Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ВОСКРЕСЕНИЕ ПО ПАСХЕ ВТОРОЕ: ЖЕН МИРОНОСИЦ

О ПОЛОЖЕНИИ И РОЛИ ЖЕНЩИНЫ в НОВОМ ЗАВЕТЕ

Расшифрованная запись Беседы блаженной памяти старца архимандрита Афанасия Мителенеу

ΚΥΡΙΑΚΗ ΤΩΝ ΜΥΡΟΦΟΡΩΝ[:Μάρκ.15,43-16,8]

Απομαγνητοφωνημένη ομιλία μακαριστού γέροντος Αθανασίου Μυτιληναίου με θέμα:

«Η ΓΥΝΑΙΚΑ ΣΤΟΝ ΧΩΡΟ ΤΗΣ ΚΑΙΝΗΣ ΔΙΑΘΗΚΗΣ»

       [εκφωνήθηκε στην Ιερά Μονή Κομνηνείου Λαρίσης στις 3-5-1998]

 

 

Сегодня, дорогие мои, наша Церковь, в Неделю жен-Мироносиц, особо чтит тех лиц, которые участвовали в уходе за мёртвым телом Иисуса, таких как Иосиф, Никодим и другие жены-Мироносицы.

 

       Для того чтобы понять, какое служение они предлагали и на каких условиях они предлагали эти услуги, нам придется перенестись в обстановку тех дней, то есть тогда, когда Иисуса правители рассматривали после его Распятия; так что апостол Марк Евангелист пишет, что наместник Иосиф «посмел войти к Пилату, и просил тела Иисуса». Он посмел, дерзнул... Он осмелился пойти туда, в канцелярию наместника Пилата, чтобы попросить тело Иисуса. Почему он вставляет слово посмел, дерзнул»? Потому что считалось чем-то очень ужасным быть известным, быть причастным Иисусу Христу, осужденного как преступник на Крест.

 

        Однако каково положение тех женщин, которых наша Церковь, как я вам говорил, назвала «жёнами-Мироносицами» за то, что они купили миро и хотели помазать тело Иисуса, конечно поверх погребальных пелен, именно этот вопрос нас сегодня особенно будет занимать.

 

        Положение женщин в древнем мире хорошо известно, мои дорогие. Даже в цивилизованном мире греков. Однако положение женщины в Ветхом Завете сильно намного превышало положение внебиблейской женщины, женщины вне народа Божия. То есть Библии, Ветхого Завета. Но даже такое положение женщин в Ветхом Завете намного превосходит положением женщин в Новом Завете.

 

      Без преувеличения положение женщины в Христианстве — это положение Евы в раю до ее падения. Более того, совершенная христианка имеет образцом для себя Божию Матерь. Эта женщина представлена в Новом Завете: Богородица, которая, конечно, бесконечно превосходит ветхую Еву до ее падения. Достаточно учесть, что первым человеком, вошедшим в Царствие Божие, является Богородица, т.е. женщина. Я сказал «входит», потому что наша Церковь безусловно верит, что Богородица воскресла, и как Он, вместе со Своей плотью вознесся в Свое Царствие, так и Богородица, вознеслась, воскресла, вознеслась со своим телом. В то время как в Царстве Божием нет никого, кто пребывал бы в нем со своей плотью. Даже Иоанн Предтеча. Ни Апостолы, ни апостол Павел. Но только Богородица одна. Мы все ждем воскресения мертвых. И тогда мы войдем по плоти, подчеркиваю, в Царство Божие. Вы хорошо это  слышали, верно? С плотью. Так, дорогие мои, единственная, кто входит в Царствие Божие по плоти, это  Пресвятая Богородица. Что это значит? То, что женщина первой приходит в Царство Божие по плоти. А это, говорит о многом.

 

       Но стоит исторически взглянуть на положение женщины по отношению к мужчине, потому что женщина колеблется в своей попытке понять, каково ее положение. Действительно есть в этом необходимость...

Образом настоящего человека, мужчины или женщины, является человек в раю. Это подлинное творение, без травм свободы по причине обстоятельств. Потому что свобода завоевать ее наносит нам немало ран. Иногда это раны и кровь. Но прежде всего душевная травма, чувствительная травма. Свободу нелегко завоевать. Однако там мужчина и женщина, там в Раю — люди. Человек это мужчина, женщина тоже человек. Потому что потом женщина будет расцениваться как существо после мужчины, после грехопадения конечно, как res, то есть вещь! Как некая личность... Я несколько злоупотребительно сказал личность, существо, которое будет только удовлетворять и радовать мужчину, а она не что иное, как объект. Res. Вещь.

