Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

К празднованию 600-летия со дня обретения мощей прп. Сергия Радонежского

To the celebration of the 600th anniversary of the discovery of the relics of St. Sergius of Radonezh

1422-2022

 

Явление прп. Сергию Радонежскому Богородицы

О составе молебного пения Пресвятой Богородице, которое совершал прп. Сергий

The Holy Virgin Mary Theotokos appearance to St. Sergius of Radonezh 

On the Composition of the Prayer Kanon of St. Sergius of the Most Holy Theotokos, recited by St. Sergius

 

«…Праведно было память сего благодатнаго события почтить освященным храмом, хотя впрочем и вся обитель сия есть памятник сего чуднаго посещения; потому что вся судьба ея в продолжении веков есть исполнение обетования небесной Посетительницы: «неотступна буду от места сего…».

Свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Слово по освящении храма явления Божией Матери Преподобному Сергию, устроеннаго над мощами Преподобнаго Михея в

Свято-Троицкой Сергиевой Лавре[1]

 

Образ явления Пресвятой Богородицы прп. Сергию Радонежскому в Серапионовой палатке Троицкого Собора Лавры, приблизительное место нахождения келии прп. Сергия и и явления Богоматери (в сенях)

 

 

Очередная юбилейная дата в жизни Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры, которой в нынешнем годы является 600-летие обретения святых и могоцелебных мощей прп. Сергия Радонежского, понуждает нас, современных жителей России, и даже исторической Руси, во многом своим существованием обязанной Троицкому игумену, обратится к важным вехам из его земной жизни. И это потому, что обращение к жизни основателя Лавры, ставшим по выражению выдающегося русского историка В. О. Ключевского «народной идеей»[1.1], является важным по той причине, чтобы понять, как и почему на совершенно пустынном месте, которое представляла собой Троицкая обитель до начала 14 столетия, появился и вырос крупнейший духовный центр Русского государства и Русской Православной Церкви. Безусловно, такие центры не появляются по человеческим указам и при чисто человеческих и земных стремлениях и желаниях. Такие центры, о чем свидетельствуют все крупнейшие монастыри Православного Востока, появлялись только там, где жили великие угодники Божии, благодаря подвигам которых, житию по Евангельским заповедям, на эти места обильно нисходила и изливалась живительная и освящающая божественная благодать. То же самое относится и к Троице-Сергиевой Лавре, которая созидалась подвижническим образом жизни прп. Сергия и его учеников. И, как известно богоугодность жизни прп. Сергия, как следствие, сопровождалась многими особыми знаками небесного благословения и чудес.

В жизни прп. Сергия Радонежского и созданной им обители Живоначальной Троицы огромное, если не центральное значение и место занимает особое событие – явление прп. Сергию Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Это чудесное событие совершилось уже под конец жизни великого угодника Божия. Им была запечатлена богоугодная жизнь прп. Сергия. Несомненно, что именно благодаря явлению Матери Божией прп. Сергию и данном Ей важном обетовании о Ее непрестанном попечении о монастыре находится главный ключ к пониманию того, почему эта бедная пустынь, в которой во времена прп. Сергия наблюдалось постоянная скудость и нужда во всем, откуда уходило много желавших вести строгую иноческую жизнь с таким святым как прп. Сергий, все же продолжала существовать, расцвела и поныне является духовным центром Русской Православной Церкви. Об этом столь ярко и красноречиво говорит ст. Филарет, митрополит Московский и Коломенский, выдающийся ритор, ученый муж, выдающийся иерарх и монах-святитель Российской Православной Церкви: «Благодатию всесвятаго и всеосвящающаго Духа совершилось ныне священное обновление сего храма, созданнаго прежде нас в честь и память явления Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Преподобному и Богоносному Отцу нашему Сергию, чему очевидным свидетелем был и Преподобный Михей, во благоухании святыни здесь почивающий. Праведно было память сего благодатнаго события почтить освященным храмом, хотя впрочем и вся обитель сия есть памятник сего чуднаго посещения; потому что вся судьба ея в продолжении веков есть исполнение обетования небесной Посетительницы: «неотступна буду от места сего».[2]

История свидетельствует о многочисленных случаях и попытках уничтожить монастырь. Еще при жизни прп. Сергия монастырь был спасен чудесным образом от разорения Тохтамышем (1382), в то время как Москва и Переяславль Залесский и другие окрестные города были разорены.[3] Но буквально вскоре после кончины прп. Сергия (1392г.), этоо произошло в 1408г., полчища татар хана Едигея сожгли убогие деревянные постройки Троицкого монастыря.[4] Непростая ситуация сложилась вокруг монастыря в так называемое Смутное время начала 17 столетия, когда подошедшие полки польских воевод Лисовского и Сапеги в течение полутора лет вели непрерывную осаду монастыря.[5] Удивительное спасение Троицкой Лавры от нашествия войск Наполеона в 1812г.[6] Нельзя не забыть последний погром Троицкой Лавры в 1922г., ее закрытие и превращение в часть города Загорска. Но все же монастырю суждено было возродиться в 1946 и постепенно обрести свое величие и невероятную красоту.

Но обратимся к самому событию явления Пресвятой Богородицы, которое зафиксировано в разных списках Жития прп. Сергия, а также зафиксировано в литургической жизни сегодняшней Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры. Ибо каждую пятницу вечером в Лавре совершается пение Умилительного канона (Параклисиса) с акафистом Богоматери.

