Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Аристидис Феодоропулос, преподователь

 СВЯТОЙ МАРК ЕВГЕНИК (1392 - 1444).

Святой Марк Евгеник, богодухновенный святитель Эфесский, пламенный защитник и непоколебимый столп Православной веры.

ΑΓΙΟΣ ΜΑΡΚΟΣ Ο ΕΥΓΕΝΙΚΟΣ (1392 – 1444). Ο αναδειχθείς σε φλογερό υπέρμαχο και ακράδαντο στύλο της ορθοδόξου πίστεως θεόπνευστος ιεράρχης της Εφέσου

 

память 19 января -1 февраля

Часть 1

Среди просвещенных иерархов, великих учителей и пламенных поборников Православной Церкви видное место занимает чтимый Церковью 19 января святой Марк Евгеник, епископ Эфесский борец, ставший неложным единственным защитником, пламенным поборником и хранителем веры Православных греков против влияния и угрозы со стороны западного Папизма. Вот почему он был великим благодетелем и блестящим защитником греческого народа, поскольку держал на своих плечах все духовные богатства Православия, становясь «орудием Утешителя», «богоглаголивой трубой богословия», «поборником благочестивых догматов», «самым горячим ревнителем переданного Святыми Отцами исповедания Символа Веры», «ниспровержителем папского высокомерия», «непраздная река благочестивых творений».

Святой Марк Евгеник, этот блестящий светильник Церкви Христовой, воспеваемый как «великий ревнитель, поборник отеческого мышления и  изгоняющий тьму от вышних», родился в 1392 году в Константинополе и был сыном известной знатной семьи архонтов. Его мирское имя было Мануил, и его благочестивые и благородные родители позаботились о том, чтобы воспитать его млеком нашей непорочной православной веры и предложить ему прилежное и высшее образование. Первыми наставлениями в образовании Мануила было научение его грамоте его отцом Георгием, который был диаконом и сакелларием Великой Церкви и имел знаменитую частную школу. Но когда Мануилу исполнилось тринадцать лет, его отец скончался, оставив его сиротой вместе со своим братом Иоанном. Затем его мать, Мария, которая была дочерью благочестивого врача по имени Лука, направила его по пути сближения с еще более самым выдающимся и мудрым учителям того времени, которыми были Иоанн Хортасмен (а позже избранный митрополит Силиврийский) и знаменитый математик и философ Георгий Гемистос Плифон. Когда Мануил завершил свое образование, он взял на себя руководство Патриаршей школой и за короткое время стал одним из самых известных учителей в Константинополе. Показательно, что многие из его учеников позже достаточно преуспели, например, Георгий Схоларий, который после падения Царьграда был избран первым патриархом Константинополя по имени Геннадий, а также Феодор Агаллианос и митрополит Мидийский Феофан.

 Однако, имея склонность к жизни в безмолвии, Мануил раздал все свое имущество и в 26 лет решил посвятить себя Богу. Так в 1418 году он прибыл на один из Принцевых островов, остров Антигона, и там, в монастыре острова, он стал монахом, приняв имя Марк. В этом месте он пребывал, ведя духовную брань, в течение двух лет, находясь подле добродетельного и выдающегося подвижника Симеона.

фреска с изображением свт. Марка Эфесского, написанна Фотисом Контоглу в храме свт. Николая в Афинах (Като Патисион, 20 в.)

 

. Но через два года, в 1420 году, он был вынужден покинуть монастырь на острове Антигона из-за вторжения и укрыться в одноименном монастыре Святого Георгия Манганского в Константинополе, основанном примерно в середине 11 века императором Константином IX Мономахом (1042-1055). В этом знаменитом монастыре Константинополя он вел сильнейшую духовную брань и по благодати Святого Духа сочинил большую часть своих ста сохраненных произведений. Среди них - работы, которые он написал против латиномудрствующих противников св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского (1296-1359), которого он имел в качестве яркого образца и руководства в своей жизни. В монастыре святого великомученика Георгия Манганского он восприял сан священства также восприял чин священника, несмотря на свои колебания, так как считал себя недостойным столь высокого служения. За очень короткое время он стал известен своей добродетелью и мудростью, которые сделали его известным и духовником. Поэтому и духовенство, и миряне интересовались его мнением по различным богословским и духовным вопросам.

Однако, хотя святой Марк Евгений искал монашеской жизни и аскетизма по Богу, Византийская империя переживала моменты агонии по причине угрозы со стороны турок-османов. Политическая и религиозная нестабильность того времени вынудила святого Марка отказаться от подвижнической жизни и всеми силами бороться за защиту Православия и выживание нашего народа. А это было необходимо, потому что Папа, пытаясь спасти Константинополь от надвигающейся османской угрозы, всеми силами стремился подчинить Православную Церковь Папской Церкви, что могло бы произойти только при условии соединения Церквей. В эту достаточно сложный период для будущего Православной Церкви в 1436г. Патриарх Александрийский определил, чтобы иеромонах Марк имел бы такой же как он авторитет и был принят с почетом императором Иоанном VIII Палеологом (1425-1448), с тем чтобы после после кончины митрополита Эфесского Иоасафа, он был бы избран и рукоположен митрополитом Эфесским, что в последствии по настоянию императора и было сделано. Итак, святитель Марк Евгеник принял участие в Ферраро-Флорентийском Соборе как епископ Эфесский, был удостоин звания «экзарха Собора», поскольку он представлял патриарха Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского. Цель созыва этого Собора состояла в том, чтобы достичь соединения двух Церквей – Восточной Православной Церкви и Западной Католической Церкви, поскольку произошло их разделение по причине раскола, который случился в 1054г. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что раскол между двумя Церквами был вызван богохульной вставкой Западной Церкви в Символ веры (хорошо известное как Filioque), согласно которой Святой Дух не исходит только от Отца, но и от Сына. Однако же из-за этой еретической вставки разрушается основополагающий догмат о Троичности Бога, и, в тоже время, утрачивается основная истина учения Православной Церкви.

Находясь под всецелым и нарастающим давлением со стороны угрозы от турок османов, император Иоанн VIII Палеолог, извещенный о том, что правители Запада  замышляют о том, чтобы оказать противодействие туркам, которые подошли к Венгрии и Польше, принял решение поехать в Италию, чтобы встретиться с Папой Евгением IV. При этом он питал надежду, что Папа примет участие в оказании помощи империи против турок. В этот трудный и противоречивый момент для будущего Византийской империи, были сформированы два диаметрально противоположных мнения. Были такие, которые настаивали на соединение двух Церквей, которое означало бы подчинение Православных Папе, шаг, которым бы были преданы догматы нашей непорочной православной веры. Но были и такие, учитывали существующие опасности для веры из-за соединения, и они приняли решение твердо противостоять ему, предпочитая подчинение варварскому завоеванию, нежели духовное порабощение из-за церковного ига Папы. Безусловно, они настаивали на том, что народ мог бы вполне  вести борьбу и сбросить турецкое рабство, если бы была бы удержана неизменной и живой православная христианская вера и традиция.

 

Продолжение следует….

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2021г.

Разрешается свободное копирование и публикация данной статьи при обязательной ссылке на интернет-содружество «Православный Апологет».

Источник: https://www.pemptousia.gr/2021/01/agios-markos-o-evgenikos-1392-1444-o-anadichthis-se-flogero-ipermacho-ke-akradanto-stilo-tis-orthodoxou-pisteos-theopnefstos-ierarchis-tis-efesou/#1



Подписка на новости

Последние обновления

События