Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Иерофей  Митрополит Навпактский и св. Власия

Μητροπολίτης Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου Ιερόθεος

 

Святитель Григорий Палама: две параллельные эпохи

Γρηγόριος Παλαμάς: Δύο παράλληλες εποχές

 

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский.

 

Исторические рамки

Праздник, совершаемый во Второе Воскресенье Великого поста, память св. Григория Паламы, жившего в критический исторический период (1296–1359), дает основание думать, что учение этого Святителя весьма актуально, поскольку 14 век имеет много общего с нашим временем. Конечно, его учение - не его собственное изобретение, поскольку в то неспокойное время он выражал учение Православной Церкви.

Именно тогда появились три ужасных врага, которые присматривались к территориям Римской империи и стремились изменить ее культурную жизнь.

Первая опасность исходила от схоластики Запада, которая была неразрывно связана с моралью, как выразился философ Варлаам. Некоторые пытались представить Варлаама Калабрийского эллинизирующим отцом Церкви или даже сторонником номинализма, как выразился Уильям Оккам. Как доказал отец Иоаннис Романидис, Варлаам был философом-платоником и был противником всего Православного Предания. Действительно, его богословие было идеалистическим и дуалистическим, поскольку оно отделяло душу от тела, принижало последнюю и пользовалось классической метафизикой.

Вторая опасность исходила от османов. В конце 13 века орда турок-сельджуков, называемая Ghuzz, избрала в качестве своего лидера Османа (Османа), который был основателем османской династии, именно он дал свое имя этой династии и начал оккупировать провинции Малой Азии.  Во времена св. Григория Паламы, а именно в 1354 году по Р. Х., османы впервые вошли во Фракию, заняв Галлиполи. Затем турками был арестован свт. Григорий Палама, и около года он находился в плену. Во время своего плена у него состоялся диалог как с Измаилом, внуком Орхана, в Бурсе, так и с Хиономами, со смешанной народностью, которые представились теологами турок. У него также был диалог с неким Тасиманином, ответственным за погребением мертвых. Эти диалоги довольно интересны.

Третья опасность исходила от славян, а именно от Стефана Душана, который оккупировал всю Македонию, кроме Салоников, а также Эпир, Фессалию и часть Центральной Греции. Фактически, на Пасху 1346 года в своей столице Скопье он созвал большой Собор, который избрал сербского Патриарха и провозгласил Стефана царем-василевсом сербов и римлян. Конечно, если быть точным, то можно сказать, что Стефан Душан тогда стремился захватить императорский престол в Константинополе, чтобы стать преемником римских императоров. Это была остановка в Римской империи.

Существование этих трех факторов сопровождалось параллельными культурными и религиозными течениями. В основном преобладал морализм, отчужденный от экзистенциальных проблем человека, эвдемонизм и восточный мистицизм. Следует добавить возрождение ереси мессалианства, с представителями которой встречался св. Григорий Палама на горе Папикио, которая была непосредственно связана с богомилами, ибо тогда можно понять проблемы того времени.

 

Творческое и ромейское богословие

 

Всем этим опасностям св. Григорий Палама противопоставлял ромейское богословие. Он говорил о единстве тварного и нетварного отвергал метафизику, подчеркивал серьезные антропологические вопросы, такие как отношения между душой и телом и отличие ума от разума, связи между Таинствами и аскетическим подвигом, избегал агностицизма и пантеизма, заменял эвдемонизм православным аскетическим подвигом. Его социальное учение также было известным. Помимо этого, св. Григорий Палама, как традиционный римлянин, отказался вступить в союз с врагами Ромейства и представил всю суть Православного Предания. Таким образом, он сам внес свой вклад в защиту нашей нации, но также и в тот расцвет, который наблюдался в 14 веке. Характерно, что известный византийский ученый Стивен Рансиман пишет, что «дни Палеологов, когда Византия медленно умирала, что было неизбежно, это были, в отличие от общего упадка, самым ярким периодом византийского образования».

Если добавить, что ученики св. Григорий Паламый и другие исихасты передали славянам потенциал исихастской традиции, тогда появляется возможность в большей мере и степени оценить его вклад, который мы не можем пренебрежительно и насмешливо назвать пуповники или пуподушники. По крайней мере,  это лишь указывает на невежество.

Учение св. Григорий Паламы достаточно актуально и требует еще большего изучения. А поскольку в этом году исполняется 700 лет со дня его рождения, то я предлагаю провести торжества, мероприятия, научные конференции, чтобы представить его великие труды. Тем более что жители Запада действуют параллельно, формируя научные группы, организовывая конференции, создавая школы, чтобы принижать и обесценивать его учение и личность.

https://www.pemptousia.gr/2021/03/grigorios-palamas-dio-paralliles-epo/

перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет"2021г.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События