Цель нашего небольшого исследования состоит в том, чтобы, по возможности, выяснить, на основании имеющихся житийных рукописей, традиции Православной Церкви, ее Типиков, каков на самом деле был состав совершаемого прп. Сергия «молебного пения», которое он совершал с прп. Михеем вечером перед явлением Пресвятой Богородицы. Это важно для того, чтобы, по возможности, во-первых, иметь реальное представление о составе и содержании этого «молебного пения», а во-вторых, его чтение восстановить в жизни иноков Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры, отредактировать и изменить имеющиеся ошибки в уже совершаемом пении Параклисиса в пятницу. Кроме того, мы полагаем, что, поскольку явление Богоматери произошло Рождественским постом, то следует перенести литургическое празднование Явления Богоматери прп. Сергия с 24 августа (по старому стилю)- 6 сентября на дни именно Рождественского поста, когда Устав не воспрещает совершения бденных служб. А учитывая важность этого события для существования монастыря мы полагаем совершать полноценную бденную службу, с совершением праздничной литии согласно уставу о совершении бденных служб великих праздников. Что касается точной даты явления Богоматери прп. Сергия, то существуют некоторые сложности, связанные, прежде всего с тем, что текст Жития прп. Сергия не предполагал строгой хронологической последовательности в описании фактов из жизни прп. Сергия. Мы лишь в данном случае придерживается мнения профессора Императорской Московской Духовной Академии Е. Е. Голубинского: «Если верно записано о годе кончины преподобнаго Михея, то посещение Божиею Материю преподобнаго Сергия имело место не менее, как за 7 лет до его преставления, потому что кончина Михея полагается записями 6-го мая 1385г.».[7]

В пространном житии прп. Сергия, созданном его учеником прп. Епифанием Премудрым[8] и прп. Пахомием Логофетом[9] мы встречаемся со следующим описанием этого события:

«

О ПОСѢЩЕНИИ БОГОМАТЕРЕ КЪ СВЯТОМУ

Нѣкогда убо блаженному отцу молящуся въ обычнѣмь своем правилѣ пред образом Матере Господа нашего Исуса Христа, и чясто взирая на икону, глаголаше: «Пречистая Мати Христа моего, ходатайце и заступънице, крѣпкаа помощнице роду человечьскому! Буди нам недостойным ходатайце, присно молящися къ Сыну своему и Богу нашему, яко да призрит на святое мѣсто сие, еже възложенно есть в похвалу и честь святому имени въ вѣкы. Тебе бо, Мати сладкаго ми Христа, ходатайцу предлагает и молитвеницу, яко много дръзновение к нему стяжавше раби твои, яко всѣм спасеному упокоению и пристанищу». И тако ему молящуся и поющу благодарный канонъ Пречистѣй, еже есть акафисто, съвръшившу же ему правило и сѣдшу мало почити, рече ученику своему, емуже имя Михей: «Чадо! Трезвися и бодръствуй, понеже посѣщение чюдно хощеть нам быти и ужасно в сий часъ». И се ему глаголющу, и абие глас слышашеся: «Се Пречистаа грядет!» Святый же слышавъ, скоро изыде ис келиа въ прустъ, еже есть сѣни. И се свѣт велий осѣни святого зѣло, паче солнца сиающа; и абие зритъ Пречистую съ двема апостолома, Петром же и Иоанном, в неизреченнѣй свѣтлости облистающася. И яко видѣ святый, паде ниць, не могый тръпѣти нестръпимую ону зарю.

 

Пречистаа же своима рукама прикоснуся святого, глаголя: «Не ужасайся, избранниче мой! Приидох бо посѣтити тебе. Се услышана бысть молитва твоя о ученицѣхъ своих, о нихже молишися, и о обители твоей, да не скорбиши прочее: ибо отнынѣ всѣмъ изообительствуеть, и не токмо донде же въ житие си, но и по твоем еже къ Господу отхождении неотступна буду от обители твоеа, потребнаа подавающи нескудно, и снабдящи, и покрывающи». И сиа рекши, невидима бысть. Святый же въ иступлении ума страхомь и трепетом велиимъ одръжимъ бываше. И помалѣ в себѣ пришед, обрѣте ученика своего лежаща от страха, яко мертва, и въздвиже его. Онъ же начят пометати себѣ на нозѣ старцу, глаголя: «Извѣсти ми, отче, Господа ради, что бысть чюдное се видѣние? Понеже духъ мой вмалѣ не разлучися от плотьскаго ми съюза ради блистающагося видѣниа». Святый же бѣ радуяся душею, яко и образу его цвѣтущу от радости оноя, и ничтоже можаше отвѣщати, токмо се: «Потръпи, чядо, понеже и въ мнѣ духъ мой трепещет от чюднаго видѣниа».

 

Стоаща же дивящеся в себѣ; помалѣ же рече ученику своему: «Чядо, призови ми Исаака и Симона». И пришедшим имъ, исповѣда вся по ряду, како видѣ Пречистую съ апостолы и что изрече святому чюднаа обѣщаниа. Сиа же яко слышаша, радости неизреченныя исплънишася; и тако вси вкупѣ отпѣвше молебенъ Богоматере и прославиша Бога. Пребысть же святый всю нощь без сна, внимаа умом о неизъреченномъ видѣнии».

»

Итак, Житие прп. Сергия указывает, что дивное явление Богоматери произошло после совершения прп. Сергием после «молящуся и поющу благодарный канонъ Пречистѣй, еже есть акафисто». После пения Акафиста прп. Сергий присел отдохнуть «сѣдшу мало почити». Предчувствуя своим духом о грядущем небесном посещении их убогой келии, прп. Сергий обращается к своему сокелейнику прп. Михею с отческой просьбой понуждения к бодрствованию: «Чадо! Трезвися и бодръствуй, понеже посѣщение чюдно хощеть нам быти и ужасно в сий часъ».[10]

Приведем перевод этого текста Жития на русский язык:

О ПОСЕЩЕНИИ БОГОМАТЕРИ СВЯТОГО

«Однажды блаженный отец молился по своему обычаю перед образом Матери Господа нашего Иисуса Христа и, часто обращая взор к иконе, говорил: «Пречистая Матерь Христа моего, покровительница и заступница, верная помощница рода человеческого! Будь нам, недостойным, защитницей, постоянно моли Сына своего и Бога нашего, чтобы не оставил святого места этого, которое создано для похвалы и чести святого имени вовеки. На твою, Мать любимого мною Христа, защиту и молитвы мы надеемся, ибо великую смелость имеют рабы твои перед Богом, который для всех — упокоение и пристанище спасения». Так он молился и пел благодарственный канон Пречистой Богоматери, то есть акафист, а когда он завершил канон и сел немного отдохнуть, сказал ученику своему по имени Михей: «Чадо! Будь бдительным и бодрствуй, потому что видение чудесное и ужасное будет нам в сей час». И пока он это говорил, вдруг глас раздался: «Се Пречистая грядет!» Святой, услышав, быстро вышел из кельи в пруст, то есть в сени. И вот свет ослепительный, сильнее солнца сияющий, ярко озарил святого; и видит он Пречистую Богородицу с двумя апостолами, Петром и Иоанном, в несказанной светлости блистающую. И когда увидел ее святой, он упал ниц, не в силах вынести нестерпимый этот свет.

