Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Протопресвитер Анастасий Гоцопулос: «Совместная молитва с еретиками». Часть 1.

 

 


Часть 1

 

«Не подобает молиться

с еретиками или раскольниками»[1]

 

Изучение опыта применения принципа акривии в Церкви


Что означает «совместно молиться»? 

Почему нельзя совершать совместную молитву с еретиками и раскольниками?

 

«Oυ δει αιρετικοίς ή σχισματικοίς συνεύχεσθαι»

Προσεγγίζοντας την  κατ ακρίβεια  πράξη της Εκκλησίας

Μέρος 1ο

 

π. Αναστάσιος Γκοτσόπουλος

Εφημέριος Ι. Ν. Αγ. Νικολάου Πατρών.

Правильны ли аргументы современных экуменистов, которые они приводят в пользу совместной молитвы?

Данная статья является 1-й частью нашего исследования.

(2-я часть следует)

 

Согласно учению нашей Церкви, которое начало формироваться еще с апостольских времен, ересь оказывает разрушительное воздействие на человека. А именно, ересь отдаляет человека от Бога и ведет его к погибели. Именно по этой причине Господь и Апостолы особенно строго относились к «губительным ересям» (гр. αιρέσεις απωλείας)[1].

Отцы Церкви отмечают величайшую опасность впадения в ересь и, следуя наставлениям Апостолов[2], призывают христиан, а особенно всех несведущих в вере, чтобы они не имели никаких отношений с еретиками, потому что это представляет несомненную опасность для их спасения[3].

Однако, к сожалению, многие из тех, кому чужды дух Святых Отцов и жизнь нашей Церкви, считают причиной этих запретов ненависть и враждебность Церкви к еретикам. Но св. Нектарий, обобщая Православное учение, говорит нам следующее: «Отвращайся неверия, ереси и раскола, но не самого человека: неверующего, еретика или раскольника. Уклоняйся от заблуждений, но не от природы. По причине заблуждений человек отличается от нас, он может быть отвратительным и достойным ненависти. А по природе он родной нам и близкий, он достоин милости и сочувствия, многой заботы и внимания»[4]. «Запреты по поводу любого рода общения с еретиками, главным образом, были продиктованы любовью Церкви. Иными словами, Церковь пыталась, с одной стороны, защитить своих здоровых членов от душепагубного недуга еретиков, а с другой стороны — заинтересовать последних изучением Её позиции и дать им понять, что они находятся на ошибочном пути. Таким образом, их отстранение от общения имело одновременно и воспитательный характер»[5].

Рассматривая святоотеческое учение о наших взаимоотношениях с еретиками, мы замечаем, что Святые Отцы с особенной строгостью запрещают общение с еретиками и раскольниками[6], когда это касается богослужения и совместной молитвы. Существует множество высказываний Святых Отцов по этому вопросу[7], но невозможно будет охватить их в достаточной мере в рамках одного небольшого исследования. В данной статье мы сосредоточим внимание только на том, как предписывает поступать каноническая традиция нашей Церкви, когда речь заходит о совместной молитве с еретиками, и, конечно, на точном и неукоснительном применении священных канонов по принципу акривии.

 

I. Что представляет собой совместная молитва и что таковой не является?

Итак, что же подразумевает понятие «совместной молитвы»? Согласно «Исторической грамматике древнегреческого» Иоанна Стаматакоса, глагол συνεύχομαι означает «молиться вместе с другим, соединять свои молитвы с молитвами другого»[8]. В «Патристическом словаре» Дж. Лэмпа[9] глагол συμπροσεύχομαι означает «pray together, pray with» (=молиться с кем-то, молиться вместе), а глагол συνεύχομαι означает:

1) «pray with, pray together» (=молиться с кем-то, молиться вместе) и 2) «wish one well» (=желать кому-либо всего самого доброго).

 

Таким образом, мы можем утверждать, что речь идет о совместной молитве, когда:

1. Совпадает место и время молитвы[10] (необходимое условие, но не достаточное).

2. Есть общее желание достичь одинаковой цели, ради которой осуществляется молитва[11] (достаточное и необходимое условие).

3. Мы участвуем в молитвенном последовании, соблюдая общий порядок богослужения (например, совместное чтение молитв или пение гимнов, ответ на возгласы священнослужителя[12], облачение в богослужебную одежду для духовенства) (достаточное, но не необходимое условие).

4. И вообще, когда мы всем своим поведением (слова, движения, действия) стремимся создать впечатление для других, что мы также желаем участвовать в их богослужении.

Из вышесказанного следует, что совместная молитва не происходит, когда речь идет о простом посещении либо наблюдении за какой-то религиозной церемонией только ради научных, туристических, фольклорных или общественных целей[13].

 

II. Священные каноны о совместной молитве с еретиками

Священные каноны Церкви, имеющие вселенский авторитет, которые касаются запрета совместной молитвы с еретиками, следующие:

1. Правило 10 Святых Апостолов: «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен».

