«Не прикасайся ко мне»: Святое Крещение как предпосылка для причастности к Божественному огню Евхаристии
Свт. Кирилл Александрийский
'Touch me not': Holy Baptism as a Presupposition for Participation in the Divine Fire of the Eucharist
ВВОДНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ: По мере того, как мы подходим к середине между Пасхой и Пятидесятницей, Церковь начинает согревать нас в ожидании дара Святого Духа, который мы получим, начав сегодня празднование того, что известно как Праздник Преполовения Пятидесятницы, когда притекает к нам могучая река Божественной благодати, имеющая своим истоком эти два великих праздника - Пасху и Пятидесятницу. Поэтому мы поем песнопения о Пасхе и Пятидесятнице. Мы даже видим игру слов в гимнографии, выражающую эту мысль. Например, ИКОС в утрени праздника Преполовения говорит:
«Оляденѣ́вшую мою́ ду́шу прегрѣше́ній беззако́нми, тече́нми Твои́хъ крове́й напо́й и покажи́ плодоно́сну добродѣ́тельми: Ты́ бо ре́клъ еси́ всѣ́мъ, е́же приходи́ти къ Тебѣ́, Сло́ве Бо́жій Всесвяты́й, и во́ду нетлѣ́нія почерпа́ти, живу́ю же и очища́ющую грѣхи́, пою́щихъ сла́вное и Боже́ственное Твое́ воста́ніе, подая́, Благíй, съ высоты́ сше́дшую вои́стинну ученико́мъ Твои́мъ Ду́ха крѣ́пость, Тебе́ Бо́га вѣ́дущимъ: Ты́ бо еси́ Исто́чникъ жи́зни на́шея».
Итак, мы предлагаем вам в этот благоприятный благодатный день драгоценный камень, найденный в комментарии Священного Писания св. КИРИЛЛА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО о принятии Святого Духа в едином Крещении единой нераздельной Церкви как незыблемой предпосылки для общения с Богочеловеком во Святой Евхаристии.
Автор этого краткого введения (Максимос) недавно встретился с популярным в аскетической традиции изречение: «Отдай кровь, прими Дух», которое, по нашему мнению, может быть здесь в определенной степени включено. Соответственно, православная духовная жизнь по своей природе аскетична, ее этос сосредоточен на Христе через самоотречение, покаяние и ведение насильственной войны (βιαστής) со страстями и бесами. Пост, непрестанная молитва, бдение, поклоны, телесные подвиги (и т. д.) суть духовные орудия, данные нам Церковью, помогающие в конечной цели -стяжании благодати Святого Духа, и до такой степени, что мы становимся бесстрастными и обоженными. . В определенной степени можно сказать, что это начинается во Святом Крещении, когда мы избираем путь отречения и совлечения ветхого человека и жить жизнью самоотречения и послушания, впервые совершенном мистическим сораспятием со Христом в купели Крещения, тем самым «отдавая нашу кровь» как благоухающую жертву. Но это только начало нашего подвижнического мученичества; с этого момента начинается для нас новая жизнь не только для сохранения благодати Божией, но и для обильного умножения ее. Выйдя из купели Крещения, мы выходим заново, напитанные благодатью Святого Духа, запечатленные Святым Миропомазанием. Именно это дарование и печать благодати Святого Духа мы призваны взращивать в своих подвигах, тем самым все более и более «принимая Духа», проходя стадии очищения, просвещения и обожения. Таким образом, оказывается актуальным - «Отдай кровь, прими Дух».