Пречистая же своими руками прикоснулась к святому, говоря: «Не ужасайся, избранник мой! Ведь я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя о учениках твоих, о которых ты молишься, и об обители твоей, — и не скорби больше; ибо отныне всего будет здесь в изобилии, и не только при жизни твоей, но и после твоего к Господу ухода не покину я обители твоей, все нужное подавая в изобилии, и снабжая всем, и защищая». Сказав это, стала она невидима. Святой же в смятении ума страхом и трепетом великим объят был. Когда он понемногу в себя пришел, увидел Сергий ученика своего лежащим от страха, словно мертвого, и поднял его. Тот же бросился к ногам старца, говоря: «Скажи мне, отче, Господа ради, что это было за чудесное видение? Ведь дух мой едва не разлучился с телом из-за блистающего видения». Святой же радовался душой, так что лицо его светилось от радости той, но ничего не мог ответить, только вот что: «Потерпи, чадо, потому что и во мне дух мой трепещет от чудесного видения».

Они стояли и дивились про себя; наконец святой сказал ученику своему: «Чадо, призови ко мне Исаака и Симона». Когда они пришли, рассказал Сергий все по порядку, как он видел пречистую Богородицу с апостолами и какие она дала святому чудесные обещания. Когда ученики услышали это, охватила их радость несказанная; все вместе отпели молебен Богоматери и прославили Бога. Оставался святой всю ночь без сна, думая о несказанном видении.»[11]

 

О богослужебном последовании, которое совершал прп. Сергий

Ко времени прп. Сергия Радонежского на Русь уже полностью перешла традиция пения ночью повечерия и полуношницы, особых богослужебных последований, которые чаще всего совершались келейно, не в храме.[12] Такой литургический обычай объясняет тот факт, что прп. Сергий с прп. Михеем читали «благодарственный канон с Акафистом Богоматери» не в храме, а в келье и Сама Богаматерь явилась в сенях дома-келлии. «И се ему глаголющу, и абие глас слышашеся: «Се Пречистаа грядет!» Святый же слышавъ, скоро изыде ис келиа въ прустъ, еже есть сѣни», читаем мы в Житии.

Текст Жития в разных редакциях, говорит нам о том, что, как и когда читал прп. Сергий в это время:

Так, древнейшая редакция Жития, приписываемая прп. Епифанию Премудрому сообщает об этом событии следующее:

«В един от днии поющу ему, яко же прежде рехомъ, благодарный канон Пречистей Владычице нашей Богородице, бяже же тогда 40-ца Рождества Исус Христова, днем же пяток бе при вечере».[13] То есть выделенная Б. М. Клоссом древнейшая редакция Жития сообщает нам о том, что явление Богоматери произошло в пятницу в дни Рождественского поста.

«молящуся въ обычнѣмь своем правилѣ пред образом Матере Господа нашего Исуса Христа»

«И тако ему молящуся и поющу благодарный канонъ Пречистѣй, еже есть акафистово »[14]

«Во время обычая молитвы его, вечеру глубоку сущу», то есть прп. Сергий мог в это время читать только малое повечерие. «И тако ему молящюся со слезами, поющее канон благодарен Богородицы, еже есть Окафистово».[15]

Данные чтения всегда соединялись с чтением малого повечерия. Традиция совершения малого повечерия в дни вне великого поста вместо Великого восходит к 12-13 векам.[16] Отметим, что до введения в жизнь Русской Церкви (Киевско-Московской митрополии Константинопольского патриархата) Иерусалимского устава вместо Студийско-Алексиевского свт. Киприаном, малое повечерие почти что мало чем отличалось от Великого повечерия. Но ко времени явления Богоматери прп. Сергию, которое случилось в 80-х годах 14 столетия, произошел переход на Иерусалимский устав. Согласно этому уставу в пятницу всегда совершалось малое повечерие, даже в дни Великого поста. И далее мы сможем увидеть, что пение Акафиста Богоматери именно в пятницу было также неслучайным. Оно установилось на Православном Востоке, и прежде всего в монастырях, как норма и правило. Этот обычай сохраняется и в наше время во многих грекоязычных монастырях, в особенности в дни Успенского поста. А Акафист Богоматери является любимейшим богослужебным последованием греков, которые даже в домашних условиях стараются его читать ежедневно.

В современной литургической традиции Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры в память об этом явлении Богоматери, которое, мы еще раз напомним, произошло в пятницу Рождественского поста, каждую пятницу совершается «соборное служение Параклисиса Богоматери с Акафистом», то есть совершается служба пения Малого молебного канона Богоматери с Акафистом. До революции традиция была несколько иная – еженедельно совершалось в Серапионовой палате, у места явления Богоматери, всенощное бдение с пением на утрени Параклисиса.

А) Малый молебный канон Богоматери и Великий молебный канон Богоматери в богослужении Православной Церкви

Ко времени прп. Сергия Радонежского, как об этом наглядно свидетельствуют имеющиеся рукописи сербские, болгарские и русские, был сделан перевод основных канонов Богородицы[17]. И в первую очередь это касается перевода т.н. «Малого молебного канона» (Μικρός παρακλητικός κανών εἰς τὴν Ὑπεραγίαν Θεοτόκον) инока Феостирикта»[18] и т.н. Великого молебного канона (Μέγας παρακλητικός κανών εἰς τὴν Ὑπεραγίαν Θεοτόκον), написанного византийским, Никейским императором Феодором ΙΙ Дукой Ласкарисом (1222—1258).[19] Император Феодор правил лишь несколько лет (1254-1258) и потом удалился в монастырь, где принял постриг с именем Феодосий.[20] «Титул Дука показывает нам, что он составил Канон до своего восшествия на Никейский престол в ноябре 1254 года. Феодор II Ласкарис был одаренным составителем гимнов[20.1] и автором многих канонов и других песнопений. Тем не менее, ему пришлось перенести испытание какой-то серьезной болезнью. Это и вынудило его отречься от престола Никеи и удалиться в монастырь Соссандры (των Σωσάνδρων ), к западу от Никеи, где он стал монахом незадолго до смерти.