2. Правило 11 Святых Апостолов: «Аще кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молитися будет: да будет извержен и сам».

3. Правило 45 Святых Апостолов: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен».

4. Правило 65 Святых Апостолов[1]: «Если кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного».

5. Правило 71 Святых Апостолов: «Аще который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу иудейскую, в их праздники, или возжжет свещу: да будет отлучен от общения церковного».

6. Правило 6 Святого Поместного Лаодикийского Собора: «Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий».

7. Правило 9 Святого Поместного Лаодикийского Собора: «На кладбища всяких еретиков, или в так именуемые у них мученические места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковного на некое время. Кающихся же и исповедающих, яко согрешили, приимати в общение».

8. Правило 32 Святого Поместного Лаодикийского Собора: «Не подобает от еретиков принимати благословения, которые суть суесловия паче, нежели благословения».

9. Правило 33 Святого Поместного Лаодикийского Собора: «Не подобает молитися с еретиком, или отщепенцем».

10. Правило 34 Святого Поместного Лаодикийского Собора: «Всякому христианину не подобает оставляли мучеников Христовых, и отходити ко лжемученикам, которые, то есть, у еретиков находятся, или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради и прибегающие к ним да будут под клятвою».

11 Правило 37 Святого Поместного Лаодикийского Собора: «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев, или еретиков, ниже праздновати с ними».

12. Правило 9 Тимофея Александрийского: «Вопрос: Должен ли священнослужитель молиться в присутствии ариан или других еретиков? или будет ли то нимало не во вред ему, когда при них совершает он свою молитву или священнодействие? Ответ. В Божественной Литургии диакон пред временем целования возглашает: «Не приемлемые ко общению, изыдите». Поэтому таковые не должны присутствовать, если не обещают покаяться и оставить ересь».

 

К вышеуказанным Правилам следует добавить также:

13. Правило 2 Святого Антиохийского Собора: «Все входящие в церковь, и слушающие Священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя Евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное. Да не будет же позволено имети общение с отлученными от общения, ниже сходитися в домы и молитися с находящимися вне общения церковного: чуждающихся собраний одной церкви не приимати и в другой церкви. Аще же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто-либо из клира, окажется сообщающимся с отлученными от общения: да будет и сам вне общения церковного, яко производящий замешательство в чине церковном».

14. Правило 1 Четвертого Вселенского Собора (утверждает Правила Святых Поместных Соборов — Лаодикийского и Антиохийского, а также Правила Святого Тимофея Александрийского).

15. Правило 2 Шестого Вселенского Собора (утверждает Апостольские Правила, Правила Святых Поместных Соборов — Лаодикийского и Антиохийского, а также Правила Святого Тимофея Александрийского)

16. Правило 1 Седьмого Вселенского Собора (утверждает Апостольские Правила, Правила Святых Поместных Соборов — Лаодикийского и Антиохийского, а также Правила Святого Тимофея Александрийского).

 

Даже если мы просто сопоставим правила между собою, то мы ясно увидим, что:

1. Для Святых Отцов особенно важным с духовной точки зрения является вопрос общения с еретиками в рамках молитвы и богослужения. Это видно из большого количества священных канонов, которые рассматривают этот вопрос.

2. Проблема совместной молитвы с еретиками занимает Церковь на протяжении многих веков. Именно поэтому правила с соответствующими запретами принимались в течение всего периода формирования канонического права Церкви.

3. Вероятно, нарушения данных канонических положений были частыми. В связи с этим Церковь настаивает, напоминает и периодически возвращается к тем же самым запретам вновь.

4. Эти канонические положения совершенно ясно, безусловно и категорично запрещают участие в совместной молитве и богослужении с еретиками и раскольниками.

 

III. «Непщевание вины о гресех» и совместные молитвы!

Конечно же, несмотря на четкий и категоричный запрет Церкви по поводу совершения совместной молитвы с еретиками и раскольниками, некоторые православные — по различным причинам — участвуют в мероприятиях, где происходит совместное богослужение с еретиками (особенно наглядно это прослеживается в наше время в случае с папистами). Каким образом им удается обходить незыблемый канонический порядок нашей Церкви, который запрещает такое поведение?

Аргументы с «богословским» содержанием, которыми вооружаются [экуменисты] в данной ситуации, выглядят следующим образом:

1. Паписты не являются еретиками, они раскольники, таким образом, нам не запрещено иметь с ними совместное богослужение![14]

2. Когда в правилах речь идет о совместной молитве, то имеется в виду только соучастие в «общей Чаше» или же совместное участие клириков (православных и еретиков) в Божественной Евхаристии, т. е. запрещено только сослужение литургии[15]. Все другие совместные молитвы не запрещены!