 

      «И сказал Бог, — читаем мы в Библии, — сотворим человека по образу и подобию Нашему. И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их». Итак, человеком  является и мужчина, и женщина, и мужчина, и женщина — люди. Я подчеркиваю это, потому что это критерий того, что мы увидим ниже. И мужчина — человек, и женщина — человек. Так что женщина как  человек, она ни в чем не уступает мужчине, потому что если бы она была ниже, то не была бы человеком. Если бы она уступала бы мужчине. Но нечто иным является наличие у них определенных свойств, отличающие мужчину от женщины, чтобы совершить таинство брака, ввести в этот мир третье лицо. Их ребенок, третий мужчина.

 

       Женщина произошла от Адама. И она плоть от плоти и «кость от костей» Адама. Каков Адам, такова и женщина. Повторяю: человек. Этим все сказано. Поэтому у нее нет отдельного, автономного творения. Снаружи, как я уже говорил, есть какие-то особые характеристики, те, что определяют мужчину как мужчину, как пол, и те, которые делают женщину женщиной, как пол. Я говорю это снова. Ради  той  цели, которую я объяснил вам.

 

     Женщина была создана как помощница мужчины. В основном ее делом является дело спасения. Мы говорим, женщина - помощник мужчины. В чем? Для спасения.  Помогать вовсе не в том, чтобы, позвольте мне очень медленно спуститься, помыть ей посуду и приготовить ей еду. Другой вопрос сейчас в том, обязан ли мужчина тоже помогать ей по хозяйству. Вместе они построят свой дом, вместе они украсят свой дом, они украсят его, вместе они всегда будут служить своему дому. Чтобы служить им. Но не кажется ли вам слишком пессимистичным сказать, что женщина — это «помощник»... то есть «помощник» в значении слова «помощник» — только служить мужчине? Чтобы служить ему в плане домашнего хозяйства? Отпустить! Если возможно...

 

Помощь должна бы быть взаимной. Потому что это являлось бы целью существования человека, которым является его общение с человеком и общение с Богом. В этом бы оказывала бы помощь женщина. Но она бы оказала бы помощь мужчине найти свое предназначение, обожение, а мужчина оказал бы помощь и женщине найти свое предназначение, то есть обожение. Потому что человек, как говорит св. Иоанн Дамаскин, есть «обоженное животное»( ζον θεούμενον). Когда мы говорим «животное», не думайте о животных. Но это живое существо.  Существо, которое живет. И потому это нечто живое, предназначенное для обожения. И мужчина, и женщина. Вы видите, что и мужчины, и женщины внесены в Книгу святых (το Αγιολόγιον) нашей Церкви. Мы говорим: святой альфа, святой вита, святая альфа, святая вита. Вы это видите.

 

      Но все вещи не остались таковыми, каковыми сотворил их Бог, но они изменились. Женщина, здесь я хочу обратить ваше особое внимание, женщина перешла границы. Должен ли я сказать это снова? Женщина перешла границы, она не должна была этого делать. Но и мужчина перешел границы, чего ему тоже не следовало делать. Потому что «отношения между мужчиной и женщиной есть отношения между головой и телом», как говорит апостол Павел. Таким образом, мы бы сказали, что были и должны были быть ограничения как для женщины, так и для мужчины. И эти пределы — человеческие пределы-границы. Да не превзойдем мы их,  ни мужчина, ни женщина. Святитель Григорий Богослов говорит: «Мы философствуем в пределах наших границ». Хотя это, конечно, гораздо, гораздо шире того, что говорит святитель Григорий в своем 1-м богословском своем слове, что означает «внутри» (Εσω), то есть внутри, в, не вне границ, пределов, а вне пределов человеческого разума. «Внутри»,  в пределах заповедей Божиих. Вы ничего не превзойдете. Ни заповедей? Да , ни заповедей. Потому что иначе у нас будут отклонения. Сейчас не время вам это раскрывать. тогда у нас есть отклонение. У нас есть отклонения слева, чем является преступление, и справа, чем является преувеличение. Внутри заповедей. Внурти природы человека.

Но это все в целом, в общем. Видели, как красиво говорит святой Григорий? Что «мы философствуем в пределах наших границ». Давайте философствовать. ЧВ наших границах. Как человек, он не должен выходить за пределы, которые также определяет его природа. Вы знаете, это дело очень серьезное. Да, в данный момент мы говорим о клонировании, мы говорим о таких вещах, когда-то мы будем производить чудовищ. Потому что человек выходит за свои пределы. И учтите, что это не всегда прогресс. Потому что если бы это был прогресс, современных экологов не беспокоило бы будущее человечества. Но они беспокоятся, потому что человек в своем глупом любопытстве и в своих глупых поступках выходит за пределы своих границ. Будь как будет.

