Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

дьякон Георгий Максимов

БИБЛИЯ И СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ЯЗЫЧЕСТВЕ

 

 
 

 Библия о язычестве

Во многих местах Священного Писания говорится об отно­шении к языческим религиям и их последователям. Признает­ся реальность духовных существ, которым поклоняются языч­ники, но при этом отрицается их претензия на божественность: ...нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называе­мые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им (1 Кор. 8: 4—6).

Указывается ряд признаков, существенно отличающих ис­тинного Бога от ложных языческих богов. Перечислим некото­рые из них:

1. Господь есть верховный Бог: Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои (Пс. 85: 8), ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами (Пс. 94: 3), Он есть Бог богов и Владыка владык... (Втор. 10: 17). Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги (Пс. 96: 7).

2. Господь есть Творец мира: Ибо все боги народов ничто, а Господь небеса сотворил (1 Пар. 16: 26). Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес (Иер. 10: 11).

3. Только Господь знает будущее, поскольку всеведущ: Ска­жите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги, или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели (Ис. 41: 23).

4. Всевышний Господь находится ближе к человеку и более заботится о нем, чем ложные боги: ...есть ли какой великий на­род, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? (Втор. 4: 7).

5. Господь обладает реальной властью над тварным миром: Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величе­ствен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? (Исх. 15: 11).Есть ли между суетными богами языческими произво­дящие дождь?.. Не Ты ли это, Господи, Боже наш? На Тебя на­деемся мы; ибо Ты творишь все это (Иер. 14: 22).

6. Бог судит ложных богов, они подвластны Его суду и бес­сильны противостоять Ему: А Я в сию самую ночь пройду по зем­ле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произ­веду суд (Исх. 12: 12). Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египет­ские... (Ис. 19: 1). Так говорит Господь Бог: истреблю идолов и уничтожу лжебогов в Мемфисе, и из земли Египетской не будет уже властителя, и наведу страх на землю Египетскую (Иез. 30: 13). ...Вот, приходят дни, когда Я посещу идолов Ва­вилона, и вся земля его будет посрамлена, и все пораженные его падут среди него (Иер. 51: 47).

У того, кто вошел в Завет с истинным Богом, не может быть связей с язычниками и языческими богами: ...не заключай со­юза ни с ними, ни с богами их (Исх. 23: 32). Почитание низ­ших богов не может быть формой почитания Единого Бога: Дане будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20: 3). То, что жители Самарии Господа... чтили, и богам своим... служи­ли... (4 Цар. 17: 33), истинный Бог воспринимает как измену (см.: Иез. 23: 30), достойную суровой кары: И ныне так гово­рит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев: зачем вы делаете это великое зло душам вашим... прогневляя Меня изделием рук сво­их, каждением иным богам в земле Египетской, куда вы при­шли жить, чтобы погубить себя?.. (Иер. 44: 7). ...Так говорит Господь Бог: если кто из дома Израилева допустит идолов своих в сердце свое и поставит соблазн нечестия своего перед лицем своим, и придет к пророку, — то Я, Господь, могу ли, при множестве идолов его, дать ему ответ? ...Все они через своих идолов сделались чужими для Меня (Иез. 14: 4—5).

Что касается идолов, то в Священном Писании многократно подчеркивается тщетность их почитания и то, что в них нет ни­чего божественного: И побросали богов их в огонь; но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень; потому и истреби­ли их (4 Цар. 19: 18).

Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Го­сподь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бо­га... <...> Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего ника­кой пользы? Все участвующие в этом будут постыжены. <...> Плотник... рубит себе кедры, берет сосну и дуб... И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из то­го же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и поверга­ется перед ним. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта... А из остат­ков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повер­гается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой». <...> И не возьмет он этого к своему сердцу... чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?» Он гоняется за пылью; об­манутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освобо­дить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?» (Ис. 44: 6—20).