3. Поскольку данные правила более не применяются, они потеряли свою силу, и поэтому Церковь должна отменить их также и официально[16].

4. По принципу пастырского рассуждения и снисхождения Церковь имеет право применять «экклезиологическую икономию» и позволять совместные молитвы с еретиками.

 

1. Единогласное мнение святых: ПАПИЗМ ЯВЛЯЕТСЯ ЕРЕСЬЮ!

Что касается первого «оправдания», в нашей другой недавней работе мы отмечали[17], что Православная Церковь, как это выражается в единодушном согласии Святых Отцов (consesus patrum), авторитетных канонистов и богословов, а в особенности — в решениях Поместных Соборов (с участием всех Восточных Патриархов), начиная с периода раскола до сегодняшнего времени, безоговорочно утверждает, что ПАПИЗМ — ЭТО ЕРЕСЬ! Но даже если считать папистов просто раскольниками, то и в этом случае совместная молитва с ними по акривии запрещена![18] В случае, если кто-либо – кем бы он ни был — не принимает и не соглашается с ясным, точным и неизменным учением нашей Церкви, согласно которому папизм — это ересь, то такая позиция является его личным выбором и будет на его совести. Возможно, этот человек считает, что знает больше, чем Святые Отцы; что он выше Соборов или что он получил некое особое откровение, которое наделяет его правом принимать решения ex cathedra... «непогрешимо», но при этом… самовольно и дерзко, уклоняясь от пути спасения!

 

2. Совместная молитва означает только участие в «общей Чаше» и сослужение?

Давайте более подробно рассмотрим второе оправдание, что якобы священные каноны, когда говорят о совместной молитве, имеют в виду только участие в «общей Чаше» во время Божественной Евхаристии или сослужение, т. е. служение общей Божественной Литургии православным клириком с еретиком.

 

I. Понятие «совместная молитва» в Священном Писании, у Святых Отцов и в светской литературе.

Мы уже обращались к понятию «совместной молитвы» в светской литературе и у Святых Отцов. Здесь отметим, что в Новом Завете встречается только глагол «молиться»[19], где ни в коем случае не имеется в виду совершение Божественной Литургии, а только молитва или благословение. Такие же значения мы встречаем в переводе 70-ти толковников Ветхого Завета.

Следовательно, не находит подтверждения ни в Священном Писании, ни в святоотеческой или светской литературе толкование понятия «совместно молиться» (συνεύχομαι или συμπροσεύχομαι) как участие в совершении Божественной Литургии; напротив, эти глаголы обозначают исключительно участие просто в общей молитве.

 

II. Понятие «совместная молитва» в священных канонах

Также, при внимательном изучении самих текстов священных канонов становится совершенно очевидным тот факт, что Святые Отцы запрещают не только участие в совместной Божественной Евхаристии, но и всякую молитву с еретиками:

Когда 10-е Правило Святых Апостолов настаивает на отлучении того, «кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме», то совершенно очевидно, что имеется в виду просто совместная молитва, а не совершение Божественной Литургии, поскольку совершение Божественной Литургии в доме строго запрещено согласно 58-му Правилу Лаодикийского Собора[20]. Таким образом, слова «хотя бы то было в доме» подразумевают осуществление любой совместной молитвы. Нарушивший данное Правило подлежит отлучению!

Правило 45 Святых Апостолов вполне ясно и определенно разграничивает совместную молитву с еретиками и прочие священнодействия, а следовательно, и Божественную Евхаристию:

«Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен». К тому же, о «Божественной Евхаристии» еретиков прямо говорит следующее, 46-е Правило Святых Апостолов, которое повелевает принимающих её клириков подвергать отлучению: «кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть верному с неверным?».

Когда Правило 65[2] Святых Апостолов накладывает запрет на вход в иудейскую или еретическую синагогу для совершения совместной молитвы, в таком случае, конечно же, не подразумевается участие в совместной Божественной Евхаристии и «общей Чаше», поскольку в иудейской синагоге никогда не совершается Божественная Евхаристия и не может существовать «общая Чаша». Очевидно, что [здесь] имеется в виду просто молитва, и она запрещена.

Только св. Тимофей Александрийский в своем 9-м правиле отождествляет «молитву» с Божественной Евхаристией. Но и здесь, связывая понятие «молитвы» только с Божественной Литургией, а не с какой-либо молитвой [вообще], он чувствует необходимость в уточнении, которое делает следующим образом: «Когда при них совершает он свою молитву, собственно говоря, приношение (гр. προσφορά)». Однако, следует особо отметить, что данный канон, который касается евхаристической молитвы, говорит не о сослужении, а именно о присутствии еретиков на Божественной Литургии, что категорически запрещено: «не должны присутствовать».

