Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Георгий Мантзаридис,

почетный профессорй Фессалоникского университета

 

Неделя жен-мироносиц. Второе Благовещение



В Неделе жен-Мироносиц сокрыт другой, более великий праздник: праздник второго Благовещения Пресвятой Богородицы. Праздник Ее Благовещения как Матери нового творения, как Матери детей Воскресения.

 

Святитель Григорий Палама отмечает, что Воскресение Христово является воскресением человеческого естества и возвращением ветхого Адама к нетленной и бессмертной жизни. И как первой, увидевшей ветхого Адама, была женщина, Ева, так и первой, увидевшей нового Адама, Христа, после Его Воскресения, обновившего человеческую природу, была также женщина. Однако этой женщиной была не Мария Магдалина, а Богородица, как видно из подробного сопоставления структуры повествований о Воскресении в четырех Евангелиях, анализа, который, собственно, и сделал святитель Григорий Палама.

В конце Евангелия от Марка читаем: «Воскрес же иисус заутра в первую субботу, явися прежде Магдалине, из неяже изгна седмь бесов» (16, 9). Но тот же евангелист, который упоминает это как первое явление Христа, пишет несколько раньше в своем повествовании, в отрывке, прочитанном в Пасхальную ночь, что Мария Магдалина, Мария [мать] Иакова (т. е. Богоматерь) и Саломия купили ароматы и пришли к могила 'зело заутра' (16, 1).

Так что явление Христа Марии Магдалине произошло не «весьма (зело) рано утром», а просто «утром». Кажется, это второе или даже третье посещение гроба Христа. В свой первый визит, который произошел «зело заутра», когда, как отмечает святой Иоанн Богослов, было еще темно, она обнаружила, что «камень от гроба снят». Она побежала к Петру и «другому ученику, которого любил Иисус» и сказала им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. (Ин. 20, 1).

Как снова отмечает святой евангелист Иоанн, гробница была «близ бяше гроб» (19, 42). Кроме того, было несколько жен-Мироносиц. Они приходили ко гробу не один раз, а два или три раза, как показывают евангельские тексты, сопровождая друг друга группами, которые не всегда были одинаковыми. Магдалина тоже пошла одна.

Цель евангелистов не состояла в том, чтобы подробно описать Воскресения Христова, а возвестить об этом провиденциальном событии. Евангелия — это не систематические повествования, а, как отмечает Иустин Мученик, а «воспоминания» апостолов, то есть заметки о жизни и учении Христа (Апология I, 66, 3). В заключении своего Евангелия святой Иоанн пишет, что есть и многое другое, что сделал Христос, и если бы все это было записано отдельно, то во всем мире не нашлось бы места для книг. Итак, каждый из четырех евангелистов пишет об одном или двух посещениях гроба Христова женой-мироносицей, а остальное опускает.

Отсюда следует, что первое посещение гроба Христа было посещением Богоматери и Магдалины, как описано святым Матфеем: «В вечер же субботный, свитающи во едину от суббот ( на рассвете первого дня недели), прииде матрия Магдалина, и другая Мария, видети гроб. И се трус бысть велий; Ангел бо Господень сшед с небесе, приступль отвали камень от дверей гроба, и седяше на нем» (28, 1-2). Все остальные жены-Мироносицы пришли после землетрясения и нашли камень отваленным.

Богоматерь (которая является «другой Марией») присутствовала при землетрясении и извлечении камня от гроба. Ей прежде всех явился ангел, открыл гроб Христов и обратился к ней с вестью о Воскресении ее Сына. Ангел обращается к ней таким образом уже во второй раз, и святой Григорий отождествляет его с архангелом Гавриилом, явившимся ей при первом Благовещении.

Так как Она была «в высшей степени очищена» и «божественно исполнена благодати», Богородица испытывала великую радость от случившегося, тогда как Магдалина боялась, как будто ничего не понимала в действительности из происходящего. Все, что она могла видеть, это пустота в гробнице, о которой она побежала, чтобы сообщить Петру и другому ученику [1].

Так что именно Богоматерь первой увидела Христа и заговорила с ним. Все на небе и на земле открылось сначала ей, а через нее и нам [2]. Она одна обняла его святые стопы, хотя евангелисты не упоминают об этом специально, потому что не хотели представить ее свидетельницей Воскресения Сына [3]. С другой стороны, Марии Магдалине, которая встретила Господа во время своего очередного посещения гроба и приняла его за садовника, было велено не прикасаться к нему, когда она поняла, кто он, и пошла поклониться ему. Вместо этого она была послана, чтобы возвестить благую весть ученикам [4].

Интересно также отметить  Христос адресует разные, отличные друг от друга, приветствия  женам-Мироносицам и своим ученикам. Женщинам он сказал: «Радуйтесь», а ученикам сказал:"Мир вам" [5]. Первое, в чем нуждались женщины, пережившие боль Распятия, была радость. И первое, в чем нуждались ученики, при том, что их трясло от иудейского страха, был мир.

Мир напрямую связан с радостью. А радость предполагает покой. Кроме того, радость и мир вместе со всеми прочими христианскими добродетелями составляют единый и неделимый плод Святого Духа (см. Гал. 5, 22). Что мучает людей и повергает их в смятение и тревогу, так это смерть. Вот почему те, кто не преодолел страх смерти, не могут знать покоя. Настоящий покой возможен только через освобождение от страха смерти. Настоящая радость предполагает и освобождение от этого страха.

Христос подтверждает, что мир, который Он преподает нам, отличается от секулярного, светского мира. Мир во всем мире условен и хрупок. Это мир, который действует «в условиях» разложения и смерти. Вот почему Христос отличает свой мир от мира мира: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27). Но радость Христа и не радость мира. Оно не условное и не мимолетное, а твердое и неопровержимое. Это «наполненная» радость, которую никто не может у нас отнять.

Его пришествие в мир это провозвестие радости и мира. Настоящий покой и настоящая радость и есть, в конечном счете, благо нового творения. Вот почему Богоматерь, которая является матерью нового творения, названа «событием радости». Но действительным источником этой радости является Сам Христос (Еф. 2, 14). И Его Воскресение из мертвых есть подтверждение нашей неотъемлемой радости и нетленного мира, который Он нам дает. Любые поиски этих вещей вне Христа и Богоматери совершенно бессмысленны.

перевод интернет-содружества "Православный Апологет"2023г.



Подписка на новости

Последние обновления

События