Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Конгрегация вероучения Ватикана высказалась по поводу вакцины против COVID-19

Текст заявления (англ.язык)

Vatican NewsA nurse prepares to administer a Covid-19 vaccine in Kuwait   ВВЕДЕНИЕ 

«В Русской Православной Церкви считают этически недопустимым использование клеточных линий, полученных из эмбриональных тканей человека, для создания иммунологических препаратов», — говорится в докладе председателя патриаршей комиссии РПЦ по вопросам семьи, защиты материнства и детства священника Федора Лукьянова.

19 октября 2020 года в Госдуме прошел круглый стол «Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Перспективы законодательного и нормативно-правового регулирования». В нем приняли участие медики, ученые, духовенство, представители власти, родительского сообщества, общественных организаций.

«Этически недопустимым представляется наличие в составе препаратов для иммунопрофилактики компонентов, полученных с использованием клеточных линий, полученных из эмбриональных тканей человека. В частности, HEK 293 (Human Embryonic Kidney 293) — клеточная линия, полученная из эмбриональных почек человека», — сказано в докладе.

Священник отмечает, что благодаря «простоте культивирования» эта клеточная линия получила широкое распространение в клеточной биологии. «Она широко используется в биотехнологической и фармакологической отраслях как продуцент терапевтических белков и вирусов для генной терапии. HEK 293 получена из клеток почки абортированного ребенка», — отмечается в документе.

 

 

Обнародован документ ватиканской Конгрегации вероучения «Пояснение о моральной допустимости использования некоторых вакцин против КОВИД-19». Документ был одобрен Папой Франциском 17 декабря.

Ольга Сакун - Град Ватикан

Речь идет о нравственной оценке использования некоторых вакцин, которые произведены с применением клеточных линий от двух эмбрионов, абортированных в прошлом столетии, причем речь идет не о спонтанном выкидыше, а именно об аборте.

Поскольку в настоящее время вопрос вакцинирования находится в центре общественных дебатов, а высказывания представителей Католической Церкви в СМИ иногда даже противоречат друг другу, Конгрегация вероучения посчитала необходимым внести ясность, отвечая на поступившие в это ведомство вопросы. В документе за подписью префекта Конгрегации кардинала Ладариа Феррера и ее секретаря архиепископа Джакомо Моранди поднимается только вопрос допустимости использования вакцин против КОВИД-19, разработанных с помощью клеточных линий двух абортированных эмбрионов. Конгрегация не выносит никаких суждений по вопросу безопасности и эффективности самих вакцин: хотя, отмечается в тексте, и эти аспекты являются нравственно значимыми, их оценка находится в компетенции биомедиков и фармацевтических компаний.

В документе подчеркивается, что на тему вакцин уже высказывалась Папская академия защиты жизни в тексте, озаглавленном «Нравственные рассуждения о вакцинах, изготовленных на основе клеток от человеческих абортированных эмбрионов» (2005). На эту тему высказалась в 2008 году и Конгрегация вероучения в руководстве Dignitas Personae. В 2017 году Папская академия защиты жизни вновь вернулась к этому вопросу в особом пояснении.

Итак, ссылаясь на названные документы, в своем новом пояснении Конгрегация вероучения утверждает, что в содействии злу существуют разные степени ответственности (дифференцированная ответственность). Например, при использовании в вакцине клеточных линий незаконного происхождения ответственность тех, кто принимает решение о ее производстве, не идентична ответственности тех, кто не имеет власти решать.

В этом смысле, когда недоступны вакцины против КОВИД-19, которые можно назвать безупречными с этической точки зрения, например, если такие вакцины не предоставляются в распоряжение врачей или у граждан нет выбора, использовать вакцины против КОВИД-19, в разработке и производстве которых применялись клеточные линии абортированных эмбрионов, является морально допустимым.