 

III. Мнения авторитетных канонистов и толкователей

Помимо вышеприведенного описания самых текстов священных канонов, все авторитетные канонисты признают, что по принципу акривии, на основании священных канонов, не разрешается не только участие в совместной молитве во время совершения Божественной Евхаристии, но и любая совместная молитва, для всех православных клириков и мирян. Ниже приведены следующие примеры:

Федор Вальсамон (Патриарх Антиохийский):

§ «Выражение «молиться вместе» принимай вместо «иметь обыкновенное общение» и «быть снисходительно расположенным к молитве еретика», ибо таковых, как достойных отвращения, следует гнушаться, а не общение иметь с ними»[21].

§ «Правило совершенно ясно. Не дозволительно еретикам, пребывающим в ереси, находиться на службе в церкви вместе с православными»[22].

§ «А когда слышишь слова правила, что лишаются общения епископы и прочие посвященные, молящиеся вместе с находящимися вне общения, не скажи, заключая от противного, что миряне, поступающие вопреки сему правилу невиновны; ибо и они должны подлежать отлучению по 10-му Апостольскому Правилу, не различающему клириков и мирян»[23].

§ «Еретиком является … тот, кто хотя и в малой степени уклоняется от Православной веры. Поскольку же все перечисленные в настоящем вопросе (латиняне, армяне, монофелиты, несториане) на большое и безысходное расстояние отклонились от Православной Церкви, то тем более они не будут общниками нам в благодати восприемничества духовных чад, полученного чрез святые молитвы и многие освящения, чтобы и мы не осудились на отлучение по канону, говорящему: «общающийся с отлученным от общения и сам является отлученным»[24].

§ 15-й вопрос святейшего Патриарха Александрийского Марка: «Будет ли безбоязненно священнодействовать или молиться с еретиками, то есть с яковитами и несторианами в их церкви, или в нашей, или участвовать с ними в общей трапезе, или сделать их восприемниками от Святаго Крещения? Или поминать в церкви умерших оглашенных? или передать им божественное освящение? Трудность места создает многое таковое и я желаю знать, что делать?».

Ответ Феодора Вальсамона: «Посему (здесь он перечисляет каноны, запрещающие совместную молитву с еретиками) и мы решаем не только подвергать отлучению и извержению православных мирян и клириков, совместно молящихся с еретиками во время священнодействий или не во время таковых, или совместно вкушающих с ними, но и подвергать их еще большему наказанию, согласно содержанию вышеназванных священных канонов. Ведь стеснение места и множество еретиков не отменяет необходимость сохранять Православную веру неповреждённою»[25].

§ «Итак, если не позволяется присутствовать при совершении божественной жертвы оглашенным, то каким образом будет позволено еретикам, если только они не обещаются покаяться и оставить ересь? Но тогда, я думаю, им должно быть позволено находиться не внутри храма, но вне, вместе с оглашенными, а в том случае, если не обещают оставить ересь, не должны стоять и с оглашенными, но должны быть изгнаны»[26].

 

Иоанн Зонара:

§ «Еретиков и их служений православные должны удаляться, а епископы и пресвитеры должны более обличать и вразумлять их»[27].

§ «Правило почитает великим грехом, если христианин для молитвы входит в синагогу иудейскую или еретическую. Ибо, по слову великого Апостола, кое согласие Христови с велиаром? Или кая часть верному с неверным (2 Кор.  6,  15)? Что касается собрания еретиков, проповедующих противное православным, то и сему собранию православные не должны оказывать чести, а скорее отвергать оное. Некоторые говорят, что входящих в таковые синагоги для молитвы, как тяжко согрешающих, это правило подвергает двоякому наказанию, то есть извержению и отлучению»[28].

§ «Тот, кто молится вместе с лишенным общения, или с изверженным, по прежде писаным правилам, состоит под епитимиею… ибо таковый, хотя и не единомыслен с ними, но многим подает повод к соблазну и подозрение против себя, будто отдает честь иудейским обрядам. А вместе с тем думается, что он оскверняется сообществом с теми»[29].

§ «Впадшие в ереси и пребывающие в них изгоняются из Церкви, как чуждые. Как может быть дозволено таковым входить в дом Божий?»[30].

 

Алексий Аристин:

§ «Входящий в синагогу иудеев или еретиков и молящийся вместе с ними клирик извергается»[31].

§ «Еретикам недопустимо быть в месте святом. Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий»[32].

§ «Несть общения свету ко тьме. Посему христианину не должно праздновати с еретиками или с иудеями»[33].

§ «С еретиками или раскольниками не подобает в общих собраниях быти. Молящийся с ними да будет лишен общения церковного»[34].

 

Матфей Властарь:

§ «33-е (Правило Лаодикийского Собора) не дозволяет никому из нас молиться с еретиком или раскольником»[35].

§ «2-е Правило Антиохийского Собора не позволяет никому из нас иметь общение с отлученными от общения, ниже молитися с таковыми в доме, ниже в церкви»[36].

