Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Святой Епифаний Кипрский

Слово похвальное Пресвятой Богородице (Часть 1)

 

Слово похвальное Пресвятой Богородице

святого Епифания, епископа Констанции Кипрской

Когда пожелал я, ничтожный, повести речь о блистающем сиянии Богородицы, о страшных и непостижимых силах, о таинстве небес и Вселенной, о чуде, об очистилище и попытался рассказать подробно, движимый внутренним трепетом сердца моего, о высшей мудрости и о чуде, объяли меня многий и великий страх и ужас. Ибо само даже воспоминание о сей страшной мудрости о Богородице, наполнив ужасом душу мою и страхом сердце мое, стало для меня не легким наказанием, но сильным мучением. Память сей величайшей мудрости укоряет разум мой, ибо не имеет он в себе силы вещать о том, что является непостижимым таинством.

koimisi-12crop

Да и кто может рассказать о сем таинстве? Чьи уста и чей язык поведут речь? В смятении не способны они выговорить ни слова. Я же ныне дерзну рассказать о Госпоже нашей Богородице по мере сил моих. И снова страшусь я, ибо не способен мой язык описать столь великое и высокое. Ибо и я, подобно Моисею, слаб голосом и косноязычен, и не ритор я, чтобы произносить слова, подобающие Всеславной и Преподобной и Неискусобрачной Богородице Марии, Матери Господней, о которой затрудняется говорить всякий человеческий язык. Не находит он в себе сил и робеет, ибо нет в нем подобающих для Нее слов. Для Нее, поразившей и Небесные Силы. В недоумении стоят перед ней все Ангелы, Архангелы, Начальства, Власти, Престолы, Господства, Херувимы и Серафимы. Все Ангельские Воинства исполнились великим страхом и ужасом. Увидели они на земле, посреди нее, То, что пребывает на Небе, и пришли в смятение. Увидели Деву, ставшую Небесами и Престолом, и исполнились страха, узрев, что Безначальный, восседающий на херувимском престоле, поселился в Девичьем чреве.

О блаженный корень! Откуда дал он побег? О нем восклицает огненным своим языком пророк Исайя: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис. 11: 1-3). Из корня, то есть из рода Иессеева, происходит царь Давид, а из племени его Святая Дева, Преподобная Дщерь преподобных мужей. Ее родители Иоаким и Анна, своей жизнью угодившие Богу, родили Святую Деву Марию, Храм Божий и Мать. Иоаким, Анна и Мария втроем послужили Святой Троице.

Иоаким значит «приготовление для Господа», ибо от него приготовился Храм Господень, то есть Дева. Анна же значит «благодать», потому что Иоаким и Анна по молитвам их получили благодать принести в мир Святую Деву. Иоаким молился на горах, а Анна в саду своем. И вот понесла Анна в чреве своем Святую Дщерь Марию, и родила Небеса и Херувимский Престол, ибо Она есть Небо, и Храм, и Престол. Мария же значит «Госпожа», но также и «Надежда», ибо родила Она Христа, Надежду всего мира. Также значит это имя «смирна морская», смирна же значит бессмертие, по моему разумению, ибо предстояло Ей родить Бессмертный Жемчуг среди моря, то есть посреди мира. Морем же называется весь мир, которому подарила Дева покой и безветрие, родив Прибежище, сиречь Христа.

Блаженное имя смиренной Дщери Марии означает также «Освещенная», ибо восприяла Она свет Сына Божия и Сама осветила на земле всех, верящих в Святую Троицу. Ибо Святая Богородица Мария – Невеста Троицы, Сокровище всей Вселенной неописуемое, Та, Которую приветствовал Гавриил словами «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!». После же того приветствия Гавриилова Отец с небес послал Ей на зачатие Дух Святой. Соединил Он Деву с Единородным Сыном Своим как Невесту небесную, которую Отец возлюбил, Сын поселился в ней, Дух же Святой возжелал.

Ибо Она есть Невеста и Брачный Чертог, и от Нее грядет Жених Христос, Ризы Девичьи, по словам пророка Давида: «Он <Бог> поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего» (Пс. 18: 5-6). О, как возжелал Жених чистоты! Рабу Свою сделал Он Невестой Своей и Матерью. Поспешил Гавриил и совершил сватовство Девы, соединив фимиам Неба и земли, как проповедовали пророки, мудро предсказывавшие, как произойдет сей брак.

Как сделалась одновременно Невестой и Матерью Дева, принявшая Дух Святой как предсвадебный дар, как приданое же все Небо вкупе с Раем? Просила Дева узнать Того, Кого возжелала Она, говоря: «Где Жених, Чью красоту возжелала Я, Который превосходит сиянием солнце, Чья слава неописуема? Где вечный свет, коего прошу Я с великим желанием? Где Солнце, ищущее луч? Где херувимская гитара? Где Христос, неусыпный взор Серафимов? Где поклонение Ангелов, явленное Гавриилом? Где единственный и Единородный Сын Отца, Коего возжелала и возлюбила Дева, и лобызала прося?».

Это Ей сказал Гавриил: «Радуйся, Благодатная, безграничная Благодать Святой Девы. Радуйся, Благодатная, украшенная множеством добродетелей. Ты – Дева, держащая, подобно свече, Неугасимый Свет ярче солнца. Радуйся, Благодатная, насадка мысленного крючка, крючок же в Тебе есть Божество. Радуйся, Благодатная, мысленный Ковчег Славы. Радуйся, Благодатная, ты есть Ручка златая, носящая манну небесную. Радуйся, Благодатная, как чистый неиссякаемый источник напояющая жаждущих.