 

      Женщина показала поспешность, необдуманность, а не волю мужчины. Ева с Адамом. Святитель Златоуст говорит: «Она не пребыла в непростирании за пределы своих границ». «Она не могла остаться, — говорит он, — в своих собственных границах». И, превысив свои собственные границы, она дошла до того, что потеряла дело помощницы в спасении, как человека, так и себя. С тех пор она получает Божье наказание. Со времен Евы, когда это произошло... - то, что я вам скажу в третьей главе, в 16-м стихе, написано: «К мужу твоему, - говорит он ей, - твое влечение, и он будет господствовать над тобою». Ой ой!... Ты знаешь, что это значит? «Влечение» означает поворот. То есть «ты будешь в подчинении у своего мужа, и он станет твоим господином». Без желания женщины, да и тем более современной женщины - тоже не старой, и Сара говорила так: «Мой господин». Авраам. Сегодня говорят: «С этих пор  ты мой господин. Верно. Потому что мужчина – хозяин женщины. Однако выражение неверно, когда мужчина говорит: «С этого времени ты моя госпожа». Нет. "Моя жена" «Не моя госпожа». Потому что мужчина господствует над женщиной. Не жена над мужчиной.

 

      Но известно, что Бог дал власть господствовать мужчине, Адаму и женщине. И сказал: «И господствуйте – во множественном числе— над всей землею и над животными и птицами, и т.д, и над рыбами морскими…».  Но теперь Бог добавляет, что мужчина будет господствовать над женщиной. Это ее наказание, наказание. А женщина должна чувствовать себя в безопасности рядом с мужчиной.

 

      Мои дорогие, посмотрите. Может ли какая-нибудь дама среди вас сказать: «Я терпеть не могу эти вещи». Бог так говорит. Я этого не говорю. В христианстве женщина возвращается в свое состояние до грехопадния. Впрочем, в христианстве. И даже в меру Богородицы. Пока она снова блюдет то, что он делала тогда в Раю. То есть свои границы и его пределы(Рая). Но это не понравилось христианке более поздних времен. И то ли по ее собственному эгоизму она этого не полюбила, то ли по эгоизму мужа, потому что он тоже превысил свои пределы, будучи эгоистичным и не обращая внимания на жену, забывая, что это с его стороны, и что они оба люди, и вот тогда, моя дорогая, все начинает идти не так. И это нарушение сроков, границ, как женщиной, так и мужчиной, которые породили чудовище, которое называется... - неестественная вещь, чудовище - называемый феминизм. Вы все слышали слово феминизм. Это движение, которое хочет дать права женщинам.

Но зачем давать права? Разве женщина не имеет своих прав? Да, но человек перегнул палку. Правильно. Это верно. Мы сказали, что они оба перешли границы. Но женщина не понимает, что это движение феминизма ведет ее к собственному осуждению. Да Да. К ее деградации, к ее износу. Я не хочу обидеть дам, которые работают на улице. Но если женщина работает на улице, будучи королевой в своем доме, разве это не унижение? Если мы подумаем об этом, пофилософствуем об этом и изучим, что когда женщина выходит на работу, она, по сути, деградирует. Несколько лет назад, несколько десятилетий назад, только то женщина, которая была в нужде, т.е. она была вдовой, ее отец был больным или старым, тогда женщина выходила на работу. Женщине было стыдно выходить на работу. Несколько десятилетий назад. А если женщина изнашивается, то, конечно, изнашивается и мужчина. Если женщина деградирует, то и мужчина обязательно деградирует.

 

      И если хотите, давайте смотреть на вещи таким образом. Читаем странное место апостола Павла, странное на первый взгляд. Я не буду делать полный анализ, кроме этого. Апостол Павел повелевает женщинам во время молитвы носить покрывало. Необходимо носить покрывало. Платок. Ты знаешь почему? Как человеку запрещено работать или молиться, говорит апостол Павел, с покрытой головой. Потому что он является славой Сына Божьего. Женщина во славе своего мужчины. И это ношение платка, покрывала  показывает подчинение. Это символ. Но если мы избавимся от символов, т. е. от формул, то мы разрушим и упраздним суть. И именно так это и происходит. Итак, это символ. Когда женщина носит покрывало-платок, когда она ходит в церковь, она показывает мужчине свою покорность.

 

      Апостол Павел в своем Первом послании говорит: «Также и святые жены (: некогда, — говорит, — так и святые жены), надеявшиеся на Бога, украшали себя ( так украшали себя.  Были покрывала, , повинуясь своим собственным мужьям, как Сарра повиновалась Аврааму, назвав его господином».

Продолжение следует….

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2023г

Источник: http://aktines.blogspot.com/2023/04/blog-post_548.html#more



Подписка на новости

Последние обновления

События