Мученичество современных христиан
Τό μαρτύριο τῶν συγχρόνων Χριστιανῶν
митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей (Влахос)
Проповедь на праздник святого апостола Андрея Митрополита Иерофея (Влахос), произнесенная в Патрах на престольный праздник
Каждый святой празднует день своего преставления-успения или день его мученической кончины, потому что этот день считается днем рождения, неким особым даром, харизмой. Свт. Иоанн Златоуст считает мученичество за дар-харизму, которое характеризуется духом силы, поскольку человек по действию Святого Духа воспринимает силу для того, чтобы самого себя принести в жертву. «Когда он приемлет харизму мученичества, называемую духом силы, ибо она есть харизма». И поскольку «дарующий это Святой Дух, то он единогласно называется даром благодати-харизмы». Мученичество это харизма, дух силы и дар. Так христианское мученичество отличается от всякого иного самопожертвования, которое совершается по идеологическим причинам
сень над главой св. апотола Андрея Первозванного, Патры, Греция
Это правило применимо и к современности. Мы празднуем память святого Андрея, который мученически пострадал здесь, в Патрах словно сегодня, почти что 20 столетий назад. является и по сей день.
Все Апостолы прошли через мученичество, и они его считали даром Святого Духа. Только Евангелист Иоанн скончался в глубокой старости, не приняв мученической смерти, но и он пережил мученичество на горе Голгофе, где лон оказался вместе с Богородицей и он пережил боль страданий Христа на Кресте. За ним последовали миллионы других мучеников.
Крест апостола Андрея Первозванного в собре г. Патры, Греция
Мученичество, мученическая жизнь, которая является выражением любви к Богу, она является наследием Церкви и действительных христиан, она является приобщением к таинству Креста и Воскресению Христа.
Некоторый древний сирийский писатель спрашивает: Какая женщина предпочла бы выти за муж за распятого? Никто этого не сделает. Но Церковь, Невеста Христа, возлюбила некоего распятого, Который дал ей свадебное платье полное крови и подарил ей кольцо, сделанное из гвоздей Креста и пережил Воскресение.
В этом состоит нынешнее наследие Церкви и ее слава, Крест является «кафедрой Православного богословия», как говорил святой Игнатий Брянчанинов, великий подвижник и русский епископ. Крест и Воскресение мы видим в таинствах, в подвиге, богословии, во всей церковной жизни. Вплоть до 4 столетия миллионы Мучеников была преданы на смерть за Христа. Священный гимнограф воспевает: «во всемъ мiре мученикъ Твоихъ, яко порфирою и висом кровiю Церковь Твоею украсиша». Кровь мучеников для всего мира является украшением Церкви.
Но Церковь и до сих пор продолжает переживать мученичество и ее чада становятся мучениками. Просто всякий раз изменяется образ мученичества. Я хотел бы упомянуть о трех образах мученичества, которое сегодня принимает на себя и своих детей Церковь.
На Западе и Севере Церковь переживает мученичество от секуляризма. Секуляризм это изменение церковной жизни на мирскую систему секуляризма. Секуляризация это изменение церковной жизни в светскую систему, устранение эсхатологической элемента христианства и христианской идентичности через светскую культуру, благополучие, самолюбие, честолюбия. Апостол Павел говорит: «ибо мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Eвр. 13, 14). Но существуют христиане, которые проживали в городах, и отождествляли себя с ним. Кто-то говорил, что давайте оставим небеса ради детей и священников. Мы же давайте же будем проявлять интерес к земле, но в конечном итоге мы утратим и землю.
На Востоке, на Ближнем и Дальнем, Церковь претерпевает мученичество от антропоцентричных религий, которые разрушают Храм, и убивают людей. На Востоке исчезает христианство, которое развивалось в течение двадцати веков. В начале 20-го века, когда из под ига Османской империи освободился Ближний Восток, христиане составляли 20% населения. За несколько лет до начала гражданского конфликта, они составляли 4%. А теперь оно сократилась еще больше. Человеческая крови обагряет землю, храмы, моря. Повторяются древние гонения на христиан первых веков.
На Юге Церковь терпит , среди прочего, что происходит повсюду, магию, голод и смерть. Те, кто приходит из Африки рассказывают о том, что им приходиться терпеть от магов, от голода и болезней, которые пожирают людей. И среди всех этих мученических искушений Православная Церковь подает свидетельство победы жизни над смертью, триумфа Воскресения Христа. Об этом свидетельствует ныне поклонение свято главе святого апостола Андрея и его Кресту.
Но, несмотря на то, что мученичество это слава Церкви, однако же не прекращается кровопролитие для современного человечества, которое не взирая на ее культуру и обоготворение человеческих прав, либо принимает, либо создает насилие, войну, разрушение жизни, голод, утопления в море, агонию и боль. Одно приходиться терпеть ради того, чтобы быть дитем вышнего Бога, а другое дитем низшего Бога. Одно приходиться терпеть тому, кто распинает, а другое, которые распинаемы.
Но сегодня, когда мы лобызаем честную главу и крест святого апостола Андрея, мы вспоминаем Мучеников во всем мире, тех, которые претерпевали пытки, которых распинали, которых пронзали, которые претерпевали боли, которые страдали, которые находились в отчаянных обстоятельствах, и мы им говорим: «Храбрые братья. Мы молимся и надеемся, что в один прекрасный день пересечется зло и ненависть распинателей и тех, которые их подталкивают на это или их терпят».
Преосвященнеший архипастырь этого исторического города, господин митрополит Патрский Хризостом, Вы тот, кто имеет благословение вдохновенно нести служение в этом городе, молитесь Вашему предстателю святому Андрею за всех распинаемых и распинателей, дабы остановить это безумие погибели. Аминь.
© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015 год.
http://www.parembasis.gr/index.php/menu-teyxos-232/4324-2015-232-02