Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Митрополит Августин (Кантиотис): «Святая Троица — образец единства».

 

 

 Просмотреть исходную картинку

 

«Бых в дусе в день недельный, и слышах за собою глас велий яко трубы глаголющия: Аз есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» (Откр. 110).

 

Имя Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы превыше всех остальных; это имя —«еже паче всякаго имене» (Флп. 2, 9). Учение о Святой Троице есть центр всего догматического учения нашей Церкви, догмат из догматов.

Именно это мы исповедуем в Символе Веры: мы провозглашаем триипостасность Божества. Вот почему наша вера отличается от других: мы веруем, что Бог един, но имеет три ипостаси — Отец, Сын и Святой Дух. Святая Троица, помилуй мір Твой!

Божественная Литургия, которая служится в храме, тоже начинается с призывания Святой Троицы: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».

Что означают эти слова, если попытаться выразить их более простым языком? «Господи Боже мой, как прекрасен мир, материальный и духовный, который создал Ты, Отец, через Сына в Духе Святом! Троица Святая, слава Тебе!».

* * *

Давайте поговорим, дорогие мои, о Святой Троице. Прежде всего, мы должны с горечью сказать, что современное поколение совершенно не интересуется духовной жизнью и вопросами веры. Но не так было в прошлом. Например, в III–IV веках вопрос о Святой Троице вызывал у людей самый живой интерес.

Св. Афанасий Великий, выдающийся поборник Православной веры, не жалел своих сил для защиты православного вероучения.

Арий отрицал божественность Христа. Его последователи, понимая, что это лжеучение не пройдет, захотели внедрить его незаметно, путём компромисса. Но некоторые вещи несовместимы, например, несовместима правда и ложь…

И какой же они предложили компромисс? «Мы не просим ничего другого, — сказали они, —кроме изменения Символа веры всего на одну букву. Там, где написано «Рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша» (2-й член Символа веры), нужно добавить всего одну «йоту», наименьшую букву греческого алфавита. Чтобы вместо «ομοούσιον»(единосущный) стало «ομο-ι-ούσιον» (подобосущный)».

Но таким образом полностью изменилось бы учение нашей Церкви. Одно дело —«единосущный», и совсем другое дело — «подобосущный». Православные не согласились на это. И всего лишь из-за одной этой «йоты» происходили величайшие столкновения, и многие верующие пожертвовали своим здоровьем и жизнью, став исповедниками и мучениками,чтобы Символ веры остался без изменений.

Вы видите, какими были тогда верующие? Сегодня, к сожалению, они равнодушны. Если заговоришь с ними на тему догматов, они будут скучать и зевать. Но стоит завести разговор о деньгах, о женщинах и гулянках, о соседях и свадьбах, о политике и выборах… они будут слушать тебя до утра.

О Святой Троице, о догмате догматов? Им не интересно. Итальянский  ителлектуал Джованни Папини был сначала неверующим, а затем уверовал в Бога и, изучая Евангелие, написал книгу «История Христа», которая была переведена на многие языки. Там он говорит, что люди сегодня не верят в Святую Троицу, они поклоняются «троице» міра сего.

Что же это за «троица», которая столь дорога нашему грешному міру? Во-первых, это сила, которая изображается символом меча («Мой меч будет творить историю, — сказал Гитлер, — я буду править миром тысячу лет»). Во-вторых, это деньги — ведь если у тебя есть деньги, ты можешь купить себе все. А в-третьих — это плотская похоть. Вот что правит умами людей. К Святой же Троице они равнодушны.

Сегодня люди не просто безразличны к вере, но многие или совсем не имеют её, или враждебно относятся к ней. Они насмехаются, спорят, желают доказательств. «Послушайте, — говорят они, — возможно ли, чтобы Трое были Одним и чтобы Один был Тремя?». Что мы должны сказать им в ответ?

Мы исповедуем, что учение о Святой Троице — это тайна. Но я спрашиваю: единственная ли это тайна в міре? В природе тысячи загадок и тайн. Возможно ли их перечислить и сосчитать? Возьмем, например, электричество. Что это? Наука ещё окончательно не ответила на этот вопрос, а значит электричество является тайной. Что такое магнитное поле? Что такое всемирное тяготение? Что такое ядерная энергия? Исчерпывающего объяснения всему этому пока нет.

Так разгадай же сначала, о гордый человек, все тайны природы, прежде чем дерзко пытаться тебе проникнуть в превосходящую всякий ум высочайшую тайну Святой Троицы. Перед этой тайной приходят в трепет даже самые великие духоносцы.

Одним из них был блаженный Августин, имя которого ношу я, недостойный. Блаженный Августин пытался постичь тайну Святой Троицы. Он молился и размышлял ночи напролет, каким образом Три составляют Одно, но разгадать эту тайну не мог… Однажды, утомившись от занятий, он вышел из библиотеки и пошел на берег моря. Там он увидел маленького мальчика, который вырыл ямку в песке и маленьким сосудом наливал в нее воду из моря.