 

Св. Никодим Святогорец:

§ «Настоящее правило (45-е Апостольское) определяет: тот епископ, или пресвитер, или диакон, который вместе с еретиками только помолится, хотя и не будет служить с ними, да будет отлучен. Ибо тот, кто молится вместе с отлученными (а еретики именно таковы), должен и сам быть отлучен вместе с ними, согласно 10-му правилу самих апостолов. Если же он позволил этим еретикам еще и совершить какое-либо служение как клирикам, то да будет извержен, поскольку того клирика, который служил с изверженными (а к таковым относятся и еретики, согласно 2-му и 4-му правилу Третьего Вселенского Собора), извергают и самого вместе с ними, по 11-му Апостольскому правилу»[37].

 

Никифор, Патриарх Константинопольский, исповедник:

§ «Отнюдь не должно входить в такие церкви (которые подчиняются еретикам) для указанных целей (ради молитвы и псалмопения) … ибо … как скоро введена ересь, то отлетел ангел-хранитель тех мест, по словам великаго Василия, и такой храм стал обыкновенным домом. И не вниду, говорит псалмопевец, в «церковь лукавнующих» (Пс. 25, 5). И апостол говорит: «Кое сложение церкви Божией со идолы» (2Кор. 6, 16)?»[38].

Св. Фотий Великий «Номоканон», титул 3, гл. 15 и титул 12, гл. 1-15[39].

Патриархи Константинопольский, Александрийский, Антохийский, Иерусалимский (1848):

§ «Так и ныне вновь возвещает соборне, что … (папизм) есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, еретики… составляющиеся из них общества, суть общества еретические, и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад соборной Церкви — беззаконно, по силе особенно седьмого правила Третьего Вселенского Собора»[40].

Афинагор, Патриарх Константинопольский:

§ «Православным клирикам-представителям следует быть как можно более сдержанными (=осмотрительными) на богослужебных собраниях с инославными, которые противны священным канонам и притупляют исповедническую чувствительность православных, стремясь совершать по возможности чисто православные богослужения и молитвы, чтобы показать инославным красоту и величие православного богослужения»[41].

 

IV. Отказ от совместной молитвы не означает…

Обзор цитат и толкований священных канонов не случайно завершен высказыванием одного из лидеров экуменического движения, патриарха Афинагора, которого можно было бы назвать кем угодно, но только не зилотом или фанатиком». Это сделано для того, чтобы с еще большею ясностью показать, даже через такое свидетельство, что применение акривии, то есть запрет на совместную молитву с еретиками:

  • не означает ненависть и неприязнь к еретикам лично[42];
  • не означает отвержение деятельной любви[42β] и предполагает отношение к ближнему, не зависящее от того, какие у него религиозные убеждения. Характерно, что во всех монастырях Святой Горы Афон, где применяется акривия в вопросе совместных молений с еретиками, нет никаких различий в обращении с православными и неправославными паломниками (всех принимают одинаково)[43]. Однако: неправославным запрещено участвовать в молитве и в храме, и в общей трапезной.
  • не означает нарциссизм и высокое мнение о себе, будто мы лучше, чем «другие». В конечном счете, мы не будем христианами, если не будем любить «ближнего», кем бы он ни был. Даже нашим врагом или врагом Христа[44], [45].
  • не означает прекращение сотрудничества для решения общих социальных или политических проблем. Святой Нектарий говорит яснейшим образом: «Избегать же их следует только в духовном, а в остальном мы должны оказывать снисхождение и человеколюбие, с полнейшей свободой общаясь с ними по внешним вопросам, всегда соблюдая их права и свои обязанности. Избегай только духовного общения с ними, несмотря на то, что образ жизни политика обязывает тебя сохранять с ними мирскую близость и взаимодействие»[46].

Такова позиция Церкви по вопросу совместной молитвы с еретиками исходя из принципа акривии. Имеем ли мы право (если мы хотим проводить христианскую жизнь без уклонений от веры) презирать Предание и многовековую жизнь нашей Церкви?

 

V. Почему «не подобает молиться с еретиками или раскольниками»?

Давайте рассмотрим причины, по которым Церковь столь строго и категорично запрещает совместное богослужение с еретикам или раскольникам и расценивает совместную молитву с ними как «великий грех»?

 

I. Из-за величайшей любви к Богу: ПО ПРИЧИНЕ ВЕРЫ

Совместная молитва с еретиками — это литургическое, экклезиологическое и догматическое отклонение.

