Заявление епископа Троицкого Панкратия об обязательной вакцинации братии Валаамского монастыря, служащих, а также запрет на посещение монастыря не привитых вакциной -
это возмутительный произвол и безрассудство
Российские СМИ озвучили заявления и распоряжения наместника Ставропигиального Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия.
"В Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь будут пускать только с прививкой от коронавируса. Это касается монахов, трудников, духовенства и наемных работников, сообщил РИА Новости наместник монастыря, епископ Троицкий Панкратий (Жердев). Тех, кто откажется прививаться, будут выдворять.
По словам наместника, в этом вопросе должен соблюдаться принцип послушания священноначалию. В обители есть люди, которые отказываются от вакцинации, их удаляют из монастыря без всякого содержания.
Волонтеры, приезжающие в монастырь, также должны быть привиты, либо предоставить результаты тестов ПЦР.
Епископ Панкратий привился вакциной «Спутник V» в сентябре 2020 года и готовился к ревакцинации, но перенес простуду, а затем заразился индийским штаммом коронавируса. Он заявил, что выступает за «абсолютно полную, стопроцентную вакцинацию всего населения России», поскольку был «в красной зоне, при смерти и видел людей, которые ждут смерти на ИВЛ». (https://www.bfm.ru/news/475202)
Это решение епископа Троицкого является с точки зрения церковного канонического права произволом и незаконным, поскольку по вопросу данной вакцинации не было Русской Православной Церкви высказано окончательного мнения. Предварительные выступления и высказывания отдельных лиц и представителей РПЦ, а также Итоговый документ Круглого стола прошедшего в Сретенском монастыре "«Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения», свидетельствуют о достаточно мягкой, вдумчивой и осторожной, а не категоричной общецерковной линии.
В своих действиях и решениях епископ священными канонами призывается к мудрому, проницательному и обстоятельному решению вопросов церковной жизни, а не к исполнению желаний и воли сильных мира сего, политиков, которые не являются и не должны никогда являться примером и авторитетом для Церкви, никакие планы и средства для их исполнения в государстве не должны является нормативом и законом для жизни Церкви.
Церковь живет своей жизнью, пребывая в миру. Она руководствуется "умом Христовым", а не умом мира сего. И для осуществления этого служения и осуществления правильной богоугодной жизни чад Церкви епископ обязан руководствоваться не только принципом "не навреди", но и "огради свое стадо" от всякого зла.
Епископ Панкратий и многие братия Валаамского монастыря себя рекламируют как Русский Афон, стремясь держать связи со святой Горой Афон, в особенности с Ватопедским монастырем. Но в таком случае как можно согласовать такие резкие и необдуманные решения епископа Панкратия в отношении обязательной вакцинации и отказа от нее в большинстве монастырей Святой Горы Афон, и в первую очередь в Ватопедской обители? Испугом властей, собственной недалекостью, легкомыслием, просто страхом, отсутствием подлинной веры и доверия к Богу?
Мы полагаем что у епископа Панкратия присутствует весь перечисленный букет "добротелей" противных трезвенной и глубокой вере. Но в целом, поведение владыки Панкратия - это безрассудство. Он не мог не знать, что святогорские монахи прекрасно осведомлены о том, что современные т.н. вакцины от коронавируса, в список которых входят и наши отечественные, а они не являются исключением, не являются вакцинами в подлинном смысле слова. Они являются продуктом коварной и крайне опасной для человека генной инженерии.