Император Феодор составил Великий Умилительный канон (Μέγας Παρακλητικός Κανών), когда он был еще Дукой, вероятно, в какой-то ремиссии его болезни, которая длилась дольше, чем обычно, факт, который был расценен как чудо от Богородицы. Канон быстро распространился на монастыри Никеи и, вероятно, был сформирован в виде последовательности монахами Соссандры (των Σωσάνδρων ) или окрестных монастырей. Во время правления Феодора Канон уже используется в его нынешнем виде Параклисиса – Умилительного канона (Παράκλησις), как Царская Служба (Βασιλική Ακολουθία) и распространен по всей Никейской Империи.

Theodore II Laskaris miniature.jpg

 

 ​император Феодор ΙΙ Ласкарисиз византийской рукописи 15 столетия

Великий молебный канон Богородице об исцелении больного царя служился даже в последние часы жизни императора Феодора. Нам не известен в точности день блаженного упокоения императора Феодора, но так как он приблизительно совпадал с Успением Богородицы, то разумно предположить, что монахи монастыря Соссандра посвятили эту службу памяти Феодора. А в обычай вошло совершать службу каждый август в память о его составителе.[21] Этот второй Великий канон «имеет довольно личный характер и относится именно к страданиям и обстоятельствам жизни этого многострадального царя. Первый более общий и подходит всякому человеку, скорбящему, больному и страдающему от душевных и телесных болезней, от коварных бесов и всякой другой психосоматической опасности».[22] Оба канона имеют одинаковую структуру: «32 тропаря, а на каждой песни четыре тропаря» читались и читаются на Православном Востоке во время совершения малого повечерия в особенности в дни Успенского поста. Второй Великий молебный канон «пелся наиболее торжественно (εξάλλετο πανηγυρικώτερα) в особенности во дни петнадцатидневного поста Успения Богоматери, на что указывает эксапостиларий «Апостоли от конец…», который поется в завершении канона».[23]

 

 

 ​император Михаил VIII Палеолог

Малый молебный канон (Μικρός παρακλητικός κανών εἰς τὴν Ὑπεραγίαν Θεοτόκον) связан с историей освобождения Константинополя от крестоносцев в 1262г. Второй Рим был освобожден императором Михаилом VIII Палеологом 25 июля[24], за десять дней до Успения Богоматери, и сдался почти без боя, что приписывалось помощи Богородицы. Поскольку между династиями Ласкарисов и Палеологов существовала вражда[25], то для замены, прежде всего в дворцовом богослужении и главном храме Константинополя и империи Святой Софии, Великого молебного канона Богоматери Феодора Ласкариса был составлен другой монахом Феостириктом.[26] Этот канон получил название Малого молебного канона Богоматери (Μικρός παρακλητικός κανών εἰς τὴν Ὑπεραγίαν Θεοτόκον).

 

Б) малое повечерие

К этому времени появляется и последование т.н. «малого повечерия» (Μικρό ἀπόδειπνο), которое представляет собой по объему третью часть от Великого повечерия, традиционно читаемого во время Великого поста.[27] Оно было выделено из «Великого повечерия» из соображений совершения в не постовое время более краткого богослужения. «Малое» или новейшее последование затемнило, перекрыло древнее и великое, и оно ограничило его совершение только в период постовых дней Великой Четыредесятницы…»[28]

«Малое повечерие, которое Устав предписывает совершать ежедневно, кроме дней пения великого повечерия и Светлой седмицы6, представляет собой сокращение великого – по сути, это третья часть великого повечерия, к которой прибавлены 50-й псалом (в начале) и Символ веры (после вседневного славословия). В конце малого повечерия могут читаться дополнительные молитвы на сон грядущим7. В уже упоминавшемся сборнике XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры повечерию дается такое толкование: «Павечерница [должно] пети и молитися Богу, дабы ны без греха [Он] сподобил препочити нощь и паки востати на молбы» (Λ. 107 об.)»[29]

То есть, как и многие другие богослужения Православной Церкви, повечерие состоит из особых псалмов, песнопений и молитв. Псалмы малого повечерия 50, 69, 142 являются избранными псалмами третьей части Великого повечерия. 50-й псалом - это известный покаянный псалом. И все тексты малого повечерия, как впрочем, и Великого повечерия «наполнены покаянием, сокрушением».[30] Из наиболее известных молитв повечерия является молитва Богородице монаха Евергетинской обители «Нескверная, неблазная, пречистая…». А также краткая и всеобъемлющая молитва ко Господу Иисусу Христу монаха 7 столетия Антиоха Пандекта (Ἀντιόχος ὁ Πανδέκτος или Σαβαΐτης) «И даждь нам, Владыка, на сон грядущим покой тела и души…».[31]

Еще одна важная и яркая особенность повечерия, выделяющая его среди прочих служб малых часов – присутствие в чине повечерия гимнографического канона. Канон, один из самых развернутых видов церковных песнопений, составляет важнейшую часть утрени, наиболее продолжительной из служб суточного круга, которая должна начинаться глубокой ночью и заканчиваться на рассвете.[32]

С введением в Русской Церкви Иерусалимского устава, который органично вошел в литургическую жизнь Троицкого монастыря при свт. Киприане[32. 1], митрополите Киевском, малое повечерие стало неотъемлемой частью богослужебного круга святых русских обителей.[33]

То есть не имеется никаких сомнений в том, что прп. Сергий и прп. Михей «пели» малое повечерие с «каноном и Акафистом Богоматери», как это было уже принято на Православном Востоке начиная с 7-8 столетия, когда повечерие с каноном рассматривалось как органическая часть т.н. называемых паннихид, всенощных богослужений и молитвословий.[34] Именно этим объясняется чтение, или пение прп. Сергием, как и на Востоке, не просто канона Богоматери на малом повечерии, а благодарственного канона с Акафистом. Кроме того, уставные особенности Православной Церкви даже в 8 столетии были таковы, что в пятницу вечера даже Великим постом всегда читалось не Великое, а Малое повечерие.