Кто же стоит за теми духовными реалиями, которые языч­ники воспринимают как своих богов? Об этом также неодно­кратно говорится в Писании — это тварные духовные существа,

отпавшие от Бога и восставшие против Него. ...Язычники, прино­ся жертвы, приносят бесам, а не Богу (1 Кор. 10: 20), ибо все бо­ги народов — бесы (Пс. 95: 5). Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями [своими] разгневали Его: приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали (Втор. 32: 16—17). В книге Премудрости Соломоновой о язычниках говорится следующее: Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновни­ка, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила. Если, пленяясь их красотою, они почи­тали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их. <...> Но и они неизвинительны: если они столько могли разуметь, что в состоянии были исследовать временный мир, то почему они тотчас не обрели Господа его? Но более жалки те, и надежды их — на бездушных, которые называют богами дела рук чело­веческих... (Прем. 13: 1—10).

Святые отцы о язычестве

На ниве христианского осмысления язычества много по­трудились святые отцы первых веков христианства, когда им приходилось давать ответ на вызов со стороны языческих госу­дарств, религии и культуры.

Один из самых ранних апологетов — св. Аристид Философ замечает, что греки хотя и были умнее варваров, но впали в большее заблуждение, ибо, не удовлетворяясь обожествлением природы и ее стихий, стали обожествлять человеческие страсти и пороки. Ложное представление о Божестве, по мысли св. Ари­стида, влечет за собой нравственную порчу людей. Эллинские боги прелюбодействуют, убивают друг друга, предаются всем грехам. «...Если те, которые именуются их богами, проделыва­ют все это... тем более будут делать это люди, которые верят в них... Вследствие этого нечестивого заблуждения у людей про­исходили непрерывные войны, и великий голод, и жестокий плен, и лишение всего»[27]. Святой Аристид подвергает критике и тех язычников, которые на манер орфиков старались дать монистическую интерпретацию эллинской мифологии. Они учили, что есть некий единый мировой закон, действующий в различных явлениях природы и остающийся невидимым, бу­дучи не личностью, а некоей безличной силой. Действием этой силы будто бы и являются различные частные боги. Противо­поставляя этим верованиям учение о личном Боге, св. Ари­стид указывает на то, что безликая сила не может нуждаться в жертвоприношениях и что «если природа богов едина, то не­возможно, чтобы один бог преследовал другого — убивал его и причинял ему зло»[28]. Нередко в качестве типичного высказыва­ния, характеризующего отношение святых отцов к язычеству и язычникам, приводят слова св. Иустина Философа о том, что Христос «есть Слово, Коему причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно со Словом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами Сократ и Гераклит и им подобные...»[29]. Следует заметить, что, во-первых, это высказывание некорректно относить собственно к языче­ству, поскольку для св. Иустина эти философы были важны как пример тех, кто, живя в языческом окружении, отверг по­клонение языческим богам (потому и «считались за безбожни­ков»): «...Сократ решился... руководствуясь истинным разумом и исследованием... отвести людей от демонов...»3, а также еще и в силу той убежденности, что «во всем, что философы... гово­рили о бессмертии души, о наказаниях по смерти, о созерцании небесного и о подобных предметах, пользовались они от проро­ков — через них могли они понять и излагать это»'.

Что же касается собственно язычества и язычников, то св. Иустин утверждает, что язычество порождено демонами: «Еще в древности злые демоны, открыто являясь, оскверняли женщин и отроков и наводили людям поразительныеужасы, так что те, которые не рассуждали разумом об их действиях, будучи объяты страхом и не зная, что это были злые демоны, называли их богами...»5; демоны «требуют жертв и служения от тех, которые живут противно разуму»'. Святой Иустин ука­зывает, с какой целью демоны это делают: «...они стараются держать вас в рабстве и служении, и то через сновидения, то через магические чарования пленяют всех, кто нимало не ста­рается о спасении своем»2; «...демоны о том только и старают­ся, чтобы отвести людей от Бога Творца и Его Перворожден­ного Христа Бога...»3. Апологет предупреждает и о конце тех, кто доверился идолам: «...тела нечестивых, способные вечно чувствовать, [Бог] пошлет вместе со злыми демонами в вечный огонь»4.

Во-вторых, слова о Сократе и Гераклите как о «христианах до Христа» некорректно выдавать за общее мнение святых от­цов, поскольку св. Иустин Философ был единственным из кано­низированных Церковью авторов, кто это мнение высказывал. Иллюстрацией того, что оно вовсе не было общепринятым, мо­жет служить пятый анафематизм из постановления Константи­нопольского Собора 1084 г.: «Тем, которые утверждают, будто греческие мудрецы... и здесь были, и на будущем суде явятся добродетельнее тех мужей, которые хотя были благочестивы и православны, но по слабости человеческой или по неведению согрешили, анафема».

