порядок. строй (ευταξία)с, потому что весть строй, порядок украшается Словом и Оно его украсило».
Эта фраза св. Григория встречается одиннадцать столетий спустя с мыслью великого литургиста Фессалоник святителя. Симеона Солунского, который говорит: «Он преобладает над священными чинами, как любвеобильное благоприличие дома Господня, но оба великих святых сведущи в апостольском наставлении Павла в послании к Евреям: «еюже служим благоугодно Богу, с благоговением и страхом». (Евр. 12, 28)
Вся организация богослужебной жизни Церкви, начинающаяся от основания церкви и доходящая до ее агиографической истории, порядка, чина, последовательности, определяющееся типиком, присутствие служителей и их облачениях, даже мельчайшие детали богослужения в церковном пространстве, обо всем этом Церковь всегда заботилась с большим усердием и чувством священной красоты, ибо имела уверенностью в том, что: «порядок всегда продолжается и на земле, и на небе. Порядок, чин в чувствах, порядок у ангелов, порядок у звезд, и движении и величии и яркости, порядок пронизывает небо, преисполнил воздух, излил воду на облака, и не обладает, но сеет на лице всей земли, упорядоченно и в равной мере... удерживает путь, по по которому мы направляемся и идем...".
Поэтому в этом климате, сформированном самой традицией, наша Церковь часто проявляет интерес к конференциям, семинарам, литургическим симпозиумам, а также к письменным текстам, чтобы наставлять и, прежде всего, возрождать отношения между духовенством и народом, с помощью разумного богослужения, которое есть не что иное, как мера, чувство, красота, порядок, просвещение народа. Не забудем, что наше Богослужение может быть основано на духе и логике славного Воскресения, но есть в то же время это и смирение и нищета яслей и в то же время путь предельного смирения на Кресте, которые определяют нашу жизнь как верующих и как Церкви.
Поэтому считается немыслимым, после того, что установили и написали отцы и святые нашей Церкви, когда через богослужение они оказались на пути жизни и спасения подле Христа, колебаться сегодня и укреплять создание других обычаев, чуждых духу и литургическому разуму.
И я имею в виду трусливые и постыдные вещи, происходящие в наши дни в некоторых церквях, которые делают Церковь Христову «позором и для ангелов, и для людей», поскольку на телеканалах делаются зрелища, когда все заинтересованы в красоте и благе нашей Церкви. Совершенно вне логики богослужения, установленного святыми и благочестивыми отцами и церковными мужами большого масштабы, видеть день Великой Субботы, день абсолютного плача и безмолвия, день, когда Церковь чрез Херувимскую песнь увещевает народу: «Да молчит всяка плоть человеча...», чтобы стать свидетелем невероятного зрелища возмущения шумами и действиями, которые не только соблазняют, но и отвращают от служения и памяти о Господе!!!
Невероятно, что прохожий - нехристианин или не очень верующий - мог представить от храма, поддерживающего такие "богомерзости"!!! Но интересно, те, кто организовывает такие акции, разве никогда не открывали церковного типикона для получения указаний по совершению богослужений? Разве они не видели, как святые священники совершают богослужение « с вечностью и благоговением? Что побуждает их забыть о вечном и благоговении? Почему в 2022 году они все еще придерживаются древней эллино-Дионисийской логики, что шум изгоняет зло и дьявола, когда мы знаем из нашей традиции, что причиной суматохи и шума является только сатана, который надеется побеспокоить нас!!! Как после такой суматохи в сердце богослужения умиротворится сердце верующего и будет петь «да мочит всяка плоть человеча»?
И конечно зло начинается с предшествующих дней Страстной недели, и не только, но и других великих праздников нашей веры, где нечестивый находит способ посмеяться над ним по-своему и побеспокоить верующих людей, где театрализованными действиями, неприглядными или антитрадиционными вмешательствами в литургический устав-типик, стирается дух и логика Богослужения, которые мы должны уважать и прежде всего слушаться, если хотим, чтобы нас называли благоустроямой церковью. Тот факт, что виновники этих событий представлениями, спектаклем на телевизионных каналах, над которыми люди смеются, должен нас серьезно обеспокоить. А мы имеем в виду превращение в некую статую образа Невесты, события всевозможных снятий со креста, не предусмотренных никаким литургическим типиконом, ни древним, ни недавним, богослужение Великой Субботы в часовне для плащаницы прочее, что совершаются в местах с исключительной ответственностью некоторыми клириками, обеспокоенных незнанием истории и развития богослужения, но их субъективное мнение и вкус имеют тенденцию создавать традиции и обычаи, от которых трудно избавиться, когда люди сейчас пристрастился к "благочестивой хавале"!!! СТАНЕМ ДОБРЕ, СТАНЕМ СО СТРАХОМ!!! Наверное, мы часто об этом забываем! Не путайте богослужение с народными обычаями, церковную традицию с фольклором, красоту нашего богослужения с индивидуальным вкусом и китчем!
Несомненно, наша эпоха тоже оставит свой отпечаток и внесет свой вклад в словесное служение, Богослужение, и любой камень, который мы добавляем во все здание Богослужения, должен быть вкладом, а не вмешательством безвкусицы в историческое развитие нашего Богослужения, а также отражать о прекрасном и безобразном, хорошем и прекрасном, красоте людей и красоте Бога, порядке и беспорядке.
Но прежде всего нам следует обновить логику Богослужения, сформированную освященным опытом святых и великих Отцов Церкви. Разве это так просто? Разве это возможно? Мы так полагаем что да, потому что, как говорит еще Одиссей Элитис: «Весна зависит от твоего ума»!!!
Трифон Цобанис (Ο Τρύφων Τσομπάνης) преподавал историю Богослужения, Богослужебный Типикон в Высшей духовной академии в Салониках, а сейчас преподает введение в Богослужение, эстетику Богослужения и Ораторское искусство на кафедре социального богословия Фессалоникского университета им. Аристотеля
©Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2022г