Доктор медицины и специалист в области молекулярной биологии, святогорец монах Павел свидетельствует: "По функциональному результату (выработка антител, развитие клеточного иммунитета) они были названы вакцинами. Однако с точки зрения механизма действия или способа их производства (мРНК-вакцины) они сильно отличаются от того, что мы традиционно подразумеваем под термином вакцина.".(Γράφει ο Παύλος μοναχός, Βιολόγος, MD Μοριακής Βιολογίας καὶ Βιοϊατρικής -Βουλευτήρια Αγίου Όρους https://enromiosini.gr/arthrografia/mazikoi-emvoliasmoi-kai-pistopoiitika/). Она в себе несет не просто серьезные риски, но и риски смертельного характера. Доктор медицинских наук, врач психиарт, профессор Афинского университета и член Комиссии Элладской Церкви по биоэтике в своих официальных письмах, обращенных в иерархии Священного Синода Элладской Церкви указывает на важные факторы этой т.н. вакцины: "На постоянно возникающий вопрос по поводу того, может ли новая вакцина повлиять на ДНК, ответ будет утвердительным — да, это возможно. Может случиться так, что посредством процесса обратной транскрипции станет возможным преобразование м-РНК во фрагмент ДНК, то есть синтез ДНК с использованием вирусной РНК в качестве матрицы ". И в своем последнем публичном заявлении им, как специалистом сделано итоговое резюме: "Мы отошли от традиционного способа производства вакцин и приступили к другому экспериментальному процессу, мировое население используется в качестве экспериментального стада". «Церковь, - отметил он, - должна иметь твердую и отрицательную позицию в вопросе вакцинации». «Вакцины смертельны» (Церковь должна иметь твердую и отрицательную позицию в вопросе вакцинации. Из интервью биолога-ученого иерея Стилианоса Карпафиу, члена Комиссии Элладской Церкви по вопросам биоэтики Η ΕΚΚΛΗΣΊΑ ΠΡΈΠΕΙ ΝΑ ΕΊΝΑΙ ΚΆΘΕΤΗ ΚΑΙ ΑΡΝΗΤΙΚΉ ΣΤΟ ΘΈΜΑ ΤΟΥ ΕΜΒΟΛΙΑΣΜΟΎ. https://apologet.spb.ru/ru/%D1%8D%D1%81%D1%85%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/62-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%BA%D0%B8/4406-tserkov-dolzhna-imet-tverduyu-i-otritsatelnuyu-pozitsiyu-v-voprose-vaktsinatsii-iz-intervyu-biologa-uchenogo-iereya-stilianosa-karpafiu-chlena-komissii-elladskoj-tserkvi-po-voprosam-bioetiki-i-e-lisia-prepei-a-ei-ai-a-eti-ai-ar-iti-i-st-ema-t-u-emb-liasm-u.html). Мы не можем подвергнуть сомнению высказанные оценки о. Стилианоса, также как и монаха Павла, поскольку они все являются высочайшими специалистами. Протест против вакцинации, проводимой в России высказывается и многими учеными и врачами в России: "
Однако, согласно выводам Заключения специалистов:
- Вакцины для профилактики коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, в том числе «Гам-Ковид-Вак» (торговая марка "Спутник V"), «Гам-КОВИД-Вак Лио», «ЭпиВакКорона», «Ковивак», не являются качественными, эффективными и безопасными для человека.
Риск причинения вреда здоровью человеку вследствие приема вакцин для профилактики коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, в том числе «Гам-Ковид-Вак» (торговая марка "Спутник V"), «Гам-КОВИД-Вак-Лио», «ЭпиВакКорона», «Ковивак», НЕСОИЗМЕРИМ и многократно превышает эффективность его применения. (Ассоциация врачей и ОСВР подали в суд на Минздрав за вакцины. Присоединяйтесь к иску! https://apologet.spb.ru/ru/церковная-жизнь/67-актуальные-темы/4411-assotsiatsiya-vrachej-i-osvr-podali-v-sud-na-minzdrav-za-vaktsiny-prisoedinyajtes-k-isku-tekst-iskovogo-zayavleniya.html)
Безусловно, все эти здравые позиции и научно-обоснованные аргументы легкомысленными, крикливыми и пиарными СМИ не пропускаются, они остаются доступными только небольшому кругу "трезвомыслящих и бодствующих", ищущих истину. Совершенно очевидно, что епископы, среди которых оказался и епископ Панкратий, высказывая свои суждения об обязательности вакцинации, а теперь еще и изгоняющие монашествующих за отказ от вакцинации, находятся в состоянии глубочайшего заблуждения и плена, став жертвами политической провокации.
В данной ситуации, когда наместником монастыря причиняется очевидный вред духовный и медицинский согласно священным канонам Православной Церкви монашествующие имеют полное право оставить монастырь. Монашествующие не только не обязаны выполнять послушание священноначалию в таком случае, который в каноническом праве рассматривается как "серьезный вред" (см. Архим. Георгий (Капсанис). Пастырское служение по священным канонам. М. Святая Гора. 2006, с. 262 ), но и оставить монастырь. Святитель Николай Мистик, патриарх Константинопольский в своем 6 правиле (ответе) дает важное разъяснение:
6. Если монах, где бы он пострижение ни получил, смущен чем либо, что тяготит его душу, и желает удалиться из монастыря, а игумен подвергнет его за то наказанию, то что он должен делать: оставить без внимания или свое душевное смущение, или же наказание?
