Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Иоанн Фундулис

Почетный профессор Фессалоникского университета им. Аристотеля

О традиции богослужения в праздник святой Пасхи,

Светлого Христова Воскресения

 

Приидите и приимите свет и прославите Христа воскресшаго из мертвых!

 

 

В течение ночи на Пасху, которая начиналась с вечера Субботы и завершалась утром Воскресного дня, почти что с самых первых времен Христианской Церкви совершалось большое, длительное богослужение в течение всей ночи. Им является древнейшая христианская паннихида (η αρχαιοτέρα χριστιανική παννυχίς). Согласно Византийскому типику она включала в себя вечерню Великой Субботы, при совершении которой крестили оглашенных, литургию свт. Василия Великого, длительное чтение Деяний святых Апостолов, последование полуношницы Воскресения Пасхи, в которой вместо обычного троичного канона поется канон Великой Субботы «Волною морскою…», богослужение утрени и воскресная литургия.

На приходах длинное богослужение по духовным причинам было разделено на две части, а вечерня с литургией свт. Василия Великого была перенесена на утро Великой Субботы для того, чтобы облегчить для народа возможность причаститься. Крещение оглашенных прекратилось совершаться вообще, длинное чтение Деяний Апостолов, которое соединяет литургию свт. Василия Великого с полуношницей, не стало на приходах читаться также, а последование паннихиды ограничилось только полуношницей, утреней и литургией.

В литургическом контексте этих богослужений, последование Воскресения Пасхи оказывается после окончания полуношницы и в начале утрени, своеобразным началом которого она и является. Именно такое литургическое положение богослужения Воскресения указывает на то, что оно совершалось в первые часы после полуночи, то есть когда начиналось и обычное последование утрени.

Более того, это же прямо предписывается некоторыми древними Типиками с характерными фразами: «в надлежащее установленное время до наступления утрени («ή «φθασάσης»») и т. д.». или «около часа для утрени» (περί ώραν όρθρου), как отмечает напечатанный устав-типик Цветной Триоди (Πεντηκοσταρίου).

Другие Типики обычно помещают начало Воскресного Пасхального богослужения после восьмого или девятого часа ночи, то есть примерно после 2 или 3 часа по полуночи.

Другие устанавливают его несколько ранее. По их словам, избавление перед Воскресной службой произшло около шестого часа ночи, то есть в полночь. При всем разнообразии, представляемом на первый взгляд свидетельствами этих древних Типиков, характерно, что они сходятся во мнении, что Воскресение Пасхи совершается после полуночи и еще до того, как ночь начнет отступать, т. е. «утру глубоку» (όρθρου βαθέως)  Воскресенья. Эта практика обосновывается более поздней рукописью (1813 г.) Типикона для Филофейского монастыря Святой Горы Афон следующим образом: «когда совершается Воскресение, должен был пройти шестой час ночи, потому что Господь наш воскрес после полуночи»[1] .

Но в то же время существовало и другое предание, что Господь воскрес в полночь. В Синаксарии на примере Пасхального Воскресенья, которое включается в Цветную Триодь (Пентикостарион), который был написан Никифором Ксанфопуло, говорится, что «около полуночи» («περί μέσον της νυκτός») сошел ангел и отвалил камень гроба. Эта традиция, а также стремление ускорить окончание всей процессии повлияли и на сегодняшнюю практику, и Воскресение Христово празднуется ровно в полночь. Несмотря на это, в некоторых местах и нашей страны Воскресение Христово празднуют после полуночи, в 3 часа утра, то есть в девятом часу ночи, как мы видели в некоторых древних типиках. Делается это не только по нужде, когда один священник обслуживает две деревни, но и в нормальных условиях по старому обычаю» («Ответы на богослужебные вопросы»Απαντήσεις εις Λειτουργικάς Απορίας, τ. Α΄, σ. 168-170. Αντιγραφή: «Ορθόδοξος Τύπος», т. А, стр. 168-170.)

 

I. Предание ясное, как видно из вышеизложенного, и, кроме того, оно имеет НЕПРЕРЫВНЫЙ характер по 89-му правилу Пято-Шестого Святого Вселенского Собора. Если сомневаются во Вселенском Соборе, то сомневаются и в Церкови!

Служба Пасхального Воскресения обязательно совершается не раньше 12 часов ночи. Даже когда по какой-либо необходимости необходимо совершить более одной Пасхальной службы, первая из них не может быть совершена до полуночи!

 

Правило 89 Шестого Вселенеского Собора

Проводя дни спасительного Страдания в посте, молитве и сокрушении сердца, верные должны оканчивать пост (απονηστίζεσθε) около средних часов после Великой субботы, потому что божественные евнгелисты Матфей и Лука, первый изречением по прошествии субботы, а второй - очень рано, указывают нам на глубокую ночь.

Источник: https://orthodoxostypos.gr/ ο-φουντούλης-καταρρίπτει-την-απόφασ/

© Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2023г.

 

[1] «όταν γίνη η Ανάστασις πρέπει να είναι η έκτη ώρα της νυκτός απερασμένη, διότι ο Κύριός μας μετά το μεσονύκτιον ανεστήθη»



Подписка на новости

Последние обновления

События