Говоря о происхождении язычества, святые отцы связывали его с искажением почитания умерших людей. Святитель Феофил Антиохийский пишет язычнику: «...имена богов, которым, как говоришь, ты поклоняешься, суть имена умерших людей»[30]. Святитель Киприан Карфагенский утверждает: «Идолы не бо­ги. Бог есть один, и чрез Христа даровано спасение верующим; не боги те, кого чтит чернь; все это видно из следующего.

Были когда-то цари, которых близкие к ним по царственно­му воспоминанию стали потом чтить и после смерти: им учре­дили храмы и, чтобы удержать в изображении лики усопших, изваяли статуи, закал ал и жертвы и торжественно праздновали дни, им посвященные. Впоследствии то, что ближайшими было сделано в свое утешение, для потомков сделалось священным.

И потому почитание богов изменяется по различию народов и областей, так что не всеми почитается один бог, но у каждого соблюдается собственное почитание своих предков»[31].

Здесь можно усмотреть сходство с разобранной в разделе I (гл. 1 § 3) настоящего пособия анимистической теорией проис­хождения религии. Однако есть и два существенных отличия. Во-первых, святые отцы таким образом объясняли происхожде­ние именно язычества как искажения религии, а не появление религии вообще. Во-вторых, они считали, что такому искаже­нию способствовали злые духи. Святитель Киприан Карфаген­ский пишет об этом: «Есть нечистые блудящие духи, которые, погрязши в мирских пороках и чрез пристрастие к земному отде­лившись от силы небесной, не престают — сами погибшие — гу­бить, сами развратные — распространять разврат. Поэты знают их под именем демонов, и Сократ рассказывал, что он от демона получает наставления и управляется его произволом. <...> Итак, под статуями и изображениями скрываются эти обоготворенные духи. Они наитием вдохновляют сердца прорицателей... властву­ют над судьбами, производят прорицания, примешивая всегда ложь к истине, так что и сами обманываются, и обманывают; они тревожат жизнь, беспокоят во сне и, вторгшись в тела тай­но, устрашают умы, уродуют члены, портят здоровье, вызывают болезни, чтобы заставить чтить себя; когда же, насытившись за­пахом алтарей и кострами животных, оставляют то, что обдержали, тогда кажутся целителями, потому что врачевство от них и заключается в прекращении их навет; Главная забота их — отвлекать людей от Бога, отводить людей от разумения истин­ной религии к суеверному почитанию себя и, так как сами они осуждены на казнь, искать участников казни в тех, кого обма­ном успеют увлечь к участию в своем преступленииОднако же, когда мы заклинаем их истинным Богом, они тотчас уступают, признаются и вынуждаются выйти из содержимых ими тел»[32].

В свою очередь, свт. Афанасий Великий, говоря о язычестве, указывает на положения, близкие к натуралистической теории происхождения религии, но с теми же двумя поправками: этим

объясняется происхождение именно язычества, а не религии вообще и что такое почитание природных объектов укоренилось из-за вмешательства злых духов: «В древности демоны обольщали .....к призраками, поселялись в источниках, или реках, или деревах, или камнях и такими обаяниями приводили в изумление людей несмысленных; ныне же, по Божественном явлении Сло­им, мечтания их прекратились, потому что человек, употребив только одно крестное знамение, отражает от себя их прелесть»[33]. В этом же творении свт. Афанасий указывает и на практическое средство доказательства истинности христианства: «Все лее утверждаемое нами не на словах только опирается, но имеет свидетельство истины в самом опыте. ... А кто сказанное пе­ред этим хочет изведать собственным опытом, тот пусть придет и против демонского мечтания, против прелести прорицаний, против чудес волшебства употребит знамение осмеиваемого ими креста и произнесет только ими Христово, тогда увидит, как демоны обращаются им в бегство,прорицания прекраща­ются, всякое волшебство и обаяние уничтожаются»[34].

Из книги 

 

Ю.В.Максимов. История религий: Язычество, Иудаизм. Ислам. М.: МДА, 2011.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События