Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Митрополит Писидийский Сотириос

 

В основе, сердце Божественной литургии лежит Великое Таинство

Святой Евхаристии.

 

Мозаика Евхаристии, Собор Софии Киевской, начало XI века

храм Святой Софии в Киеве, мозаика святая Евхаристия 11 столетие.

 

В предыдущей проповеди мы установили, что верующий соединяется с воскресшим Телом Христовым, принимая участие в Святом Теле и Крови Господа в Божественной Евхаристии. Этим исполняются слова Господа: « Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь, пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоан. 6:56). Чтобы полностью понять более широкие стороны Великого Таинства Евхаристии, необходимо ответить на следующий вопрос:

 

Почему оно называется Таинством Святой Евхаристии?

 

По словам святых Евангелистов, именно во время совершение Господом Тайной Вечери Иисус взял хлеб, вознес благодарственную молитву, разделил его и затем отдал Своим ученикам, сказав: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое ». Затем Он взял чашу и, помолившись благодарственной молитвой, подал им, говоря: «Пейте из нее все;. Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов »(Матф. 26: 26-28). Эти же слова, как мы слышим, священник повторяет на каждой Божественной литургии. Поскольку Тайной Вечере предшествовала благодарственная молитва Иисуса, то же самое делается  и служащим священником, когда начинается великая молитва «Анафора» или «Евхаристическая молитва». По этой причине она называется «Таинством Божественной Евхаристии», что в переводе с греческого означает «Божественное Благодарение».

Однако это не единственная причина для такого наименования. Все Таинство Божественной Евхаристии - это путь для ВОЗДАЯНИЯ БЛАГОДАРЕНИЯ БОГУ. Отдельный христианин, как и вся Церковь, приносит Дары благодарения и признательности Человеколюбивому Богу за бесчисленные блага - как ведомые, то есть известные, так и неведомые, - которыми Он одарил и продолжает одаривать нас. Это, среди прочего, подчеркивается в Молитве приношения, которую священник совершает после Великого входа, когда Святые Дары (Хлеб на Святом Диске и Вино в Святой Чаше) вносятся во святой Алтарь и поставляются на святом Престоле. Священник читает в тайносовершительной молитве (Молитва Приношения): «Господи Боже Вседержителю, Едине святе, приемляй жертву хваления от призывающих Тя всем сердцем. Приими и нас, грешных, моления и принеси ко святому Твоему жертвеннику, и удовли нас приносити Тебе дары же и жертвы духовныя о наших гресех и о людских неведениих, и сподоби нас обрести благодать пред Тобою, еже быти Тебе благоприятней жертве нашей, и вселитися Духу благодати Твоея благому в нас, и на предлежащих Дарех сих, и на всех людех Твоих.»[1]

Приближается момент «евхаристического жертвоприношения» Святых Даров, когда Священник, поднимая Святой Дискос с Хлебом и Святую Чашу с Вино, восклицает: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся».  То есть: Господи, мы хотим преподнести Тебе эти дары благодарности за бесконечные блага, которые Ты дал нам и продолжаешь подавать нам, поскольку у нас нет ничего собственного. Вот почему мы выбрали Хлеб и вино, которые являются Твоим творением, которые будут преподнесены Тебе в качестве Даров Благодарения. Мы предлагаем им все, за все то, что Ты сделал для нас с начала Творения и даже до сего дня, и во всех местах Твоего владычества.

 

На этом этапе Таинство Божественной Евхаристии достигает своего апогея, поскольку Священник просит Бога Отца послать Святого Духа на Святые Дары, чтобы совершить Таинство: «И сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего… А еже в чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего.». Поистине, именно в этот момент произошло невероятное для человеческого разума Чудо. С превращением (преложение- μεταβολή в переводе с греческого языка означает изменение, превращение) хлеба в Тело Господа жертвоприношение завершается. На Святом жертвеннике сейчас стоит Распятый и Воскресший Христос, и вместе с Двенадцатью учениками в небесной Сионской Горнице мы участвуем в Вечере. Этот ужин Благодарения и Признательности ничем не отличается от подлинной Тайной Вечери Великого Четверга. Святой Алтарь стал Трапезой Приношения; она становится Голгофой. Это так, потому что Таинство Евхаристии - это образ жертвы на Голгофе. В Божественной Евхаристии, как и на Голгофе, приносится в жертву Христос. После Голгофы мы достигаем Воскресения. Евхаристия - это непрекращающаяся Пасха Церкви, которая заверяет нас в радости грядущего Царства.

 

Давайте немного уделим времени концепции Евхаристии как жертвы.

 

Во-первых, этот аспект очевиден в словах Господа, когда Он передал Таинство Своим ученикам: «Пейте из нее все;. Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов»(Матфея 26: 27-28). Господь ясно говорит здесь о жертве Его Крови, которая «изливается за многих во оставление (для прощения) грехов». Действительно это достойно особого внимания, что Господь, говоря о жертве Своей Крови, еще не был распят. Тем не менее, Он использует слово «изливать» в настоящем времени (изливается). Он не использует будущее время и, например, говорит: это Моя Кровь, которая «прольется», а Моя Кровь, которая «изливается». Что это означает? Просвещенные Отцы Церкви открывают нам следующее: Господь пролил Свою Святую Кровь только однажды на Голгофе за жизнь и спасения мира. для всех, кто жил со времен Адама и будет жить до Второго Его славного Пришествия. В Божественной Литургии теряет актуальность общее понимание времени, которое делится на дни, годы и века. Для Бога, как мы знаем, нет ни настоящего, ни прошлого, ни будущего. Все перед Ним - вечное настоящее. Подобным образом, во время совершения Таинства Святой Евхаристии применяется «литургическое время», через которое все преобразуется в настоящее, так что люди любого возраста могут иметь возможность приблизиться к Таинству с Двенадцатью Учениками в Иерусалиме и извлечь из этого пользу.

 

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2021г.

Источник: https://pemptousia.com/2021/11/at-the-heart-of-the-divine-liturgy-lies-the-great-mystery-of-the-holy-eucharist/

 

[1] Русский вариант перевода «Господи, Боже Вседержитель, Ты один Святой, принимающий жертву хвалы от призывающих Тебя всем сердцем, прими и молитву нас, грешных, и принеси ее ко святому Твоему жертвеннику, и сделай нас способными принести Тебе Дары и жертвы духовные за наши грехи и грехи неведения народа, и удостой нас обрести благодать пред Тобою, чтобы стала благоугодной Тебе жертва наша, и сошел благой Дух благодати Твоей на нас, и на эти предлежащие Дары, и на весь народ Твой.»



Подписка на новости

Последние обновления

События