Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Толкование на Божественную Литургию

Высшее Таинство Церкви

Ερμηνευτική στη Θεία Λειτουργία

Η κορυφαία Μύηση τής Εκκλησίας

Σεβ. Μητροπ. Πισιδίας Σωτηρίου

Преосвященнеший Митрополит Писидийский Сотириос

 

 

Беседа 12

О святем храме сем...

"Υπέρ τού αγίου Οίκου τούτου..."

 

Диакон, продолжая «Мирную ектенью» на Божественной литургии, произносит: «О святем храме сем и с верою, благоговением  и страхом Божиим входящих вонь, Господу помолимся».

Из Священного Писания мы научаемся тому, что храмом Божиим и домом Господним называется не только тело каждого крещеного христианина, в котором обитает Святой Дух (1 Кор. 3:16 и 6:19), но и особый дом, тот, который посвящен поклонению Господу, в котором собираются верующие, чтобы вознести свои молитвы, освятить себя Святыми Таинствами и поклониться Всевышнему «в Духе и истине» (Ин. 44: 24). Церковь также называется домом молитвы или храмом Божиим (1 Кор. 11:22).

Со дня открытия нового храма храм называется святым, потому что он посвящается исключительно для богослужения, и его не разрешается использовать не по назначению. Также он Свят, потому что имеет святой Жертвенник, на котором приносится Святая Евхаристия. От Божественной литургии Великого Четверга Святой Хлеб, Тело и Кровь Господни, приносимые для Божественного Причащения в чрезвычайных обстоятельствах, хранятся в Святой Дароносице (Артофории-Αρτοφόριο), который поставляется на святом Престоле. Поэтому присутствие Божие в каждом православном храме является постоянным, и этот святой Дом является центром нашего освящения, через которое мы и становимся святыми.

IMG 6285

Прошением диакона «О сем святем храме...» мы просим Господа сохранить наш святой храм невредимым в веках и исполнить праведные просьбы верующих, тех, которые с верой и глубоким благоговением приходят к Богу.

Но почему в этом прошении делается такое различие? Почему не просят Господа принять просьбы всех без исключения приходящих в храм, а только тех, кто входит с верой и благоговением?

Церковь руководствует своих детей духовно через молитву. Церковь, как Кладезь Божественной Благодати, не действует магически на души людей. Некоторые думают, что если они пойдут в воскресенье утром в церковь, зажгут горсть свечей на подсвечниках, поклонятся святым иконам храма и уйдут, то они выполнили свой долг перед Богом! Но в это время Сам Иисус Христос священнодействует Таинство Божественной Евхаристии, готовит для вас Таинственную Трапезу и приглашает вас воссесть со Своими Учениками: «Примите, ядите,..пийте от нея вси...» — говорит Он тебе, и ты поворачиваешься спиной ко Христу и уходишь, и даже считаешь, что твое отношение к Богу правильное? Если бы ты верил, что Христос перед тобой священнодействует, разве бы ты ушел?

Братья мои, войдем во святой Дом Божий не только с благоговением, но и с верой. Поверим без всякого колебания, что самое главное не то, что мы будем возжигать свечи и поклоняться святым образам, а важнее то, что, поклоняясь образу, например, Господа, мы воздаем свое поклонение Самому Господу.

Поэтому верные, входящие в храм, должны верить двум вещам: во-первых, чего бы они ни попросили в молитве своей с верой, если это для их духовной пользы,  что они получат просимое (Мк. 11:24). А во-вторых: храм, в котором они находятся, есть святой Дом Божий.

Эта второе и должно регулировать все наше поведение внутри храма. Признаюсь, с большим огорчением вынуждены наши священники, особенно в летние месяцы, рекомендовать прихожанам входить в храм в скромных одеждах. Мужчины и женщины не могут войти в церковь так, словно они идут купаться в море. Пусть они заранее продумают как положить в свою сумку, простое маленькое платье или что-нибудь еще, что они могут надеть, прежде чем пройти через вход в храм. Замечено, что некоторые прихожане соблюдают традицию и набрасывают на волосы платок, не заботясь о том, чтобы другие части тела не оставались непокрытыми. Это, если не от невежества, то показывает лицемерие. Дух апостола Павла, который рекомендует «женщине, когда она молится, покрывать голову» (1 Кор. 11, 6), связан с социальными и семейными представлениями своего времени, которым он придает богословское значение, содержание. Подобные обычаи сохранились и по сей день во многих странах мира. Но те прихожане, которые думают, что достаточно иметь платок и другие части тела можно выставлять обнаженными, пусть знают, что апостола Павла на их стороне не будет. И им полезно было бы внимательно прочитать наставления апостола Павла о богослужении: «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою[1] роскошными одеждами». (1 Тим. 2:9).

Дорогие мои братья и сестры, весьма удачно православные храмы уподобляются мирным гаваням, установленным на пяти континентах, где часто укрываемся мы, мореплаватели в этой жизни, чтобы уберечься от тайфунов и бурь, успокоить свои души от тревог и несправедливостей , чтобы исцелиться от различных наших ран, духовно восполниться и черпать силу Святых Таинств, чтобы мы могли продолжить наше успешное плавание к Небесной гавани, которая также является нашей конечной целью. Поэтому давайте от всего сердца просить Господа услышать и исполнить праведные просьбы «с верою, благоговением и страхом Божиим», входящих в наши святые храмы по всему миру. Это долг любви. Аминь.

http://oodegr.com/oode/biblia/8_leitoyrgia/12.htm

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2022г.

 

[1] πολυτελή ενδύματα-можно перевести как роскошной одеждой



Подписка на новости

Последние обновления

События