Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Письменная проповедь: Православное воспитание-образование

Γραπτὸ Κήρυγμα: Ἡ ὀρθόδοξη ἀγωγή

 

Священная Митрополия Нафпакта и Святого Власия

 

Письменная проповедь, Воскресенье 3 апостола Луки

Γραπτὸ Κήρυγμα: Ἡ ὀρθόδοξη ἀγωγή

 

 

«И приступль коснуся во одръ, носящии же сташа: и рече: юноше, тебе глаголю, востани. И седее мертвый, и начатъ глаголати: даде его матери его»

 (Луки 7:14-16).

 

Дорогие братья,

 

Христос силой Своего Божества воскресил умершего юношу и затем отдал его матери (Лк. 7, 11-17). Это чудо, как и все чудеса Христа, указывают на Его дело, которым является упразднение смерти и оживление мертвого человека.

 

Это также является делом Церкви, так как святость Христа переносится на Церковь, которая является Его Телом. Таким образом, Церковь стремится уничтожить смерть, воскресить человека. Это называется образованием и воспитанием (παιδεία καί ἀγωγή.). По этой причине православное образование-воспитание для всех и особенно для молодежи носит воскресший характер и не мыслится вне Церкви, вне Божественной Литургии и вне Христианской Общины.

 

Православное образование не человеческое, а значит, оно не имеет в своем центре человека, а оно Богочеловеческое, что означат следующее - оно имеет своим центром Богочеловека Христа и через Него стремится к решению всех проблем. Цель Богочеловеческого образования-воспитания отождествляется с целью Церкви, которая своей целью ставит непрерывное преображение человека и творения.

 

Православное образование имеет своей главной задачей обожение человека. Следовательно, свое внимание оно обращает на сердце, а не обращается к сухой логике. Оно не стремится к умножению энциклопедических знаний, но предпочитает молитву Давида «сердце чисто созижди во мне Божи» (Пс.50) и жизнь блаженством Христовым, «блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 6:8). Оно прежде всего заботится об очищении сердца от тлетворных энергий страстей, за которым следует просвещение ума, который, просвещаясь, «зрит» (θεωρεῖ) славу Божию.

 

Ее основополагающие добродетели — смирение и любовь. Святые, являющиеся любителями и практиками этого образования, смиренны и любят весь мир, жертвуя собой ежедневно, тогда как обладатели человеческого образования одержимы эгоизмом познания светкой мудрости, что создает много проблем.

 

Цель Богочеловеческого воспитания состоит также вовсе не в том, чтобы сделать человека хорошим, благим, а в том, чтобы привести его к истинному Благу, то есть ко Христу, и таким образом стать Богом по Благодати. Оно начинается не с того образа мышления, что человек имеет в себе какие-то хорошие стороны, которые нужно по достоинству оценить, а с той истины, что, человек отдалившись от Бога, живя в состоянии после грехопадения, что над ним господствует тирания дьявола, что он живет противоестественной жизнью, живет «бессмысленное небытие» (ἀνούσια ἀνυπαρξία). Поэтому он ищет оживления умершего от человеческого греха, освобождения его от тирании дьявола и соединения его с Богом. Таким образом, православное образование не мыслится и не понимается независимо от Церкви, оно не может развиваться вне ее искупительного пространства.

 

Это непрерывное преображение человека, составляющее главную цель образования и Церкви, совершается через Святые Таинства и особенно через Божественную Евхаристию, которая является средоточием духовной жизни, средоточием всех таинств.

 

Это значит, что православное воспитание это не сухое преподавание каких-то даже православных знаний, не учение о хорошей «нравственной» жизни, не указание на некий хороший социальный переворот и на хорошие манеры поведения, а направлено на обожение человека, в чтобы человек «страдал» божественным, жил Таинством Церкви.

 

Тем самым я хочу подчеркнуть ту истину, что церковное воспитание молодежи должно быть направлено не только на создание хорошего общества или на защиту ее от «мирского духа», но и на то, чтобы вести ее от образа Божия к богоподобию, которое совершается посредством аскетического подвига и жизни в Таинствах.

 

Таким образом, при православном воспитании в душе юноши глубоко печатлеется атмосфера Священного Храма. Богослужебная, и главным образом евхаристическая жизнь входит в его душу и печатлеет в ней все ее действия. Юноша, получающий православное воспитание, заквашивается соответственно, Святым алтарем, служением в Церкви, иконописью и т. д. Он ощущает епископа и священникак как своего отца.

 

Это значит, что православное воспитание не может быть понято вне литургического и евхаристического пространства, не может быть понято вне сакраментального духа Церкви, который есть непрестанное покаяние в причащении Божественной жизни. Божественная Евхаристия и обращение ко святой Церкви – это не какие-то воскресные «случаи», как приложение ко всей недельной работе, а реальное пространство православного воспитания. Места встречи, как и офисы, следует понимать как второстепенные места, которые тесно связаны со Святым Храмом, одухотворены им и ведут к нему.

Православное образование не мыслится и вне церковно-богослужебной общности. Церковь – это семья, и молодой человек должен жить этой семейной жизнью и вместе принимать учение и духовную пищу, предлагаемые Церковью. Дух общины, семьи необходимо переживать и развивать, потому что это единственное, что дает тепло и утешение молодежи и не оставляет места для поиска этой атмосферы и состояния в других антропоцентричных и опасных обществах.

 

В Божественной литургии юноша познает свою духовную семью, к которой принадлежат его дед, отец, младшие братья и сестры и младенцы, принадлежат все люди любого возраста и социального положения, даже все православные, живущие в разных народах, и которые фактически встречаются в Храме.

 

Православное воспитание должно помогать молодежи искать и находить жизнь, Бога, учение в церковной общине, в Теле Христовом.

 

Проблема имеет много аспектов. Я подчеркнул лишь некоторые из них, и то в письменном виде. Однако как Христос воскресил юношу и отдал его матери, так и православное воспитание, по благодати Божией, воскрешает юношу от греха и приносит его своей матери, Церкви, чтобы он жил в материнской любви.

 

+

 Митрополит Навпактский и святовласиевский

Иерофей

Ὁ Μητροπολίτης

+ Ὁ Ναυπάκτου καί Ἁγίου Βλασίου Ἱερόθεος

Источник: http://parembasis.gr/index.php/el/menu-teyxos-314/7483-2022-10-08

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2022г.



Подписка на новости

Последние обновления

События