Согласно выдающемуся византийскому литургисту свт. Симеону Солунскому[34.1], почти что современника прп. Сергия Радонежского: малое повечерие поется после обеда и до отхода ко сну, как благодарение «о ночи ради упокоения от трудов и для напоминания о смерти и как начаток ночи…дабы сем самым нам пройти (поприще ночи) без воздействий».[35]

 

В) Благодарственный канон Пресвятой Богородице

Возвращаясь к вопросу о каноне, который пелся прп. Сергием вместе с прп. Михеем, нам следует обратить на важное указание текста Жития. В нем ясно и конкретно говорится о пении «благодарного канона Пречистей Владычице нашей Богородице». То есть, в последование малого повечерия, которое прп. Сергий и прп. Михей совершали келейно, был встроен канон. Заметим, что это был ни малый молебный или Параклисис, ни Великий, авторство которого относится к императору Феодору Ласкарису. Что это за благодарный канон Богоматери? В славянских рукописях «Благодарственным каноном» как правило, подписывается канон «благодаренъ Пресвятей Богородице»[36], который поется в Субботу Акафиста Великого поста. Тропарем этого канона является «Повеленное тайно прием в разуме, / в крове Иосифове тщанием предста безплотный, / глаголя Неискусобрачней: / Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. / Егоже и видя в ложеснах Твоих / приемша рабий зрак, / ужасаюся звати Тебе: / радуйся Невесто Неневестная». С не менее известными ирмосами «Отвезу уста моя и наполнятся духа…», «Твоя песнословцы Богородице…» и т.д. Этот канон, согласно историческим свидетельством был окончательно отредактирован прп. Иосифом Песнописцем.[37] История составления славянских переводов текста Субботы Акафиста однозначно свидетельствует о ранних славянских текстах относящихся уже в 10 столетию и имевших к 14 столетию свою «славянскую рукописную культуру» сохранения текста Акафистного пения с некоторыми вариантами и добавления чисто славянского происхождения.[38] Но мы полагаем, что в Троицкой обители пользовались новыми переводами последования пения Акафиста, которые составлялись в т.н. «славянских» кварталах Константинополя, или в Студийском монастыре, где работали и трудились многие русские иноки, в том числе и из Троицкой обители.[38.1]

Касаясь традиции монастыря Живоначальной Троицы, постороенного прп. Сергием, пение канона Субботы Акафиста было ли оно ежедневным, обычным правилом, которое пропевалось прп. Сергием на малом повечерии? Вполне вероятно, что это именно так и было принято. Тем более что именно такая литургическая практика, как устоявшаяся и распространенная, упоминается свт. Симеоном Солунским.[39] В монастырях пелось все последование Акафистного пения с каноном прп. Иосифа Песнописца, либо с иными Богородичными канонами в пятницу на повечерии, либо пелся Богородичный канон ежедневно.

Мы не исключаем возможности соединения прп. Сергием Акафиста Богоматери с Малым и Великим канонами Богоматери, о которых мы упоминали ранее. Однако указание Жития прп. Сергия не на «молебный (умилительный) канон», или Параклисис, а на «благодарственный канон», дает нам полное право сделать однозначный выбор в пользу именно канона Богородицы прп. Иосифа Песнописца последования Субботы Акафиста.

Итак, в день преславного, чудесного явления прп. Сергию и его келейнику прп. Михею, Пресвятой Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, который падал на одну из пятниц вечера Рождественского поста, оба совершали пение малого повечерия с благодарственным каноном, который является творением прп. Иосифа Песнописца, и Акафистом в соответствии с последованием Субботы Акафиста Великого поста, имевшемся в Триодях. К такому выводу нас приводят все имеющиеся сведения Жития прп. Сергия, история развития повечерия в системе богослужебных последований Православной Церкви.

yavlenie_sergiu_1588.jpg

Чудотворный (полковой) образ явления Богоматери прп. Сергию. Письмо Евстафия Головкина 1588г.

 

Выводы

В связи с этим мы полагаем, что совершаемый чин в Троице-Сергиевой Лавре в пятницу каждой недели пения Параклисиса Богоматери, состоящий их Малого молебного канона (Μικρός παρακλητικός κανών εἰς τὴν Ὑπεραγίαν Θεοτόκον), автором которого является монах Феостирикт (13в) и пения Акафиста Богоматери должен быть подвергнут тщательной редакции. И в первую очередь Малый молебный канон (Μικρός παρακλητικός κανών εἰς τὴν Ὑπεραγίαν Θεοτόκον) должен быть заменен Благодарственным каноном Богоматери творением прп. Иосифа Песнописца.[40]

Кроме того, мы полагаем более уместным совершение Акафистного пения не параллельно с уставным богослужением, как это принято в Троице-Сергиевой Лавре сегодня, а после вечерни и при чтении малого повечерия.

Относительно же совершения бденной службы в память преславного явления Пресвятой Богородицы прп. Сергию, мы предлагаем ее, о чем мы говорили уже в самом начале нашей статьи, перенести ее совершение с 24 августа/5 сентября на дни Рождественского поста, когда это великое событие в истории обители прп. Сергия и произошло. В качестве одного из вариантов можно предложить выбрать для совершения праздника дни попразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы. Учитывая же особую важность этого события для всей Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры, мы полагаем, что бденная служба должна совершаться по чину «великих праздников»: то есть с совершением малой вечерни с пением Акафиста Богоматери, а также литии на Велицей вечерни.

И. С.,  кандидат богословия

24.08/5.09 2022г..