Конгрегация поясняет: в этом случае степень соучастия во зле аборта (пассивное материальное содействие) расценивается как отдаленная. Нравственный долг избегать такого пассивного материального соучастия не является обязательным к исполнению, если существует серьезная опасность, такая, как, например, распространение патогенного фактора, которое невозможно остановить другими способами. Именно такой опасностью является распространение вируса SARS-CoV-2, вызывающего КОВИД-19, поясняется в тексте. В этой ситуации можно использовать все виды вакцин, признанных клинически безопасными и эффективными, с уверенностью, что применение таких вакцин не является формальным соучастием в аборте, от которого происходят клеточные линии вакцины. Вместе с тем допустимость использования таких вакцин не означает допустимость, даже косвенную, практики аборта, и предполагает, что те, кто используют эту вакцину, отвергают аборт. Поэтому фармацевтические компании и правительственные агентства призываются производить, одобрять, распространять и предлагать этически приемлемые вакцины, которые не создают нравственных проблем ни для медработников, ни для пациентов.

Далее в документе Конгрегации вероучения отмечается, что вакцинация, как правило, не является нравственным долгом и проводится на добровольной основе. «В любом случае, - читаем в тексте, - с этической точки зрения нравственная оценка вакцинации зиждется не только на обязанности защиты собственного здоровья, но и на стремлении к общему благу. Это благо, при отсутствии других способов остановить или только предотвратить эпидемию, может побуждать к вакцинации, особенно для защиты самых слабых и тех, кто подвержен риску. Те же, кто по соображениям совести отказываются от вакцин, произведенных с помощью клеточных линий от абортированных эмбрионов, должны прилагать усилия, чтобы с помощью других способов профилактики и надлежащего поведения не стать переносчиком инфекции. В особенности они должны избегать всякого риска для здоровья тех, кто не может быть привит по клиническим или по иным причинам, и тех, кто более уязвим».

В конце документа упоминается о нравственном императиве для фармацевтических компаний, правительств и международных организаций: гарантировать, чтобы безопасные, эффективные и этически приемлемые вакцины были доступны также в самых бедных странах, не став для них финансово обременительными.

-  

CONGREGATION FOR THE DOCTRINE OF THE FAITH
 

Note on the morality of using 
some anti-Covid-19 vaccines

 

The question of the use of vaccines, in general, is often at the center of controversy in the forum of public opinion. In recent months, this Congregation has received several requests for guidance regarding the use of vaccines against the SARS-CoV-2 virus that causes Covid-19, which, in the course of research and production, employed cell lines drawn from tissue obtained from two abortions that occurred in the last century. At the same time, diverse and sometimes conflicting pronouncements in the mass media by bishops, Catholic associations, and experts have raised questions about the morality of the use of these vaccines.

There is already an important pronouncement of the Pontifical Academy for Life on this issue, entitled “Moral reflections on vaccines prepared from cells derived from aborted human fetuses” (5 June 2005). Further, this Congregation expressed itself on the matter with the Instruction Dignitas Personae (September 8, 2008, cf. nn. 34 and 35). In 2017, the Pontifical Academy for Life returned to the topic with a Note. These documents already offer some general directive criteria.

Since the first vaccines against Covid-19 are already available for distribution and administration in various countries, this Congregation desires to offer some indications for clarification of this matter. We do not intend to judge the safety and efficacy of these vaccines, although ethically relevant and necessary, as this evaluation is the responsibility of biomedical researchers and drug agencies. Here, our objective is only to consider the moral aspects of the use of the vaccines against Covid-19 that have been developed from cell lines derived from tissues obtained from two fetuses that were not spontaneously aborted.

1. As the Instruction Dignitas Personae states, in cases where cells from aborted fetuses are employed to create cell lines for use in scientific research, “there exist differing degrees of responsibility”[1] of cooperation in evil. For example,“in organizations where cell lines of illicit origin are being utilized, the responsibility of those who make the decision to use them is not the same as that of those who have no voice in such a decision”.[2]

2. In this sense, when ethically irreproachable Covid-19 vaccines are not available (e.g. in countries where vaccines without ethical problems are not made available to physicians and patients, or where their distribution is more difficult due to special storage and transport conditions, or when various types of vaccines are distributed in the same country but health authorities do not allow citizens to choose the vaccine with which to be inoculated) it is morally acceptable to receive Covid-19 vaccines that have used cell lines from aborted fetuses in their research and production process.