По словам отца нашего святого Кирилла Александрийского, наш Господь не позволил святой Марии Магдалине прикоснуться к Себе, когда Он явился ей после Своего славного Воскресения, потому что, в отличие от 11 учеников, она еще не получила Святого Духа. Св. Кирилл далее поясняет, что это совершенный образ или прообраз Церкви и ее Святых Тайн; только посвященные и введенные в Тело Христово, Его Церковь, могут прикоснуться к Пресвятой и Нетленной Плоти Богочеловека Иисуса Христа в Божественной Евхаристии, потому что они получили Святого Духа через святое Крещение. Это те, кто отдал свою кровь, будучи сораспятым с Господом в Святом Крещении, и таким образом «получил небесного Духа». Поэтому, вопреки тому, что думают современные экуменисты в своем юродивом заблуждении, св. Кирилл Александрийский заключает, что непосвященные - инославные - не допускаются ко причащению в Евхаристии, ибо они не получили дара Святого Духа в Евхаристии, единое Крещение единой нераздельной Церкви Иисуса Христа, Которая одна сообщает Своим членам очищающие, просвещающие и обожающие энергии единосущной и животворящей и нераздельной Троицы, как это неоспоримо свидетельствует Святоотеческое и Каноническое Предание [1]. Действительно, можно заметить, как святой Кирилл выражает сакраментальное богословие и экклезиологию Православия; если бы еретиков действительно можно было крестить вне Церкви, то он сказал бы, что им позволено причащаться в Церкви. Но это не так. Посему, «по Богодухновенному учению святых отцов и Преданию Соборной Церкви...» ныне смиренно сядем у ног «умудренного Богом», чтобы и нам унаследовать тот же блаженный конец [2]. ]!Премудрость!Будем внимательны!ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!БЛАГОСЛОВЕННЫЙ ПРАЗДНИК ПРЕПОЛОВЕНИЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ!
Мудрость! Будем внимательны! ХРИСТОС ВОСКРЕС! С ПРАЗДНИКОМ СЕРЕДИ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ!
«Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне; ибо Я еще не восшел к Отцу Моему..."
Не для всех понятен смысл этого изречения, ибо скрывает в себе тайну. Однако ж для пользы должно исследовать, ибо Господь подаст нам разумение Своих слов.
Воспрещает женщине подходить к Себе и не позволяет осуществиться ее желанию обнять Его ноги. Разъясняя нам причину этого, Он говорит: «Ибо еще не восшел Я к Отцу Моему». Но должно исследовать, как следует понимать нам значение этих слов. Почему же, в самом деле, если Он еще не восшел к Небесному Отцу, и каким образом это могло быть достаточною причиною того, что любящие Его не должны прикасаться к Святой Плоти? Разве не безосновательно будет думать, что Господь сказал это к ней, остерегаясь осквернения от этого прикосновения или чтобы чистым взойти к Небесному Отцу? Неужели таковой не окажется совершенно несмысленным и безрассудным? Ведь Божественная природа отнюдь не может подвергнуться осквернению. Как свет солнечного луча, касаясь иногда грязных куч или других нечистот земли, не терпит никакого вреда и остается тем, что есть, очевидно незагрязненным и нисколько не причастным зловонию этих предметов, так и Божественная и пречистая природа отнюдь не может воспринять нечистоты от осквернения. Какой же, следовательно, смысл в том, что Он остановил Марию, приступавшую к Нему и желавшую коснуться Святой Плоти? И на что желает указать Господь в словах: «Еще ведь не восшел Я к Отцу?» Это должно рассмотреть, по мере наших сил.
Укажем на то, что много и различных было причин пришествия Спасителя нашего, но одна из них наиболее важная и указана Им Самим в словах: «Не пришел Я призвать праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:13).
Поэтому до спасительного креста и воскресения из мертвых, когда Домостроение о нас еще не получило подобавшего ему конца, Он вступал в общение как с праведными, так и неправедными, вкушал пищу вместе с мытарями и грешниками и давал свободный доступ желавшим прикасаться к Его Святой Плоти, чтобы всех освятить, призвать к познанию истины и возвести в здоровое состояние больных и сокрушенных болезнями от грехов. Поэтому также сказал им: «Не здоровые нужду имеют во враче, но болезнь имеющие» (Лк.5:31). Итак, до воскресения из мертвых безразлично вступал в общение и с праведниками и с грешниками и не отталкивал совершенно никого из приступавших к Нему. Так, когда Он однажды возлежал в доме фарисея, приступила одна женщина с плачем, «которая была в городе грешница» (Лк.7:37), как написано. Распустив всегда завитые волосы и едва оставив старые грехи, она стала вытирать ноги Его, и Он не оказывается воспретившим ей это. Также, когда Он шел для воскрешения дочери начальника синагоги и опять, приступив, «женщина, в кровотечении бывшая, коснулась края одежды Его» (Лк.8:43–44), то Он, как видим, нисколько не гневался на нее, напротив – удостоил ее милостивого слова: «Дочь, сказал Он, вера твоя спасла Тебя, иди в мире» (Лк.8:48). Но тогда с промыслительною целью дозволялось и нечистым еще, и имевшим оскверненные тела и души беспрепятственно касаться и самой святой плоти Спасителя нашего Христа и получать все благословение от Него. Когда же, исполнив Домостроение о нас, Он подвергся и самому распятию и смерти на кресте и снова ожил, явив Свою природу превосходящею смерть, тогда уже воспрещает и не легко позволяет уже всем приступающим касаться и самой святой плоти Его, давая этим пример святым церквам и Своему таинству (Евхаристии), который (пример) указывал нам и самый закон премудрого Моисея, когда в образ Христа повелел закалать агнца, ибо «всякий, говорит, необрезанный не вкушает от него» (Исх.12:48), называя необрезанным нечистого. Нечистым по своей природе должно мыслиться человечество, ибо что такое человеческая природа по сравнению с присущею Богу чистотою. Поэтому не необрезанным еще, то есть не нечистым, должно прикасаться к Святому Телу, а напротив – оказавшимся чистыми благодаря обрезанию, мыслимому в духе, «ибо обрезание сердца в духе» (Рим.2:29), по слову Павла. Но в нас не было бы обрезания в духе, если бы не вселился в нас Дух Святой, чрез веру и святое крещение.