Литургическое празднование явления прп. Сергию Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

СНОСКИ


[1] https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/slova-i-rechi/163

[2] святитель Филарет Московский (Дроздов)

Слова и речи.  163. Слово по освящении храма явления Божией Матери Преподобному Сергию, устроеннаго над мощами Преподобнаго Михея в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре (Говорено 27 сентября, напечатано отдельно и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1842 год// https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/slova-i-rechi/163

[3] А. В. Горский. Историческое описание Свято-Троицкия- Сергиевы Лавры. Репринт. СТСЛ 1996, с. 72

[4] Там же., с. 73

[5] Там же, с. 96-105

[6] Там же, с. 132 «В год нашествия на Россию двадесяти языков, Москва была уже разорена: пятитысячный отряд занимал Дмитров…И однако же Лавра осталась неприкосновенною. Дано было повеление отряду, стоявшему в Дмитрове, идти на Лавру. Но в тот же день, когда сему повелению надлежало исполниться, - в день Покрова Пр. Богородицы, братия Лавры и с ними жители посада совершили крестный ход вокруг всего селения, и в тот же день Французские отряды обратились к Москве».

[7] Е.Е. Голубинский. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Репринт Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2012., с. 52

[8] Считается, что подлинный первоначальный текст Жития был утрачен, он вошел в осстав более позднего Жития, составленного в 15 столетии Пахомием Логофетом. См.Б. М. Клосс. Избранные труды, т.1. Житие Сергия Радонежского. М. Языки русской культуры. 1998, с. стр. 155-15159

[9] В. М. Клосс. Указ. Сочин., стр. 131-132

[10] Текст Жития прп. Сергия приводится по http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4989 Издание в электронном виде ИРЛИ Академии Наук . Важен комментарий к этой редакции Жития, сделанный ИРЛИ: ««Житие Сергия» дошло до нас в нескольких редакциях. Степень переработки, которой подверглась каждая из редакций со стороны Пахомия Логофета, оценивалась учеными по-разному. Публикуемая редакция жития не сохранилась в списках XVв. Очевидно, она представляет собой компиляцию, составленную в XVI в. на основе других редакций. Именно в этом заключается ее значение; вследствие своей компилятивности эта редакция сохранила больше кусков, автором которых можно признать Епифания.

«Житие Сергия» печатается по изданию: «Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия-чудотворца и похвальное ему слово, написанные учеником его Епифанием Премудрым в XV веке. Сообщил архимандрит Леонид». Памятники древней письменности и искусства, т. 58. СПб., 1885, по спискам: РГБ, ф. 304, собр. Троице-Сергиевой лавры, № 698, л. 1 —139 об., 156 об.—182 об.; № 663 (главы «О Голутвиньском монастырѣ» — «О преставлении святого»), л. 539—553 об. Издание выверено по рукописям. Вставки и исправления сделаны по изданию: «Великие Минеи-Четьи». Сентябрь, дни 25—30. СПб., 1883, стб. 1463—1578 и по рукописи XVII в.: РНБ, Софийское собр., № 1493, л. 100—311 (по изданию Леонида с. 22, 64, 70, 74, 142, 146—147). Β одном случае вставка сделана по рукописи XVI в.: РНБ, F. 1. 278, л. 69 («Сий же внѣшняя обзираша, а не вънутреняя...» — по изданию Леонида с. 96), а в двух случаях сохранены конъектуры Леонида («побивачи» вместо «побиваючи»; «неочищену имѣя мысль» вместо «очищену имѣя мысль» — по изданию Леонида с. 98, 145), которые не подтверждаются рукописными чтениями. Перевод дат от сотворения мира κ датам от Рождества Христова дается по мартовскому году. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4989

»

[11] Перевод ИРЛИ АН России. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4989

[12] В монастырской современной традиции малое повечерие всегда совершается не в храме, а нартексе ΘΡΗΣΚΕΥΤΙΚΗ ΚΑΙ ΥΘΗΚΗ ΕΓΚΥΚΛΟΠΑΙΔΕΙΑ, 2-ος τόμος, ΑΘΗΝΑ. Απόδειπνον 1963. σε.λ.1064

См.подробное исследование Щепёткин Антон Владиславович (диакон) Уставные особенности богослужения в Русской Церкви XI–XIV вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата теологии. 2021г. Работа посвящена Студийскому Алексиевскому уставу, где в частности рассматривается вопрос о составе Повечерия См. Глава 2 Анализ дневного круга богослужения в Студийско-Алексиевском уставе и богослужебных сборниках XI–XIV вв. стр. 127-140

[13] Житие прп. Епифания Премудраго. См. Б. М. Клосс. Избранные труды, т.1. Житие Сергия Радонежского. Рукописная традиция. Жизнь и чудеса. Тексты. М. 1998. Языки русской культуры. С. 372

[14] Скабалланович Михаил. Толковый типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Изд. Сретенского монастыря М. 2004 Часть 1, Малое повечерие, с. 369 https://religion.wikireading.ru/94299

«Теперь повечерию оставалось развить до нынешнего вида вторую свою часть и на основе ее образовать особый вид малого повечерия. Это наблюдается в часословах Синайской библиотеки № 868 XIII–XIV в. и Афоно-Ватопедской библ. № 350 XII в.»

[15] Житие Третьей Пахомиевой редакции. См. Б. М. Клосс. Избранные труды, т.1. Житие Сергия Радонежского. Рукописная традиция. Жизнь и чудеса. Тексты. М. 1998. Языки русской культуры. С. 408

[16] См. Михаил Скабалланович. Толковый типикон. М. Изд. Сретенского монастыря. 2004, с. 381-382

[17] КАНОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ЕЖЕДНЕВНОМ МОЛИТВЕННОМ ПРАВИЛЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА. Диакон Михаил Желтов Каноны Божией Матери//https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/bogorodichnik-kanony-bozhiej-materi-na-kazhdyj-den/#0_3

[18] Данное последование канона на самом деле представляет собой компиляцию из канона Феофана Начертанного и добавления в него некоторых литургических элементов и чтения из священного Писания из Большого умилительного канона. Поэтому он подписывется так «Ποίημα Θεοστηρίκτου μοναχο ̇ ο δ Θεοφάνους.» См. Η ιστορία των παρακλήσεων στην Υπεραγία Θεοτόκο// https://www.dogma.gr/diafora/istoria-ton-parakliseon-stin-yperagia-theotoko/93165/

Более подробное описание и исследование См. у πρωτοπρεσβυτέρου Δημητρίου Αθανασίου. Η Ιστορία του Μικρού Παρακλητικού Κανόνα και ο ποιητής του.// https://fdathanasiou.wordpress.com/2011/07/31/ 2011/07/31/η-ιστορία-του-μικρού-παρακλητικού-καν/

Автор приводит две точки зрения относительно происхождения и авторства этого канона. Первая точка зрения -  Феофан и Феостирикт это одно и тоже лицо. Первое имя светское, а второе – имя в монашестве (профессора Н.Тамодакис и И. Фундулис). Вторая точка зрения – творец канона это святой монах Феостирикт Исповедник, пострадавший за иконопочитание, но он использовал для составления последования Малого Праклисиса долее древний канон, составленный Феофаном Начертанным, митрополитом Никейским, который в свою очередь использовал некоторые элементы канона утрени на Лазареву субботу, составленный прп. Иоанном Дамаскиным.