  1. Священное Предание и жизнь нашей Церкви (т. е. православное богословие) свидетельствуют о том, что спасение возможно только тогда, когда человек является органическим членом Церкви, а именно Тела Христова, священным Главой которого является Сам Господь[47]. Нет необходимости говорить о том, что Тело Христово существует с апостольских времен до наших дней и является единственным. Православная Церковь — это «ЕДИНАЯ, СВЯТАЯ, СОБОРНАЯ И АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ» из Символа веры. И у Единственного Главы Церкви — Христа, конечно же, не может быть несколько тел.
  2. Следовательно, богослужение — это не личное дело верующего, а часть органического единства членов Тела Христова. Центром и сущностью христианского Богослужения является Божественная Литургия, которая связана и с другими службами и таинствами нашей Церкви[48]. Другими словами, Божественная Литургия не является одним из молитвенных последований Церкви, но она отождествляется с самой Церковью: «Церковь означается Тайнами»[49], — отмечает св. Николай Кавасила, подразумевая под словом «Тайны» именно Божественную Литургию. Таким образом, Божественная Литургия — это не средство достижения единства людей во Христе, а само единство, проявление единства, уже совершившегося в едином Теле Христовом[50]. Вот почему в Божественной Литургии участвуют только те, кто посредством Крещения уже присоединился и пребывает в Теле Христовом. Даже оглашенные, которые готовились к Крещению, не могли оставаться и наблюдать за Литургией верных. Согласно православной экклезиологии, любая форма межконфессионального евхаристического общения (интеркоммунион)[50a] совершенно немыслима, потому что для Православной Церкви евхаристическое общение, церковное общение и общение в вере взаимосвязаны друг с другом[50b].
  3. Следовательно, поскольку ересь — это презрение к Церкви, отпадение и, в конечном счете, отказ от участия в жизни Церкви, от пребывания в «Теле Христовом», соучастие с еретиками в богослужении не только бессмысленно, но и немыслимо. Как я могу участвовать в богослужении, то есть в проявлении единства Тела Христова, когда я сам выбрал для себя участь быть отделенным и не принадлежать ему? Для того, кто находится вне Церкви — еретика или раскольника — вполне последовательным было бы нежелание считаться членом Тела Христова, поскольку, в конечном счете, он сознательно решил оставить его сам!

Никифор Григора задает очень логичный и естественный вопрос: «Поскольку они враждебно настроены к нам и мы отделены от них прежде небывалыми новшествами в догматах, то как у нас может быть Один Глава — Христос или как мы можем молиться с ними?»[51], а также Зонара: «Впадшие в ереси и пребывающие в них изгоняются из Церкви, как чуждые. Как может быть дозволено таковым входить в дом Божий?»[52].

Присутствие неправославных может казаться законным, только если мы воспринимаем православное богослужение как зрелище, в котором мы не принимаем никакого существенного личного участия! Но горе нам, если храм и наше богослужение станут для нас… театром! Другими словами, участие еретиков в Божественной Литургии является искажением самой ее сути, отклонением от литургического Предания Церкви.

  1. Кроме того, для участия в общем богослужении необходимым условием является согласие в вере[53]. Показательны слова св. Иринея: «Наше же учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает учение. Ибо мы приносим Ему (Богу) то, что Его, последовательно возвещая общение и единство»[54].

Согласно митр. Пергамскому Иоанну (Зизиуласу) «Православие без Евхаристии немыслимо», а также «Евхаристия невозможна без Православия… В Церкви необходимым условием для участия в Евхаристии, конечно же, всегда было единство веры, о чем свидетельствуют исповедания веры, включенные в литургические тексты»[55]. Эта литургическая традиция восходит к сегодняшнему дню и требует, чтобы Анафора (Возношение) совершалась только после исповедания общей и неповрежденной веры посредством всенародного возвещения Символа веры[56]. А поскольку «единство в Евхаристии сочетается с единством в Православии»[57], любая совместная молитва с еретиком является литургическим отклонением.

5. Поэтому очевидно, что для нашей Церкви богослужение не может использоваться как место для простого общения и социальных контактов, но оно имеет важнейшее значение и связано с самой природой Церкви. Только так мы можем понять то «отвращение, которое чувствовали Православные к совместному совершению Божественной литургии с неправославными, с которыми, по крайней мере, для видимости они только что согласились заключить унию (Ферраро-Флорентийскую)»[58] или отказ св. Александра Александрийского сослужить с Арием.

В сознании святых нет места для светской вежливости и учтивости в вопросах богослужения: прием в Церкви представителя еретической «синагоги» и молитва с ним, как если бы он был обычным епископом, не приемлемы с точки зрения экклезиологии, потому что таким образом узаконивается ересь.

Факт признания в богослужении еретического сообщества в качестве какой-то другой «Церкви», которая существует на законных основаниях — с точки зрения экклезиологии — и параллельно с Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью, лежит в основании «теории ветвей»[59], что приводит к экклезиологическому отклонению.