Радуйся, Благодатная, мысленное море, носящее небесный Жемчуг Христа. Радуйся, Благодатная, сияющее Небо, хранящее внутри Бога, Которого не вмещают Небеса. Радуйся, Благодатная, сверкающая Херувимским Престолом Божества. Радуйся, Благодатная, ты есть мысленное Небо, без труда вместившее в себя невместимого Бога. Радуйся, Благодатная, столп облачный, несущий в себе Бога, ведущего народ Израиля через пустыню».

Что сказать мне? Как воспеть Многославную? Ту, что после Бога всех Высшая. Прекраснейшую Херувимов и Серафимов и всех Ангельских Сил, Которую не способен воспеть ни небесный, ни человеческий, ни ангельский язык. Ибо и Ангелы принесли Ей гимны и хвалу, честь и славу, но так и не смогли воспеть Ее по достоинству. Радовались Ангелы тому, что только Господь превосходил их, и вот Дева Мария вознеслась выше их, ибо родила на земле Небесного Бога, дабы привлечь на землю Ангельские Воинства. Ибо Она стала тем, что соединило Небеса с землею.

О Блаженная Дева, чистая Голубица, Небесная Невеста Мария, Ты есть Небо и Храм и Престол Божества, и в Тебе пребывает Христос – сияющее Солнце – на Небесах и на земле, Ты есть Облако Светлое, принесшее в мир Христа как всеблистающую Молнию. Ты – Облако Небесное, сокрывшее в себе гром Духа Святого и пославшее Его на землю. Ты принесла бурный ливень Святого Духа по всей земле, дабы возрос на ней плод веры. Радуйся, Благодатная, Врата Небесные, о которых сказал пророк: «…ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44: 2).

Об этих вратах и в Песни Песней явственно глаголет пророк: «Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песн. 4: 12). Пребыла Девой Святая и Смиренная Дщерь Мария, Светлое Облако, содержащее в себе Божественное Слово, о которой возвестил громовым голосом пророк Исайя: «Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет» (Ис. 19: 1). Ты есть Гора Нерукосечная, от которой оторвался Камень, сиречь Христос, о котором свидетельствует мудрейший Даниил: «…камень отторгнут был от горы не руками…» (Дан. 2: 45), подразумевая, что Дева родила без мужа Христа, Который есть Камень Твердый.

Ты – Храм, в котором Небесный Камень – Христос, Грозовое Облако, в чреве своем носящее молнию, о чем согласно со словом моим гласит и Святое Писание: «Чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями» (Песн. 7: 3). Ты есть Несеянная Нива, принявшая Слово как пшеничное семя и родившая целый сноп. Ты – Мысленная Печь, хранящая в себе Огонь и Хлеб жизни, сиречь Христа. Ты есть Преподобная Мать Спасителя, родившая Воплощенное Слово Отца, о Которой сказал Исайя: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14).

О Святая Дева, Мать Господа! Блаженная Невеста, неотделимая от Троицы. Блаженнее Ты всех жен, ибо родила как Младенца Творца всех. Блаженнее Ты всех жен, ибо только Ты сподобилась родить на земле Небесного Бога. Блаженнее Ты всех жен, ибо вскормила своими сосцами Кормящего Вселенную. Ты есть Блаженная Богородица Святая Дева, родившая ныне Того, Кто некогда сотворил Адама в Раю.

Ты – Богородица, ибо родила Ты Воплощенное Слово. Ты – Богородица, ибо носила во чреве Божественное Слово в человеческом естестве. Ты – Богородица, ибо, приняв в Себя Божественное Слово, Ты родила Его в человеческой плоти. Ты – Богородица, ибо Ты одна родила Единородного Сына Божия, не временного Бога, но Того извечного, Кто пребывал и до Тебя, и Бога всех, Рожденного от Тебя. Ты – Непорочная Агница, рождшая Агнца, то есть Христа. Ты – Юница (телица), не изведавшая ярма, и рождшая Тельца, сиречь Христа. Ты – духовная Трапеза Веры, приносящая миру Хлеб Жизни.

Что сказать мне? Как воспеть мне Всеславную? О сей же Преподобной и Приснодевственной Дщери Бог говорит словами пророка: «Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней» (Мих. 5: 2-4). О святая Дева, Мать Вечного Света! Света, осветившего на небесах Ангельские Воинства, Света, осветившего неописуемый взгляд Серафимов.

Света, сияющего ярче солнца. Света, осветившего все концы мира Святой Троицей. Света, сказавшего: «Я есмь свет миру», «Я пришел дать свет миру». Света, вознесшегося и осветившего Вселенную на Небесах и на земле. О Пресвятая Дева, поразившая Ангельские Воинства! Ибо удивились все Небеса странному чуду – Женщине, держащей на руках Свет. Странное чудо Небесам, что воздвигся иной Херувимский Престол. Странное чудо Небесам, что Сын сей Жены – Отец Предвечный.

Странное чудо Небесам, что чрево Девы приняло Сына Божия, Бога Жениха, Христа. Странное чудо Небесам, что Младенец Девы – Господь Ангелов. О Богородице Дево, Спасителя Мати, рождшая Безначальное Слово, Сопрестольного Отцу Сына, Единосущного Отцу и Духу, Творца Неба и земли.

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События