Ответ. Он должен сообщить игумену то, что его смущает, и если от этого ему угрожает очевидная опасность, то пусть удалится, а наказание пусть оставит без внимания. (Правила Николая, патриарха Константинопольского с толкованиями епископа Никодима (Милаш)https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila_svjatogo_nikolaja_patriarkha_konstantinopolskogo_c_tolkovanijami/#0_3)
В более ранних статьях мы писали о том, что в случае "произвола" епископа, с точки зрения священных канонов, послушание его решениям и действиям не оказывается(Священные каноны Православной Церкви и Святые Отцы Церкви о характере епископского служения. О епископском произволе как уклонении от правильного образа служения епископа. Недействительность определений епископа. дополненный вариант. https://apologet.spb.ru/ru/%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5/91-voprosy-kanonicheskogo-prava/4054-svyashchennye-kanony-pravoslavnoj-tserkvi-i-svyatye-ottsy-tserkvi-o-kharaktere-episkopskogo-sluzheniya-o-episkopskom-proizvole-kak-uklonenii-ot-pravilnogo-obraza-sluzheniya-episkopa-nedejstvitelnost-opredelenij-episkopa-dopolnennyj-variant.html)
В данной статье мы читает о безрассудстве и произволе епископа следующее:
Священные каноны, и в частности упомянутое нами 4 правило 7 Вселенского собора, предписывает наказывающего своих клириков епископа по страсти и несправедливо, то есть проявляя произвол, подвергать самого тому же наказанию, а его определения отменяются и считаются недействительными:
«...таковый и на безчувственные предметы устремляя свое неистовство, по истине есть бесчуственен: и должен подвержен бытии тому, чему подвергал другаго, и обратится болезнь его на главу его (Пс. 7, 17), яко преступника заповеди Божией и апостольских постановлений».
Итак, епископ, действующий по страсти и творящий произвол по отношению к канонически подчиненному ему духовенству, является «преступником заповеди Божий и апостольских постановлений». Святые Отцы Вселенского собора дают точную и обстоятельную характеристику действиям епископа, поступающего по страсти и произволу.
Исходя из общего церковного законодательства, священных канонов Православной Церкви, которые служат церковной икономии – то есть домостроительству, а не разрушению Церкви Христовой, выдающийся канонист 19 столетия и священномученик Сербской Православной Церкви Никодим Милаш в своем монументальном и обстоятельном труде «Православное церковное право» пишет: «Всякое постановление епископа, идущее вразрез с канонами, или содержащее в себе нечто, не находящееся в последних, или не выражающее того, что постановлено и обнародовано, как закон, поместными областными соборами…такое постановление не имеет никакого значения и обязательной силы.[17]
Каноническое право Православной Церкви осуждает безрассудные действия епископа, произвол, бесцеремонность. И Феодор Вальсамон, в связи с этим, делает важное замечание: «На основании этого правила (то есть 28 (38) Карфагенского собора) некоторые говорят, что отлученный не по причине, признанной божественными правилами, а по безрассудному желанию отлучившего,без опасности может пренебречь отлучением». Такое проявление «непослушания» духовенства произволу епископа при вынесении наказания клирику вызвано благонравной причиной, о которой Феодор Вальсамон, будучи сам епископом Церкви - патриархом Антиохийским, говорит следующее: «…ибо если епископу будет дано право благовременно, или неблаговременно отлучать клириков и мирян и поставлять в необходимость запрещенных – бояться неблаговременного отлучения и выполнять его, - то епископы присвоят себе самовластие и будут издеваться и над самим благочестием, и таким образом божественные правила сделаются причиною многих бедствий, что есть верх нелепости».[18] И далее, ссылаясь на свмч. Дионисия Ареопагита, Феодор Вальсамон, добавляет: «…ибо Божество не преклоняется безрассудным стремлениям священников».[19]
Итак, поведение епископа Троицкого Панкратия, направленное на разрушение монастыря и монашеской жизни Валаамской обители, является ни чем иным как произволом и безрассудством. Его действия подпадают под осуждение священными правилами Православной Церкви, согласно которым епископ Панкратий должен понести серьезное церковное наказание.
Редакция Православного Апологета