6. Наконец, те, кто без колебаний или ограничений принимают еретиков для совместной молитвы, игнорируя многие существенные различия в вопросах веры, фактически игнорируют многовековую борьбу Церкви и Её святых за сохранение нашей веры, ниспровергают ценность правых догматов и, наконец, уравнивают Истину с заблуждением. Другими словами, таковые считают еретическое учение просто «еще одним приемлемым взглядом и возможным истолкованием Евангельской истины». Такой подход к церковной жизни, безусловно, приводит и к догматическому отклонению.

Вывод: строгое отношение святых отцов к совместным молитвам с еретиками — это следствие их учения о Церкви.

 

II. Из-за величайшей любви к человеку: ПО ПРИЧИНЕ ЛЮБВИ

Совместная молитва с еретиками — это пастырское отклонение

Основой христианской нравственности является любовь к ближнему, кем бы он ни был. И этой высшей добродетелью обладали святые нашей Церкви. Эта любовь проявлялась не только в заботе об удовлетворении материальных потребностей ближних, но прежде всего в их освобождении от оков заблуждения и лжи. Ибо какая польза человеку в том, чтобы весь мир обрести, но прожить всю свою жизнь неправильно, испытывая напрасную надежду на спасение и шествуя по ошибочному пути? Главное дело Церкви и Её святых — это не решение социальных проблем и обеспечение людям достойного и безбедного существования, а одоление последнего врага человека — смерти, через Воскресение Иисуса Христа (1Кор. 15, 26).

Это служение любви «в истине»[59a] и истине «в любви»[59b]  осуществляется святыми с величайшей преданностью тому наследию веры, которое они получили от святых апостолов и которое они в точности и без изменений передают потомкам. Вот почему мы видим такую тщательность в изложении догматов и строгость по отношению к искажающим их еретикам.

 

1. ЛЮБОВЬ К ВЕРУЮЩИМ: запрещая участие в молитвах с еретиками, Церковь хочет защитить своих членов, а особенно самых немощных в вере, от заблуждения ереси.

а) Показательны слова св. Нектария о тех, которые могут легко отпасть от веры из-за общения с еретиками: «Внешнее удаление от общения сохраняет от отчуждения в вере»[60].

А такое «отчуждение» происходит тогда, когда человек:

- отрицает Евангельскую Истину и поддается демоническому обольщению;

- утрачивает духовную рассудительность и перестает отличать правду от лжи;

- полагает, что Церковь и ересь — это равночестные пути к Богу;

- думает, что Православие и другие еретические конфессии чтят Христа одинаково богоугодным образом;

- считает «Единую (Единственную) Церковь» одной из множества «других»;

- отождествляет Православие с тем, что на самом деле является его отрицанием.

 

б) Тем не менее, часто те, кто молится с еретиками, являются выдающимися богословами или епископами с высшим богословским образованием, они «сильны, горячи и непоколебимы в вере»[61], и, казалось бы, не подвергаются опасности «отчуждения». Допустимо ли молиться с еретиками в таком случае?

КОНЕЧНО ЖЕ, НЕТ, потому что — помимо прочего:

1) их поведение непременно повлечет за собой притупление совести их паствы: «Ересь совершенно несовместима с Истиной Церкви и является причиной погибели для души... Если пастыри Церкви будут занимать позицию «синкретизма» по отношению к ереси и считать её понятием «относительным», то паства потеряет вероисповедную чувствительность и легко впадет в ересь»[62].

2) Кроме того, поведение пастыря, противоречащее священным канонам, «даже если он не имеет (еретического) мудрования, «возбуждает против себя подозрение и для многих подает повод к соблазну»[63], а также к тому, чтобы «считать его единомысленным с чуждыми вере»[64]. Такое — хотя и ошибочное — впечатление, что епископ или богослов «единомыслен с чуждыми вере», что он соглашается и терпит ересь и не «право правит слово истины», становится поводом для «отчуждения» верующих, и тогда… «горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Горе пастырям, которые своими неосторожными поступками колеблют доверие людей к епископату и соблазняют его! Когда ситуация обостряется и нарушения священных канонов становятся поводом для раскола в теле Христовом[65], неужели такой «сильный», но неосторожный пастырь не несет за это ответственности? Напротив, соблюдение священных канонов защищает всех нас и никому не причиняет вреда.

 

2. ЛЮБОВЬ К ЕРЕТИКАМ. Возможно, на первый взгляд кажется парадоксальным, что запрет молиться с еретиками исходит из любви Церкви к самим еретикам. Однако:

а) Св. Иоанн Златоуст совершенно ясно пишет: «Истинную любовь показывает не общая трапеза, не высокие изречения, не льстивые слова, но стремление исправить ближнего ради его блага и попечение о том, чтобы падший восстал»[65a].

Если мы будем принимать в молитвенное общение еретика, как если бы он был законным членом Церкви, как если бы он не пребывал далеко от Истины, то он, конечно же, успокоится и продолжит оставаться в заблуждении, не так ли? Разве совместные моления с еретиком не означают, что мы соглашаемся с ним и считаем, будто за пределами Единой (Единственной) Православной Церкви могут существовать здоровые и спасительные отношения с Господом? В таком случае наше поведение заставит ли его задуматься и пересмотреть свой выбор?