Поэтому и Марии разве не надлежало оставаться пока устраняемою от прикосновения к Телу Святому как не получившей еще Духа? Ведь хотя и воскрес Христос из мертвых, но Дух еще не был дан от Отца чрез Него человечеству, ибо после Своего восшествия к Богу и Отцу Он ниспослал нам Его, почему и говорил: «Полезно вам, чтобы Я ушел, ибо ежели не уйду, Ходатай не придет к вам, – если же уйду, пошлю Его к вам» (Ин.16:7). Итак, пока еще не был послан Святой Дух, ибо Спаситель еще не восшел к Отцу, Он останавливает Марию как еще не получившую Духа, говоря: «Меня не касайся, ибо еще не восшел Я к Отцу», то есть еще не послал Я к вам Святаго Духа.
Отсюда – пример церквам. Ведь поэтому-то и отстраняем от священной трапезы тех, которые хотя и познали Божество Его и уже исповедали веру, то есть еще оглашенных, но не обогатились, однако ж, Святым Духом, ибо в еще не крещенных Он не обитает. Когда же окажемся причастниками Святаго Духа, тогда ничто не препятствует прикасаться к Спасителю нашему Христу. Вот почему желающим причаститься таинственного благословения (Евхаристии) служители Божественных таинств провозглашают: «Святая святым», научая, что приобщение Святых (Тайн) вполне приличествует только тем, которые освящены в Духе.
+ Св. Кирилл Александрийский, книга 12 в Толкованиях на Евангелие от Иоанна, относительно Иоанна 20:17 «Иисус сказал ей: „Не прикасайся ко Мне
СНОСКИ
[1]Смотрите о. Петер Хиирс:' Orthodox Ecclesiology Lectures on YouTube and read his book The Ecclesiological Rennovation of Vatican II:
- The Ecclesiological Renovation of Vatican II | Uncut Mountain Press
- Orthodox Ecclesiology: The One, Holy, Catholic and Apostolic Church - A Ten Week Course - YouTube
[2] Следовать Святым Отцам и их слушать и изучать тоже самое что следовать Иисусу Христу и слушать ЕгоLuke 10:16).
Святитель Григорий Палама:«Как может быть заслуживающим доверия тот, кто не следует учению отцов? И как бы такому человеку не отвергнуть Бога отцов и Бога святых? Ибо Господь говорит: «Отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10:16), то есть отвергает саму истину. И как может тот, кто противится истине, быть приемлемым для тех, кто ищет истину? Итак, изучать Отцов — это на одном уровне изучать Христа, это значит войти в общение святых, это стать частью живого Предания, это стать частью благодатной жизни Божией». (+ Цитация из Триад 1.22).
Святитель Игнатий Брянчанинов:"Заповедей Господа нашего Иисуса Христа; источник и конец их всех есть Святое Евангелие... Чтение писаний святых отцов, при умалении Духоносных учителей, становится главным руководством для желающих спастись и даже достичь христианского совершенства. Книги святых отцов, как выразился один из них, подобны зеркалу; вглядываясь в них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки. Опять же, эти книги подобны богатому собранию средств врачевания; в них душа может искать спасительное лекарство от каждой своей болезни " (+Цитация из Поле).
https://orthodoxethos.com/post/touch-me-not
©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2022г.