[19] Πρωτοπρεσβυτέρου Δημητρίου Αθανασίου. Πρωτοπρεσβυτέρου Δημητρίου Αθανασίου.Ο Ποιητής του Μεγάλου Παρακλητικού Κανόνα(Μ.Π.Κ).// https://fdathanasiou.wordpress.com/2011/07/31/ η-ιστορία-του-μικρού-παρακλητικού-καν/

[20] См..  Πρωτοπρ. Γεώργιος Μεταλληνός. Ὁ Μέγας Παρακλητικός Κανών. Ἕνας Αὐτοκράτορας ἱκέτης τῆς Θεοτόκου.// https://www.hristospanagia.gr/ ὁ-μέγας-παρακλητικός-κανών-ἕνας-αὐτ/ «Любовь и преданность Богородице Феодора Ласкариса Любовь и преданность Феодора Ласкареса Деве Марии выразились в его важнейших поэтических и похвальных текстах, занимающих важное место в его богословском и вообще литературном творчестве. В его гимнографическом творчестве постоянно ощущается сокрушение его сердца, плод искреннего раскаяния, его сокрушение и смирение, его непоколебимая вера в помощь Богородицы и возможность спасения. «Крики его болей слышны в гимнографии искреннее, чем где бы то ни было.» (Ν. Β. Τωμαδάκης).»

[21] Η ιστορία των παρακλήσεων στην Υπεραγία Θεοτόκο// https://www.dogma.gr/diafora/istoria-ton-parakliseon-stin-yperagia-theotoko/93165/

[22] Ιωάννου Μ. Φουντούλη, Οἱ Παρακλητικοί κανόνες “Μικρός καί Μέγας” πρός τήν Παναγία  Λογική Λατρεία, Εκδόσεις Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, σ. 173-178

[23] Ιωάννου Μ. Φουντούλη, Οἱ Παρακλητικοί κανόνες “Μικρός καί Μέγας” πρός τήν Παναγία  Λογική Λατρεία, Εκδόσεις Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, σ. 173-178

[24] Величко А. М. История Византийских императоров. Том 5, с. 74.

[25] Император Михаил Палеолог после насильственной узурпации опекунства над сыном императора Феодора Ласкариса цесаревича Иоанна Ласкариса взошел на императорский престол Никейской империи. После освобождения Константинополя и прекращения существования Латинской империи, Иоанн Палеолог в 1261 г. приказал ослепить 10-летнего императора Иоанна Ласкариса и заточил в крепость. За что император Михаил Палеолог был отлучен патриархом Арсением. Император Иоанн Ласкарис остаток своей жизни провел в монашестве.

[26] Η ιστορία των παρακλήσεων στην Υπεραγία Θεοτόκο//https://www.dogma.gr/diafora/istoria-ton-parakliseon-stin-yperagia-theotoko/93165/

[27] СМ. Ιωάννου Φουντουλη. Απόδειπνο. Λογική λατρεία. Έκδοσεις Αποστοποστολική; Διακονίας. σελ.200

[28][28] Там же, 200

[29] Михаил Желтов, дьякон. Указ.сочин.

[30] Ι. Φουντουλη, σελ. 201

[31] Там же σελ.202 Антиоху Савваиту принадлежит уникальный труд «Πανδέκτης της Αγίας Γραφής» представляющее собою сокращённое изложение учения Писания и творений святых отцов по различным вопросам христианской нравственности и отчасти веры, преимущественно в применении к жизни монашеской. «Пандекты» Антиоха изданы в греческо-латинском тексте в «Patrologia», series graeca Миня (т. 89). Вводная глава «Пандектов» рассказывает о мученичестве упомянутых монахов, а последняя глава содержит список еретиков. Сочинение представляет собой большую историческую и духовную ценность.

[32] Там же

[33] См. Скабалланович Михаил. Толковый типикон. Часть 1. Малое повечерие., стр 381

 « В качестве самостоятельной службы малое повечерие выступает впервые в слав. Иерусалимских уставах XIV в.»// https://religion.wikireading.ru/94299

[34] См. του Παναγιώτη Αντ. Ανδριόπουλου. Η ιστορική εξέλιξη του Μεγάλου Απόδειπνου // https://www.vimaorthodoxias.gr/ heologikos-logos-diafora/η-ιστορική-εξέλιξη-του-μεγάλου-απόδει/

Михаил Желтов, дьякон. Указ сочин.

[35] Συμεών Θεσσαλονίκης, Περί της θείας προσευχής, κεφ, στ’, PG 155, 553 B-C

[36] См. Молитвослов. СПб 1857, стр. РП' «Канон благодарен Пресвятей Богородице, егоже краегранесие сицево: Радости приятелище, тебе подобает падоватися единей. Творение Иосифово».