б) Но что, если мы с любовью, чувством такта и уважением к пребывающему в ереси объясним ему те трудности, которые, к сожалению, действительно существуют и мешают нашему духовному общению, а прежде всего — нашему совместному предстоянию перед Богом в общей молитве? Если он имеет доброе расположение, то можно надеяться, что он оценит наше отношение к нему и получит существенную пользу. Конечно, он будет расстроен (так же, как и мы), но может быть эта печаль обратится в радость?

Те из нас, кто посещал Святую Гору Афон[65b], видели своими глазами, как за внешней строгостью к неправославным скрывается любовь нашей Церкви; они чувствуют это сами и всё понимают правильно[65c]. А в других местах, где поступают иначе, мы, возможно, уже вкусили горькие плоды безразличия и пренебрежения каноническим преданием нашей Церкви?..

В завершение следует сказать: неужели мы думаем, что, презирая многовековой церковный порядок, мы проявляем больше любви, чем наша Мать-Церковь и наши святые? Вы только подумайте!

 

3. ЛЮБОВЬ К БОГОСЛОВСКОМУ ДИАЛОГУ С ИНОСЛАВНЫМИ

И, наконец, молитвы с еретиками, нарушающие священные каноны, не только не приносят пользы экуменическому движению и делу объединения и примирения, но, наоборот, наносят ему ущерб: а) из-за искажения действительного положения дел и воодушевления инославных пустыми надеждами; б) из-за протестов и сопротивления со стороны выдающихся деятелей Православной Церкви (архиереев, клириков, богословов, Святой Горы Афон и монастырей), а также больших групп верующих[65d], которые с большим недовольством и скептицизмом (доходящим до подозрительности) смотрят на продвижение к общей Чаше[65e]. Кто будет спорить с тем, что «объединение двух Церквей — это не вопрос совпадения взглядов нескольких или многих людей с обеих сторон, но тождество веры между ними всеми. Как сказал митрополит Афинский Мелетий в Лондоне в 1919 году (цитируется дословно): единство «должно быть не простым соглашением между иерархами, а союзом веры и сердец народа»[66].

С другой стороны, если бы православные клирики были «как можно более сдержанными (=осмотрительными) на богослужебных собраниях с инославными, которые противны священным канонам и притупляют исповедническую чувствительность православных», как рекомендует Патриарх Афинагор, может быть, они не нашли бы понимание у своих неправославных собеседников? Может быть, последовательное применение этой достойной тактики поставило бы богословский диалог под угрозу прекращения? Конечно же, нет!

 

VI. Позволительна ли совместная молитва «по икономии»?

Из вышесказанного следует, что практика, применяемая нашей Церковью по акривии, совершенно ясна и недвусмысленна: «не подобает молиться вместе с еретиками или раскольниками». На тех, кто пренебрегает этим установлением, налагаются особенно тяжелые епитимьи: извержение из сана для духовенства и отлучение для мирян. Конечно, часто бывает так, что пастырское попечение о пасомых и рассуждение по икономии отменяют применение некоторых канонических положений ради спасения конкретных людей. Но следует понимать, что подобное может происходить лишь в случае крайней необходимости, при определённых условиях. Применение церковной икономии не означает пренебрежения к практике акривии, отхода от священных канонов и произвола. А самое главное: Истина не может «по икономии» превратиться в некую «относительную» категорию, и не может быть умалена правая Вера.

Так как рассматриваемый нами вопрос очень обширен и крайне деликатен, мы рассмотрим его подробнее во второй части работы. В данной связи (применение акривии и икономии) будут рассмотрены взгляды св. Иоанна Лествичника, св. Патриарха Геннадия Схолария, а также таких авторитетных канонистов, как Димитрий Хоматинос, Иоаннис Китрос и Феофилакт Болгарский.

 

 

 

Настоящая работа посвящена памяти катехизатора Георгия К. Иконому, который первым учил меня священным канонам на уроках Средней катехизаторской школы при Школе духовного возрождения г. Патр.

Патры, 15 марта 2008 г.

Протопресвитер Анастасий Гоцопулос

Настоятель храма св. Николая (г. Патры)

 

[1] 33 правило Лаодикийского собора.

Источник:

https://myrophoros.blogspot.com/2020/09/blog-post_6.html

См. источники на греческом языке по ссылке:

http://www.oodegr.com/oode/papismos/synefxesthe1.htm

 

 

 

 

[1] Правило 64 по «Синтагме Божественных и священных канонов» под ред. Ралли и Потли. Изд-во Г. Хартофилакоса, Афины, 1852-1859.

[2] 64-е по Афинской синтагме.



Подписка на новости

Последние обновления

События