- Что ты делаешь, дитя мое? — спросил блаженный Августин.

- Хочу все море вместить в эту ямку.

- Дитя мое, это невозможно!

И тогда мальчик, который на самом деле был Ангелом Божиим, сказал блаженному Августину:

- Тем более невозможно вместить Тайну Святой Троицы маленькому человеческому уму…

Приблизиться к пониманию таинства можно не посредством слабого человеческого ума, но только полагаясь на то знание, которое даётся посредством веры.

Есть и другие неверующие, которые говорят: «Допустим, что мы согласимся с этим утверждением. Что нам это даст? Что мы приобретем, если поверим в Святую Троицу?». Отвечаем. Хотя некоторым может показаться, что догматы являются «сухими» и не имеют никакого влияния на человеческую жизнь, тем не менее они имеют на нас большое, просто огромное влияние.

Дерево состоит из многих частей, какая из них важнее? Это не ствол и не ветви, не листья и не цветы… Главное в дереве — то, чего не видно извне, это корень, который уходит в землю.

Зимой дерево кажется безжизненным и сухим, но это ничего не значит. Если корень его жив, то весной оно покроется листьями и цветами. Но если обрезать корень, пропадет и все дерево, потому что корень питает и ствол, и ветви, и листья, и цветы. Как для дерева главное — корень, так и здесь, в нашей вере, корень — это Святая Троица. Ее можно сравнить с единым корнем, из которого произрастают три древесных ствола.

Догмат о Святой Троице имеет большое значение в нашей жизни. Что сегодня считается жизненно-важным, «горячим» вопросом? Это единство! Единство — это великая вещь. Но если мы посмотрим вокруг, увидим ли мы единство в действительности?

Существуют ли единые, цельные личности? Нет. Если вы спросите у психологов, то они вам скажут, что даже у самого разумного человека бывают так называемые «пятиминутки безумия». Где единство в жизни нашей души? Все мы страдаем от раздвоения личности.

Существует ли единство в семье? Нет, увы… Об этом свидетельствуют разводы, семейные драмы и преступления. Один женатый мужчина, который когда-то вступил в брак по любви, некоторое время спустя, когда его спросили, как у него дела, сказал: «Нет гармонии между нами. Теперь, когда я ближе узнал свою жену, то стал больше, чем прежде, ценить собак!». Скоро у нас будет процветать бандитизм, как в Чикаго…

И, наконец, есть ли единство в нашем обществе? Увы… Мы разделены между собой, наша малая родина вся поделилась на партии…

Так где же, в конце концов, существует единство? Не на земле. Возвысьте свои очи выше гор, посмотрите на небо. Перенеситесь своим мысленным взором выше Солнца, выше галактик и звезд. Туда, где звучит «Осанна» от архангельских чинов, к Престолу нашего Господа, Триипостасного Бога. Туда, где Отец, Сын и Святой Дух. Эти три священных Лица имеют между собою единство.

Они совершенно единомысленны друг с другом. Что любит Отец, то же любит и Сын, и Святой Дух. Что желает Отец, то же самое угодно и Сыну, и Святому Духу.

Между ними нет никаких разногласий. Нерушимое единство, образец единства, архетип единства. Вот почему вечером в Великий Четверг, когда Христос оставил толпу, Он горячо молился Отцу, чтобы христиане, верующие во имя Его, были едины: «Отец Мой Небесный, прошу Тебя: «Да будут едино» (Ин. 17, 12). «Якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут» (Ин. 17, 21).

Таким образом, единство Лиц Пресвятой Троицы является образцом единства, к которому должны стремиться мы с вами. Так, и во время Божественной литургии мы говорим: «Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы…»

 

* * *

Единство — это великая вещь. Когда-то наша Родина была единой. И тогда она достигла до звезд и могла воплотить в жизнь самые большие мечты. Но потом пришло разделение, начались нестроения и раздоры, ведущие нас к погибели. Как же нам нужно это единство!

Единство личное, семейное, общественное, национальное, единство всеобщее. «И будет едино стадо, един пастырь» (Ин. 10, 16). Настанет время, когда это произойдет. Все флаги будут упразднены и только один флаг будет развеваться по всему миру.

И это не будет знамя той или иной сверхдержавы, но будет знамя Святой Троицы, Её же, отроцы, пойте и превозносите во вся веки. Аминь.

 

(†) Митрополит Флоринский Августин (Кантиотис)

19.06.1989.

 

 

Источник: http://anavaseis.blogspot.com/2013/06/blog-post_24.html

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г. 



Подписка на новости

Последние обновления

События