[37] См. ΕΥΤΥΧΙΟΝ Ι. ΤΩΜΑΔΑΚΗ. ΙΩΣΗΦ Ο ΥΜΝΟΓΡΑΦΟΣ. ΒΙΟΣ ΚΑΙ ΕΡΓΟΝ. ΕΝ ΑΘΗΝΑΙΣ ΤΥΠΟΓΡΑΦΕΙΟΝ ΑΔΕΛΦΟΝ ΜΥΡΤΙΔΗ. Дает важные сведения о гимнографии прп. Иосифа Пенописца, в частности сообщает о его редактировании, или обновлении Октоиха прп. Иоанна Дамаскина и создании «Τῆς Ὀκτωήχου τῆς Νέαν θεῖον τέλος, πόνοι δὲἸώσήφ». О создании им параллельно новых трипеснцев, четверопеснцев и канонов для праздников Триоди и Пентикостария, «тем самым завершив труд братьев Студитов»σελ.78, См. также новую дипломную работуΠΑΡΑΣΚΕΥΗ ΚΟΣΜΙΔΟΥ Η ΥΠΕΡΑΓΙΑ ΘΕΟΤΟΚΟΣ ΣΤΑ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΚΑ ΒΙΒΛΙΑ ΤΩΝ ΘΕΟΤΟΚΑΡΙΩΝ ΔΙΠΛΩΜΑΤΙΚΗ ΕΡΓΑΣΙΑ Σύμβουλος Καθηγητής: Αρχιμ. Νικόδημος Σκρέττας ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ 2021, σελ. 25 «Ο Ιωσήφ ο Υμνογράφος γεννήθηκε το 816 μ.Χ. στη Σικελία και είναι ένας εκ των πιο σημαντικών ποιητών και υμνογράφων της Ορθοδόξου Εκκλησίας. Συνέθεσε κανόνες, στιχηρά και κοντάκια. Τα ποιήματά του συγχέονται ενίοτε με αυτά του Ιωσήφ του Στουδίτη. Επίσης θεωρείται ο κυριότερος συντάκτης της Παρακλητικής αφού από τους 96 κανόνες που εμπεριέχονται σ’ αυτήν οι 48 φέρονται υπό το όνομά του (οι 32 γράφτηκαν υπό του Θεοφάνους και οι λοιποί 16 υπό άλλων υμνογράφων). Ένα από τα σημαντικότερα ποιήματά του είναι ο κανόνας του Ακαθίστου Ύμνου. Γενικά θα μπορούσαμε να πούμε ότι η ποίησή του χαρακτηρίζεται από ποικιλία εκφράσεως, χάρη και ευρυθμία»

См также ПЭ Иосиф Пенописец. https://www.pravenc.ru/text/673697.html «И. П. приписываются следующие каноны Постной Триоди: № 596 в Неделю о блудном сыне;… № 604 канон Пресв. Богородице в субботу Акафиста; № 605 канон для Великого понедельника; № 606 канон для Великого вторника; № 607 канон для Великой среды.»

[38.] См. Воробьев К.В. — Богослужение Субботы акафиста в славянских Триодях XII-XIV вв. // Филология: научные исследования. – 2018. – № 3. – С. 26 - 39.

[39] См. ПЭ https://www.pravenc.ru/text/63814.html «Во многих греч. храмах и мон-рях А. Богородице читается на вседневных повечериях. Традиция чтения его на будничном повечерии, сохранившаяся в Греции, была известна уже Симеону, архиеп. Фессалоникийскому (Солунскому) († 1424), к-рый сообщает, что «некоторые каждый вечер в святых обителях поют каноны Богородицы, а весьма многие - каждую пятницу вечером последование Акафиста» (De sacra precatione, 308 // PG. 155. Col. 621; Симеон Солунский. Соч. С. 471)». 

[40] Κανόνα τς Θεοτόκου, ο κροστιχίς·
Χαρς δοχεον, σο πρέπει χαίρειν μόν. ωσήφ.

Ποίημα ωσφ το μνογράφου. http://users.uoa.gr/~nektar/orthodoxy/prayers/service_theotokos_greetings_translation.htm

 


[1.1] В. О. Ключевский. Речь на собрании Московской Духовной Академии в память преп. Сергия.// http://dugward.ru/library/kluchevskiy/kluchevskiy_znachenie_prepodobnogo_sergiya.html

[32. 1] О нем См. Н. Ф. Дробленкова (библиография), Г.М.Прохоров. Киприан, митрополит Киевский и всея Руси//http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4011 (Электронные публикации ИРЛИ (Пушкинского дома) РАН)

ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. М., 2013., т. ΙΧ. Киприан, стр. 630-650. Книжно-литературное творчество, книгописание. Роль К. во "втором южнославянском влиянии". Б.Н. Флоря. стр. 638-641

Архимандрит Макарий (Веретенников). Святой митрополит Киприан. М. Троице-Голенищево. 2013, стр. 61- 65

[34.1] Свт. Симеон Солунский скончался в 1429 г.свт. Симеон управлял Солунской Церковью в течение 13 лет (1416-1429 . «Начиная с 14 столетия и вплоть до завоевания Фессалоник турками, на архиепископской кафедре были явлены личности, которые запечатлели церковную историю города и православное Богословие.  Последним пастырем его и как бы запечатлевшим всех был свт. Симеон Фессалоникский….Он утешал и укреплял свою паству. Но в вопросах относящихся к церковной традиции святой Симеон был неуступчив, откровенно заявляя о своей позиции как пастыря, он был справедливым в своτм суде в случаях оспаривания родственной духовности».) См. Πουλής, Γεώργιος (1998, Αριστοτέλειο Πανενιστήμιο Θεσσαλονίκης ( ΑΠΘ ),Ι ΑΠΟΨΕΙΣ ΤΟΥ ΑΓΙΟΥ ΣΥΜΕΩΝ, ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΤΗ ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗΣ, ΓΙΑ ΤΑ ΕΚΚΛΗ- ΣΙΑΣΤΙΚΑ ΑΔΙΚΗΜΑΤΑ:ΙΣΤΟΡΙΚΗ ΠΡΟΣΕΓΓΙΣΗ. Σελ.55, 56, 59

[38.1] О т.н. славянских колониях в Константинополе и о монахах славянских стран, которые жили и трудились в Студийском монастыре См. И. М. Концевич. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М. Изжательский отдел МП.1993, стр.86-88.

Архимандрит Августин (Никитин). Студийский монастырь и древняя Русь. //Альфа и Омега, №53, 55, 54 2008-2009  А также https://www.pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i-drevnyaya-rus/

Иеромонах Гурий (Гусев). Книжная деятельность в Троицком монастыре в веках. М. Московский педагогический университет (МПГУ), стр.113-118



Подписка на новости

Последние обновления

События