Наставления современных старцев
Польза
умной молитвы
"Господи Иисусе
Христе, помилуй мя грешнаго"
старец монах Маркелл Каракалльский (+ 2006)
Η ωφέλεια της νοεράς προσευχής
«Κύριε Ιησού Χριστέ ελέησόν με τον αμαρτωλόν»
† ΜΟΝΑΧΟΥ ΜΑΡΚΕΛΛΟΥ ΚΑΡΑΚΑΛΛΗΝΟΥ
Прошло
много
лет,
и
по
причине
рассеянности
и
невнимательности
моего
ума
моя
душа
наполнилась
вошедшими
в
нее
греховными
лукавыми
помыслами,
образами,
предрассудками
и
другими
многими
устремлениями.
Ум,
который
является
светом
души,
помрачился
и
образ
моей
души
запачкался,
«и
если
свет,
который
в
тебе,
тьма,
то
какова
же
тьма?»
(Мф.
6,
23)
И
теперь
не
так-
то
просто
испытывать
глубины
души.
Дым
и
смрад,
которые
исходят
из
нее
вызывают
лишь
скорбь,
беспечность
духовную
анемию
.
"Из
сердца
же
исходят
злые
помыслы,
убийства,
прелюбодеяние,
любодеяния,
кражи,
лжесвидетельства,
хуления".
(Мф.
15,
19).
Но
через
молитву
начинается
новое
измерение.
Вирус
зла
изгоняется,
смущения
ограничиваются,
и
свет
ума
доставляет
радость
душе
и
контролирует
все
ее
движения.
Когда
идет
молитва,
то
прерывается
всякий
лукавый
помысел
и
низлагается
легкомысленное
рассеяние,
которое
расточает
по
пути
драгоценное
сокровище
души.
Тогда
душа
вспоминает
сладчайшее
имя
Господа.
Оно
становится
для
души
источником
всякой
радости
и
благодарения
и
славословия,
и
обильно
изливает
божественные
понятия,
которые
очищают
совесть.
Следовательно,
молитва
становится
единственным
целебным
лекарством
души
и
душа
обретает
способность
«пленять
всякое
помышление
в
послушание
Христу»(2
Кор.
10,
6)
Насколько же мы несправедливы к нашей душе, когда мы проявляем безразличие к совершению молитвы! Поскольку молитва является величайшим богатством души, то посему почему душа должна лишаться его и оставаться духовно обедненной? Зачем мы ее делаем притоном лукавых помыслов? Зачем ей переживать скорбь и боль, и пребывать в беспечности, если она является образом небесного Царствия? Зачем в ней скрываться лукавому дьяволу и исполнять все помышления и его пожелания?
Красота
души зависит от ее очищенности, «вся
слава дщере цареви внутрь». (Пс. 44, 14).
Молитва это наилучшее охранение дома
души и самый надежный податель божественных
даров. Сладчайшее имя Господа является
началом всякого благодатного дара и
всякого благословения. Господь «есть
путь, истина и живот» (Ин. 14, 6) , и «хлеб
с небесе нисходяй» (Ин. 6, 58)
Способна
ли душа, которая с верою следует за
Господом уклониться с правого пути и
оказаться во тьме и лабиринте греховного
вертепа? И как может тот, кто вкушает
небесный хлеб не отвращаться от
сластолюбивых размышлений и прилогов?
Итак,
почему же моя душа пренебрегает пользой
от этого делания? Почему она проявляет
безразличие к этому небесному богатству?
Почему она не проявляет попечения о
твоем спасении?
Я не знаю, существует
ли еще более лучший способ для того,
чтобы кто-либо ощутил вечность нежели
в умной молитв. С помощью нее ум совершенно
простирается повсюду и сердце ощутимо
питается состояниями в которых оно
возносится к уму. С помощью этого она
созерцает множество божественных
глаголов и безмолвно и при многом
смирении видит, что Бог действует в душе
сообразно ее очищенности. В этой душе
ощущается присутствие Бога, что она
живет в Боге и получает дары ее
переживаний.
Следовательно совершение
молитвы «Господи, Иисусе Христе, помилуй
мя, грешнаго», охватывает все, и когда
она действует в сердце, душа уже не
испытывает никакой иной нужды, поскольку
она живет в Боге и упокоевается в
созерцании Бога.
Подлинность восхождений
ума скрепляется появлением источника
слез.
*
* *
Иногда
моя душа скрывает в себе премного любви
и я хочу ее преподать и не не знаю, куда
ее послать. И тогда обращаюсь к моей
Мамочке, к Пресвятой Богоматери и умоляю
Ее послать утешение тому, кто страдает
и кого бьют, кого огорчают люди со
своенравным характером, кого обжигают
страсти.
Любовь к нашей Пресвятой
Деве есть что-то что-то весьма нежное
и святое. Я не могу думать о нашей
Пресвятой Деве и не исполняться священными
и святыми переживаниями.
Любовь к
нашей Пресвятой Госпоже переправляет
наи души в будущий век, и она не от мира
сего. Она является тем, что невозможно
выразить, но вынуждает нас трепетать
от радости к Той, Которая является
ковчегом спасения и хранительницей-раздаятельницей
даров Святого Духа. Духа.
Пресвятая
Богородица,
помоги
мне
Недостойная
рука
монаха
Святогорца
Υπεραγία Θεοτόκε, βοήθει μοι
Χοϊκή χειρ, μ. Αγιορείτου
Εκδόσεις "Ορθόδοξος Κυψέλη" Θεσσαλονίκη
Перевод И. С.