3. The fundamental reason for considering the use of these vaccines morally licit is that the kind of cooperation in evil (passive material cooperation) in the procured abortion from which these cell lines originate is, on the part of those making use of the resulting vaccines, remote. The moral duty to avoid such passive material cooperation is not obligatory if there is a grave danger, such as the otherwise uncontainable spread of a serious pathological agent[3]--in this case, the pandemic spread of the SARS-CoV-2 virus that causes Covid-19. It must therefore be considered that, in such a case, all vaccinations recognized as clinically safe and effective can be used in good conscience with the certain knowledge that the use of such vaccines does not constitute formal cooperation with the abortion from which the cells used in production of the vaccines derive. It should be emphasized, however, that the morally licit use of these types of vaccines, in the particular conditions that make it so, does not in itself constitute a legitimation, even indirect, of the practice of abortion, and necessarily assumes the opposition to this practice by those who make use of these vaccines.

4. In fact, the licit use of such vaccines does not and should not in any way imply that there is a moral endorsement of the use of cell lines proceeding from aborted fetuses.[4] Both pharmaceutical companies and governmental health agencies are therefore encouraged to produce, approve, distribute and offer ethically acceptable vaccines that do not create problems of conscience for either health care providers or the people to be vaccinated.

5. At the same time, practical reason makes evident that vaccination is not, as a rule, a moral obligation and that, therefore, it must be voluntary. In any case, from the ethical point of view, the morality of vaccination depends not only on the duty to protect one's own health, but also on the duty to pursue the common good. In the absence of other means to stop or even prevent the epidemic, the common good may recommend vaccination, especially to protect the weakest and most exposed. Those who, however, for reasons of conscience, refuse vaccines produced with cell lines from aborted fetuses, must do their utmost to avoid, by other prophylactic means and appropriate behavior, becoming vehicles for the transmission of the infectious agent. In particular, they must avoid any risk to the health of those who cannot be vaccinated for medical or other reasons, and who are the most vulnerable.

6. Finally, there is also a moral imperative for the pharmaceutical industry, governments and international organizations to ensure that vaccines, which are effective and safe from a medical point of view, as well as ethically acceptable, are also accessible to the poorest countries in a manner that is not costly for them. The lack of access to vaccines, otherwise, would become another sign of discrimination and injustice that condemns poor countries to continue living in health, economic and social poverty.[5]

The Sovereign Pontiff Francis, at the Audience granted to the undersigned Prefect of the Congregation for the Doctrine of the Faith, on 17 December 2020, examined the present Note and ordered its publication.

Rome, from the Offices of the Congregation for the Doctrine of the Faith, on 21 December 2020, Liturgical Memorial of Saint Peter Canisius.

 

Luis F. Card. Ladaria, S.I.       + S.E. Mons. Giacomo Morandi
Prefect     Titular Archbishop of Cerveteri
  Secretary

 



[1] Congregation for the Doctrine of the Faith, Instruction Dignitas Personae (8th December 2008), n. 35; AAS (100), 884.

[2] Ibid, 885.

[3] Cfr. Pontifical Academy for Life, “Moral reflections on vaccines prepared from cells derived from aborted human foetuses”, 5th June 2005.

[4] Congregation for the Doctrine of the Faith, Instruct. Dignitas Personae, n. 35: “When the illicit action is endorsed by the laws which regulate healthcare and scientific research, it is necessary to distance oneself from the evil aspects of that system in order not to give the impression of a certain toleration or tacit acceptance of actions which are gravely unjust. Any appearance of acceptance would in fact contribute to the growing indifference to, if not the approval of, such actions in certain medical and political circles”.

[5] Cfr. Francis, Address to the members of the "Banco Farmaceutico" foundation, 19 September 2020.

https://www.vatican.va/roman_curia/congregations/cfaith/documents/rc_con_cfaith_doc_20201221_nota-vaccini-anticovid_en.html



Подписка на новости

Последние обновления

События